Дело № <номер>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата>
Советский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Д.Д.Д.
при секретаре К.К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Владивостока к Х.Х.Х. о предоставлении доступа в жилое помещение,
установил:
Администрация г. Владивостока обратилась в суд с иском к Х.Х.Х. о предоставлении доступа в жилое помещение, указав, что в администрацию г. Владивостока поступило обращение ТСЖ «Давыдовское» по факту самовольной перепланировки, переустройства жилого помещения собственником квартиры № <номер> в доме № <номер> по ул.Давыдова в г.Владивостоке Х.Х.Х. Органом местного самоуправления были предприняты меры к организации осмотра указанного жилого помещения с целью установления фактов нарушения жилищного законодательства, однако ответчик доступ в жилое помещение специалистам администрации г. Владивостока не предоставил. С целью осуществления контролирующих полномочий администрация г. Владивостока просит обязать Х.Х.Х. предоставить специалистам администрации г. Владивостока доступ в квартиру № <номер> в доме № <номер> по ул. Давыдова в г. Владивостоке для организации осмотра вышеуказанного помещения на предмет наличия либо отсутствия самовольной перепланировки и переустройства.
В судебном заседании представитель администрации г. Владивостока В.Т.П. требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления.
Ответчик Х.Х.Х. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие доказательств наличия в принадлежащей ответчику квартире перепланировки и переустройства.
Представитель третьего лица ТСЖ «Давыдовское» М.С.Г. в судебном заседании исковые требования администрации г. Владивостока поддержала, пояснила, что жильцы вышерасположенных над квартирой ответчика жилых помещений обращаются в ТСЖ по поводу возникновения трещин в несущих конструкциях стен. Члены правления ТСЖ, сотрудники МЧС пытались осмотреть квартиру Х.Х.Х. на наличие дефектов в несущих конструкциях. Ответчик отказался предоставить доступ в жилое помещение.
Представитель ОАО «МДМ-Банк» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен (л.д.23). На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя банка.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, показания свидетеля С.С.С., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования администрации г. Владивостока подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов гражданского дела усматривается, что Х.Х.Х. является собственником жилого помещения по адресу: г.Владивосток, ул. Давыдова, <номер>, <номер> (л.д.7-8).
29.10.2015 г. в администрацию г. Владивостока поступило заявление собственников жилых помещений многоквартирного дома в лице председателя правления ТСЖ «Давыдовское» М.С.Г. о том, что несколько собственников квартир произвели перепланировку, выразившуюся в выполнении дверного проема в наружной капитальной стене дома, в результате чего в квартире № <номер>, принадлежащей С.С.С., возникли трещины в несущих стенах. В квартире № <номер> имеется дверной проем в наружной капитальной стене, отсутствующий на плане БТИ. Доступ в квартиру председателю ТСЖ собственник квартиры Х.Х.Х. не предоставляет (л.д.6).
Для проверки заявления ТСЖ «Давыдовское» специалистами отдела по вопросам жилищных отношений Управления содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока была организована проверка состояния жилого помещения, принадлежащего ответчику, в связи с чем Х.Х.Х. направлялось уведомление о необходимости предоставлении доступа специалистам в жилое помещение (л.д. 9, 11). Доступ в жилое помещение специалистам администрации г. Владивостока ответчиком предоставлен не был, произвести осмотр квартиры не представилось возможным, о чем составлен акт от 02.12.2015 (л.д. 10).
Согласно статье 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с частью первой статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно п. 1.2 Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений, переводе жилых помещений в нежилые помещения, нежилых помещений в жилые помещения, принятого Думой города Владивостока 28.02.2006 в ред. Муниципальных правовых актов города Владивостока от 04.06.2013 № 37-МПА, от 13.05.2015 № 191-МПА) администрация города Владивостока является органом местного самоуправления, уполномоченным на территории Владивостокского городского округа рассматривать заявления, связанные с переустройством и (или) перепланировкой помещения, переводом жилых помещений в нежилые помещения, нежилых помещений в жилые помещения (далее - уполномоченный орган).
Орган администрации города Владивостока, уполномоченный в области жилищных отношений, осуществляет подготовку проектов решений о согласовании (об отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки помещений, о переводе (об отказе в переводе) жилых помещений в нежилые помещения, нежилых помещений в жилые помещения, представление вышеуказанных проектов решений на подпись главе города Владивостока или уполномоченному им должностному лицу администрации города Владивостока.
В соответствии с пунктами 7, 9 и 9.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществлению муниципального жилищного контроля; определению порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки.
Обеспечение органом местного самоуправления контроля за муниципальным жилым фондом выражается в первую очередь в обеспечении его сохранности.
Поскольку в результате самовольных перепланировок и переустройства в жилых помещениях могут нарушаться права и законные интересы проживающих в домах граждан, администрация в целях недопущения создания угрозы их жизни и здоровью обязана реагировать на поступившую информацию о таких нарушениях и производить осмотр жилых помещений.
Осуществление препятствий в исполнении администрацией города возложенных на нее функций в виде не представления доступа в жилое помещение нарушает права проживающих в доме граждан.
В судебном заседании свидетель С.С.С. подтвердила объяснения председателя ТСЖ «Давыдовское» о наличии трещин в несущих конструкциях жилого дома, указала на техническом плане квартир ответчика местоположения дверного проема на балкон в несущей стене.
Решение о согласовании перепланировки жилого помещения по адресу г. Владивосток, ул. Давыдова, д.<номер>, кв.<номер> уполномоченным органом не принималось.
С учетом обращения граждан о проведении ответчиками самовольной перепланировки жилого помещения орган местного самоуправления обязан провести проверку в целях выявления самовольной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения и соблюдения прав лиц, охраняемые законом интересы которых могут быть ущемлены в результате изменения технических характеристик и назначения помещений.
Согласно пункту 2 статьи 3 Жилищного кодекса РФ и ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании решения суда.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на неприкосновенность частной собственности и неприкосновенность жилища, не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу статьи 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Материалами дела подтверждена необходимость обследования квартиры ответчика Х.Х.Х. для определения возникновения дефектов квартиры № <номер> и предотвращения ее дальнейшего разрушения.
С учетом изложенного с целью соблюдения прав и законных интересов жильцов дома № <номер> по ул. Давыдова в г. Владивостоке, а также администрации г. Владивостока как владельца муниципального жилищного фонда, суд находит возможным ограничить право Х.Х.Х. на неприкосновенность частной собственности и возложить на него обязанность предоставить специалистам администрации г. Владивостока доступ в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение для организации его осмотра с целью выполнения истцом контролирующих полномочий.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 руб.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку администрация города Владивостока освобождена от уплаты государственной пошлины и ее исковые требования судом удовлетворены, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат взысканию в местный бюджет с ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Администрации г. Владивостока к Х.Х.Х. о предоставлении доступа в жилое помещение удовлетворить.
Обязать Х.Х.Х. предоставить специалистам администрации г. Владивостока доступ в жилое помещение по адресу: г. Владивосток, ул. Давыдова, д. <номер> кв. <номер> для организации осмотра указанного помещения на предмет наличия или отсутствия самовольных перепланировки и переустройства.
Взыскать с Х.Х.Х. в бюджет муниципального образования Владивостокский городской округ государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья Д.Д.Д.