Судья Майкова Н.Н. Дело № 33-6048/2022
(№ 2-1213/2022)
64RS0046-01-2022-000632-81
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2022 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Негласона А.А., Шайгузовой Р.И.,
при ведении протокола помощником судьи Лисовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овчинникова Сергея Вячеславовича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о признании права на досрочную пенсию, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 21 марта 2022 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения представителя ответчика Халяпиной Т.П., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Овчинников С.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее – ГУ ОПФР по Саратовской области) о признании права на досрочную пенсию.
Требования мотивировал тем, что 30 августа 2021 года он обратился в ГУ УПФР в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ ОПФР по Саратовской области № 448001/21 от 12 ноября 2021 года ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Ответчиком не включены в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком № 2, периоды работы с 30 марта 1993 года по 21 марта 1996 года, с 12 мая 1996 года по 09 августа 1997 года в должности газоэлектросварщика в Крестьянском хозяйстве «Силаев В.Х.», так как отсутствует подтверждение уплаты страховых взносов в ПФР Крестьянским хозяйством «Силаев В.Х.».
Считая свои пенсионные права нарушенными, Овчинников С.В. обратился в суд, который просил включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» спорные периоды трудовой деятельности, признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости с 30 октября 2020 года и возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента приобретения права на нее – с 11 сентября 2021 года.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 21 марта 2022 года исковые требования Овчинникова С.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ ОПФР по Саратовской области просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает, что указанное решение постановлено с нарушением норм материального права, судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам. В доводах жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление.
В возражениях на апелляционную жалобу Овчинников С.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Истец Овчинников С.В., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явился, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015.
Согласно ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Овчинников С.В., 11 сентября 1966 года рождения, является гражданином РФ, 11 сентября 2021 года достиг 55-летнего возраста, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 23 марта 1999 года.
30 августа 2021 года Овчинников С.В. обратился в ГУ УПФР в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) с заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ ОПФР по Саратовской области № 448001/21 от 12 ноября 2021 года ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Ответчиком не включены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 30 марта 1993 года по 21 марта 1996 года, с 12 мая 1996 года по 09 августа 1997 года в должности газоэлектросварщика в Крестьянском хозяйстве «Силаев В.Х.», так как отсутствует подтверждение уплаты страховых взносов в ПФР Крестьянским хозяйством «Силаев В.Х.».
Согласно решению пенсионного органа Овчинников С.В. в возрасте 55 лет имеет 22 года 06 месяцев 19 дней страхового стажа, стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком № 2 – 15 лет 04 месяца, величина ИПК – 43, 949.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 20 января 2022 года, Крестьянское хозяйство Силаев В.Х., снято с учета 27 апреля 2011 года.
Факт работы истца в спорный период в качестве газоэлектросварщика подтверждается трудовой книжкой (л.д. 17-22).
Ответчиком в подтверждении своей позиции предоставлены ведомости финансовых результатов КХ «Силаев В.Х.» от 31 декабря 1993 года, от 31 декабря 1994 года, от 31 декабря 1995 года, истребованные из ИФНС по Новоузенскому району Саратовской области, согласно которым отсутствуют сведения об оплате труда лиц, работающих по договору (л.д. 45-55).
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов трудовой деятельности с 30 марта 1993 года по 21 марта 1996 года, с 12 мая 1996 года по 09 августа 1997 года в должности газоэлектросварщика в Крестьянском хозяйстве «Силаев В.Х.», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что невыполнение крестьянским хозяйством обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не влечет за собой снижение гарантированного государством уровня социальной защиты истца в связи с наступлением пенсионного возраста.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ст. 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» (действовал до 01 января 2002 года) в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Согласно ст. 8 названного Закона финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса РФ).
С учетом изложенного, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как и в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, так и в настоящее время должна осуществляться работодателем.
Деятельность крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) в спорный период работы истца регулировалась Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее Закон № 348-1), утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ.
В соответствии со ст. 22 Закона № 348-1 крестьянскому хозяйству разрешалось использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством РСФСР, условия которого могли регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда.
При этом п. 6 ст. 25 Закона № 348-1 предусматривалось, что время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, подлежало зачету в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
Закон № 348-1 не содержит положений, которые бы предусматривали обязанность граждан, являющихся работниками крестьянского фермерского хозяйства по найму, самостоятельно уплачивать за себя взносы по социальному страхованию.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона № 348-1 порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1020 установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год. При этом доход для исчисления страхового взноса определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, общие от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2014 года № 1551-О, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей, он уплачивает страховые взносы за себя и за каждого члена крестьянско-фермерского хозяйства.
Таким образом, плательщиком страховых взносов за членов и наемных работников Крестьянского хозяйства «Силаев В.Х.», в том числе и за истца Овчинникова С.В., в спорный период являлся глава Крестьянского хозяйства «Силаев В.Х.», который и должен нести соответствующую ответственность за невыполнение указанной обязанности.
Ст. 237 КЗоТ РСФСР (действовал до 01 февраля 2002 года) предусматривалось, что взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет государственного социального страхования.
Таким образом, гарантируя права работников, законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателем взносов на социальное обеспечение не лишала работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит и права на пенсию.
Аналогичная правовая позиция выражена и Конституционным Судом РФ в постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П, которым п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признан не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, а также в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому невыполнение работодателем как субъектом отношения по обязательному социальному страхованию обязанности по уплате страховых взносов не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Поэтому право работника, работающего на условиях найма в крестьянском фермерском хозяйстве, на включение периодов указанной трудовой деятельности в стаж и на реализацию его пенсионных прав не может быть поставлено в зависимость от надлежащего исполнения работодателем предусмотренной законом обязанности по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Учитывая, что факт работы истца в Крестьянском хозяйстве «Силаев В.Х.» в спорный период работы подтвержден трудовой книжкой, являющейся основным документом, подтверждающим наличие трудового стажа, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что неуплата главой крестьянского хозяйства страховых взносов за истца не может послужить основанием для умаления его прав на пенсионное обеспечение.
Не может служить основанием для этого и довод ответчика о том, что запись в трудовой книжке истца о работе в Крестьянском хозяйстве «Силаев В.Х.» в силу ч. 5 ст. 22 Закона № 348-1 подлежала подтверждению местным Советом народных депутатов, а истец не представил такого подтверждения, поскольку указанная обязанность лежала на работодателе, ненадлежащее ведение трудовой книжки само по себе не может повлечь отрицательные последствия для работника, на которого законом не возложена обязанность контролировать правильность внесения в нее соответствующих записей.
С учетом включения спорных периодов работы в стаж работы истца, возраста истца, а также его своевременного обращения в пенсионный фонд, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 11 сентября 2021 года.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 21 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: