УИД 05RS0017-01-2020-002904-28
Судья Ахмедханов И.М.
Дело № 33-3968 -21 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 07 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Алиевой Э.З. и Сатыбалова С.К.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МУП «Горводоканал» г.Избербаш по доверенности Агаева М. на, которым постановлено:
«Исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей к МУП «Горводоканал» г. Избербаш о признании действий ответчика по предоставлению услуг водоснабжения населению с нарушением прав и законных интересов потребителей противоправными удовлетворить.
Признать действия ответчика - МУП «Горводоканал» г. Избербаш по предоставлению услуг водоснабжения населению г. Избербаш с нарушением прав и законных интересов потребителей противоправными.
Обязать МУП «Горводоканал» обеспечить население г. Избербаш питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4 1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» и ст. 23 ФЗ №416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении».
Обязать МУП «Горводоканал» г. Избербаш, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу произвести населению г. Избербаш перерасчет начисленной платы за холодное водоснабжение в период с 19.11.2020 по 10.12.2020.
Обязать МУП «Горводоканал» довести до сведения потребителей решение суда в месячный срок с момента вступления его в законную силу путем размещения на своем официальном сайте в сети Интернет»
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителя МУП «Горводоканал» г.Избербаш по доверенности Агаева М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Начальник ТО Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш Тагиров А.С. обратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей к МУП «Горводоканал» о признании действий ответчика по предоставлению услуг водоснабжения населению с нарушением прав и законных интересов потребителей противоправными, об обязании обеспечить население г. Избербаш питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4 1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» и ст. 23 ФЗ № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», обязании ответчика МУП «Горводоканал» г. Избербаш в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу произвести населению г. Избербаш перерасчет начисленной платы за холодное водоснабжение в период с 19.11.2020 по 10.12.2020, довести в установленный судом срок через средства или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В обоснование иска указано, что в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 30.03.1999 №52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» (далее - Положения) для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется государственный социально - гигиенический мониторинг.
Согласно п. 6 вышеуказанного Положения, в целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдения: а) за состоянием здоровья населения; б) за факторами среды обитания человека, включая социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха).
ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г. Избербаш (далее - Роспотребнадзор) осуществляется наблюдение и контроль за состоянием водоснабжения и водоотведения в городском округе «город Избербаш».
В связи с ухудшением погодных условий, выпадения обильных осадков и ухудшение качества воды по органолептическим показателям (мутности) и в целях исключения угрозы возникновения и распространения среди населения г. Избербаш случаев острых кишечных инфекционных и неинфекционных заболеваний(отравлений) с водным фактором передачи, проанализировав результаты мониторинга питьевой воды в г.Избербаш установил несоответствие подаваемой населению питьевой воды требованиям санитарных норм и правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по микробиологическим и органолептическим показателям (мутности).
Согласно поступившей в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш информации из ИЛЦ ФБУЗ «ЦГ и Э» в РД в г. Избербаш № 18/1132-01-20:
- вода водопроводная: с крана пр. Мира, 6, - микробиологические показатели (общее микробное число (ОМЧ)- 62,(в норме- 50); общие колиформные бактерии(ОКБ) - 2,0 (в норме не допускается); термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ)-2,0 (в норме не допускается). Протокол лабораторных исследований ИЛЦ ФБУЗ «ЦТ и Э» в РД №1.0232 от 20.11.2020;
- вода водопроводная: с крана по ул. Нефтяников,5 микробиологические показатели (общее микробное число (ОМЧ)- 69,(в норме- 50); общие колиформные бактерии(ОКБ)-1,6(в норме не допускается); термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ)-1,6(в норме не допускается). Протокол лабораторных исследований ИЛЦ ФБУЗ «ЦТ и Э» в РД № 1.0233 от 20.11.2020;
- вода водопроводная: с крана ул.Ленина,8 - микробиологические показатели (общее микробное число (ОМЧ)- 67,(в норме- 50); общие колиформные бактерии(ОКБ) -1,6(в норме не допускается); термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ)-1,6(в норме не допускается). Протокол лабораторных исследований ИЛЦ ФБУЗ «ЦТ и Э» в РД № 1.0234 от 20.11.2020;
- вода водопроводная: с крана ул. Маяковского, 102- микробиологические показатели (общее микробное число (ОМЧ)- 71,(в норме- 50); общие колиформные бактерии(ОКБ) -1,6(в норме не допускается); термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ)-1,6(в норме не допускается). Протокол лабораторных исследований ИЛЦ ФБУЗ «ЦТ и Э» в РД №1.0235 от 20.11.2020;
- вода водопроводная: с крана насосная пр.Мира и Буйнакского - микробиологические показатели (общее микробное число (ОМЧ)- 73,(в норме-50); общие колиформные бактерии(ОКБ) - 2,3( в норме не допускается); термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ)-2,3(в норме не допускается). Протокол лабораторных исследований ИЛЦ ФБУЗ «ЦТ и Э» в РД №1.0236 от 20.11.2020.
Протокол лабораторного исследования №1.0255 от 23.11.2020 и экспертное заключение № 18/672-01-20 от 23.11.2020, общее микробное число (ОМЧ) - 100, (в норме - 50); общие колиформные бактерии (ОКБ) - 2(в норме не допускается); термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ)-2 (в норме не допускается).
Протокол лабораторного исследования №1.0256 от 23.11.2020 и экспертное заключение №18/667-01-20 от 23.11.2020 общее микробное число (ОМЧ)- 110, (в норме - 50); общие колиформные бактерии (ОКБ) - 3,6 (в норме не допускается); термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ)-3,6 (в норме не допускается).
Протокол лабораторного исследования №1.0257 от 23.11.2020 и экспертное заключение №18/671-01-20 от 23.11.2020 общее микробное число (ОМЧ)- 110, (в норме - 50); общие колиформные бактерии (ОКБ) - 3(в норме не допускается); термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ)-З (в норме не допускается).
Протокол лабораторного исследования №1.0258 от 23.11.2020 и экспертное заключение №18/670-01-20 от 23.11.2020 общее микробное число (ОМЧ)- 120, (в норме - 50); общие колиформные бактерии (ОКБ) норме не допускается); термотолерантные колиформные бактерии (Т (в норме не допускается)
Протокол лабораторного исследования №1.0259 от 23.11.202 экспертное заключение №18/66971-01-20 от 23.11.2020 общее микр число (ОМЧ)- 110, (в норме- 50); общие колиформные бактерии(ОКБ) - норме не допускается); термотолерантные колиформные бактерии (ТК (в норме не допускается).
Протокол лабораторного исследования №1.0260 от 23.11.2020 экспертное заключение №18/668-01-20 от 23.11.2020 общее микро число (ОМЧ)- 90, (в норме - 50); общие колиформные бактерии(ОКБ) - 3, норме не допускается); термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) (в норме не допускается).
Согласно поступившей в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш информации из ИЛЦ ФБУЗ « и Э» в РД в г. Избербаш № 18/1246-01-20 от 07.12.2020.
- вода РЧВ (резервуар чистой воды)- мутность- 54,6, (в норме не более 2,6 ЕМФ) протокол испытаний №03549 от 02.12.2020; и эксперт заключение по результатам лабораторных исследований №18/876 04.12.2020.
-вода водопроводная: с крана пр. Мира,6, - мутность- 48,4, (в норме более-2,6 ЕМФ) протокол испытаний №03553 от 02.12.2020 и эксперта заключение по результатам лабораторных исследований №18/863 04.12.2020.
-вода водопроводная: с крана ул.Ленина,8- мутность- 57 (в норме более-2,6ЕМФ) протокол испытаний №03551 от 02.12.2020; и эксперта заключение по результатам лабораторных исследований №18/873 04.12.2020.
-вода водопроводная: с крана ул. Маяковского, 102- мутность- 62,2 (норме не более-2,6ЕМФ) протокол испытаний №03552 от 02.12.2020; экспертное заключение по результатам лабораторных исследований №18/87 от 04.12.2020.
-вода водопроводная: с крана насосная пр.Мира и ул. Буйнакского мутность - 57,9 (в норме не более-2,6) протокол испытаний №03554 02.12.2020; и экспертное заключение по результатам лабораторных исследований № 18/867 от 04.12.2020.
- вода водопроводная п.Приморский- мутность- 52,8 (в норме не более- 2,6ЕМФ) протокол испытаний №03550 от 02.12.2020;
Согласно поступившей в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш информации из ИЛЦ ФБУЗ «ЦТ и Э» в РД в г. Избербаш № 18/1247-01-20 от 07.12.2020.
- вода РЧВ (резервуар чистой воды)- мутность- 23,9, (в норме не более- 2,6 ЕМФ) протокол испытаний №03277 от 27.11.2020 и экспертное заключение по результатам лабораторных исследований №18/886 от 04.12.2020.
- вода водопроводная: с крана пр. Мира,6, - мутность- 34,0, (в норме не более-2,6 ЕМФ) протокол испытаний №03280 от 27.11.2020 и экспертное заключение по результатам лабораторных исследований №18/889 от 04.12.2020.
- вода водопроводная: с крана ул.Ленина,8- мутность- 57 (в норме не более-2,6ЕМФ) протокол испытаний №03278 от 27.11.2020 и экспертное заключение по результатам лабораторных исследований №18/887 от 04.12.2020.
- вода водопроводная: с крана ул. Маяковского, 102- мутность- 31,1 (в норме не более-2,6ЕМФ) протокол испытаний №03279 от 27.11.2020 и экспертное заключение по результатам лабораторных исследований №18/888 от 04.12.2020.
- вода водопроводная: с крана насосная пр.Мира и Буйнакского- мутность - 57,9 (в норме не более-2,6) протокол испытаний №03281 от 27.11.2020 и экспертное заключение по результатам лабораторных исследований №18/890 от 04.12.2020.
- вода водопроводная п.Приморский- мутность- 43,7 (в норме не более- 2,6ЕМФ) протокол испытаний №03282 от 27.11.2020 и экспертное заключение по результатам лабораторных исследований №18/891 от 04.12.2020.
Ситуация сохраняется и в настоящее время.
В целях предупреждения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения г. Избербаш и обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным Законом № 416 от 7 декабря 2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2.7.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Все это является нарушением табл. 4.; 6 п.п. 3.5; 4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к
Вынесено Постановление Главгоссанврача по РД в г. Избербаш № 16 от 19.11.2020 № 18 от 07.12.2020 «О запрещении использования воды, подаваемой централизованной системой водоснабжения в г. Избербаш для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения в г. Избербаш».
В целях предупреждения массовых инфекционных заболеваний населения в г. Избербаш и обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным Законом от 7 декабря 2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации п. 2.7.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»,
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 23 ФЗ №416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствую установленным требованиям, а также органы местного самоуправления поселений обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды,
В соответствии с Законом РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» (Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги):
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации б безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоров потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливают законом или в установленном им порядке.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 «Качество товара (работы, услуги)» Закона Р от 07 февраля 1992 года, № 2300 - 1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательны требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг (далее Правила № 354)...
Пункта 98. Правил №354 -При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В соответствии с п.101. Правил №354 -При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148 настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам.
В соответствии с п.7 ч. 4 ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300 - 1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
Ответчиком нарушаются требования Федерального закона 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300 - 1 «О защите прав потребителей».
Данные факты действия (бездействия) ответчика, подтвержденные документально образуют нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обеспечении население питьевой водой, которая должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Принимая во внимание вышеизложенное, истец просил: признать действия МУП «Горводоканал» г. Избербаш по предоставлению услуг водоснабжения населению с нарушением прав и законных интересов потребителей противоправными, обязать обеспечить население г. Избербаш питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4 1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» и ст. 23 ФЗ № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», обязать ответчика МУП «Горводоканал» г. Избербаш, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу произвести населению г. Избербаш перерасчет начисленной платы за холодное водоснабжение в период с 19.11.2020 по 10.12.2020 довести в установленный судом срок через средства или иным способом до сведения потребителей, решение суда.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МУП «Горводоканал» г.Избербаш по доверенности Агаев М. просит об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что ответчик МУП «Горводоканал» предпринимает все необходимые и возможные меры для надлежащего исполнения по поставке воды населению города, в той мере, в какой возможно, действуя осмотрительно (усиленный режим работы, гиперхлорирование, информирование населения через средства массовой информации, информирования соответствующих контролирующих органов, и т.д., в том числе и истца, путем предоставления соответствующих документов - результатов лабораторных исследований), что не привело каким-либо последствиям в виде возникновения и распространения очагов инфекционных заболеваний.
Кроме того, ухудшение качества воды наступило по причине длительных атмосферных осадков, доставка воды до места водозабора озеро Рыбье осуществляется через открытые источники (КОР)
Отсутствие самой технологической возможности по очистке воды и доведения ее до нормативного уровня по причине не передачи комплекса зданий (сооружений) самих водоочистных очистных сооружений, МУП «Горводоканал» не может нести ответственность и привлекаться к какой- либо ответственности за подачу воды не соответствующего нормативного уровня и не может расцениваться бездействием или умышленным действием в форме вины, т. е. МУП не может и не гарантирует, что вода будет доведена до нормативного уровня по причине вышеуказанных обстоятельств.
При наличии, переданных на баланс МУП водоочистных сооружений и при этом не принятии мер по очистке подаваемой воды до нормативного уровня, действительно, имело бы место бездействия и МУП был бы обязан довести воду до нормативного уровня. В противном случае, при отсутствии технического оборудования соблюсти сам технологический процесс по очистке воды до нормативного уровня физически не представляется возможным.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, несмотря на надлежащее извещение, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Судом установлено, что в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по РД в Избербаш поступила информация из ИЛЦ ФБУЗ «ЦГ и Э» о проведенных лабораторных исследованиях.
Из экспертного заключения ФБУ Здравоохранения «Центра гигиены и эпидемиологии в РД по результатам лабораторных исследований питьевой воды №18/643-01-20 от 20.11.2020, дано заключение о несоответствии требованиям СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Из указанного экспертного заключения ФБУ Здравоохранения «Центра гигиены и эпидемиологии в РД по результатам лабораторных исследований питьевой воды №18/672-01-20 от 23.11.2020, дано заключение о несоответствии ОКБ,ТКБ,ОМЧ требованиям СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд руководствовался следующими нормами закона.
Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1.6 СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения" организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В соответствии с ч.2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно пункту 3 статьи 2 вышеуказанного закона, водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункты 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении. Население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.
Между тем, как следует из материалов дела, доказательств исполнения предъявленных истцом требований представителем ответчика – МУП «Горводоканал» Агаевым М.Ш. суду не представлено и таковые судом не добыты.
В соответствии с п.п. 10, 11 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении": органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет").
Удовлетворяя заявленные истцом требований к ответчику - МУП «Горводоканал» суд первой инстанции исходил установленных по делу юридически значимых обстоятельств.
В частности, как усматривается из объяснений представителя МУП «Горводоканал» Агаева М.Ш., данных им в судебном заседании, выше указанные требования ТО Роспотребнадзора не были исполнены в связи с отсутствием финансирования.
Указанные доводы представителя МУП «Горводоканал» о недостаточности у предприятия финансовых средств для устранения выявленных при проверке нарушений, судом правильно признаны несостоятельными, так как они противоречат п.5 ст. 113, п.7 ст.114 Гражданского кодекса РФ, Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Уставу МУП «Горводоканал» в соответствии с которыми МУП «Горводоканал» является муниципальной организацией, осуществляющей свою деятельность на возмездной основе и отвечающей за свои обязательства собственным имуществом, в связи, с чем отсутствие финансовых средств не является основанием для его освобождения от исполнения требований законодательства, поскольку отсутствуют доказательства принятия МУП «Горводоканал» мер к обеспечению данного предприятия необходимым финансированием и оборудованием.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Администрации ГО «город Избербаш» №520 от 28.06.2013 «О наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети», статусом гарантирующей организации наделено МУП «Горводоканал» г. Избербаш.
В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
В соответствии с п. 2.1.2. Санитарно-эпидемиологических правилах СП 1.3.2322-08 деятельность каждого структурного подразделения (микробиологической лаборатории, цеха, производственного участка и т.п.), связанная с использованием ПБА III-IV групп, должна осуществляться на основании санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии сФедеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 19 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
Судом установлено, что в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и лицензия на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных в соответствии с требованиями законодательства, ответчиком МУП "Горводоканал" не получены, доказательств обратного суду не предоставлено.
В соответствии с п. п. 3.4.6, 3.4.8 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода - Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", промывка и дезинфекция сетей считается законченной при соответствии качества воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, а производственный контроль эффективности промывки и дезинфекции проводится организациями, эксплуатирующими системы теплоснабжения и горячего водоснабжения.
С учетом всего вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований к ответчику МУП "Горводоканал" в полном объеме.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
С учетом вышеприведенных положений законодательства, суд правомерно обязал ответчика - МУП "Горводоканал" довести в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации (местную газету, телевидение) или путем размещения на своих официальных сайтах в сети Интернет до сведения потребителей решение суда.
Указанные нарушения в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца и возложении на ответчика обязанности провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод до достижения установленных нормативов водоотведения.
Доводы ответчика о непоступлении средств на указанные цели от администрации г.Избербаша, не освобождают ответчика от обязанности проводить мероприятия по улучшению качества сточных вод, сбрасываемых в водный объект, поскольку данных об обращении с подобными просьбами и заявлениями в адрес муниципального образования представителем ответчика не представлено как в суд первой, так и в суд апелляционной инстанции..
Ссылки ответчика на то, что МУП находится на стадии банкротства также не является основанием для освобождения ответчика от возложенных на него обязательств, поскольку вопрос о банкротстве не разрешен, предприятие продолжает функционировать и оказывать услуги по водообеспечению населения питьевой водой, тем самым судом установлен факт нарушения ответчиком требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и водопользования.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение данных требований ответчиком не представлено доказательств невозможности совершения действий, возложенных на него решением суда.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они в полной мере соответствуют обстоятельствам дела и основаны на верном применении и толковании норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 16 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: