№ 2-23/2020
УИД: 52RS0039-01-2019-000816-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Лысково 28 января 2020 года
Лысковский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Пескова В.В.,
при секретаре судебного заседания Колумбаевой С.В.,
с участием истца Колобова С.А.,
представителя ответчика, ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области, Олонцевой Е.А., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колобова С. А. к ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж для назначения страховой пенсии на льготных условиях, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Колобов С.А. обратился в Лысковский районный суд Нижегородской области с вышеуказанным иском к ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Нижегородской области, указав в обоснование своих требований, что работал каменщиком, а также водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, что даёт ему право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Имея необходимый стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости он ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с письменным заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Однако решением комиссии при ГУ УПФ РФ по Лысковскому району от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении указанной пенсии ему отказано в виду отсутствия требуемого 20-летнего стажа работы, не включены в специальный стаж, следующие оспариваемые ей периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности каменщика в <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности водителя автобуса в <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах в <данные изъяты>.
Всего ответчиком зачтено в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии 05 месяцев 14 дней.
Отказ в назначении пенсии считает незаконным, просит включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Колобов С.А. исковые требования, поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Лысковскому району Олонцева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
Свидетели ФИО1, ФИО2, допрошенные в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, показали, что вместе с истцом работали каменщиками в <данные изъяты> около пяти лет. При этом, входили в состав бригады каменщиков, которая занималась строительством. Занимались только кладкой кирпича, иные работы не выполняли.
ФИО3, допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что вместе с истцом работали в <данные изъяты> в период с 1985 года по 1986 года, истец был водителем автобуса, осуществлял городские перевозки, сам же свидетель был начальником отряда пассажирских перевозок. При этом, указал, что были приказы о создании городской бригады, составлялись графики работы на месяц, утвержденные приказом, путевые листы.
ФИО4, допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, показал, что вместе с истцом работали в автоколонне в автобусном парке, работали на городском маршруте, была отдельная бригада.
ФИО5 А.С., допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что вместе с истцом работали на автобусе по городу в <данные изъяты>, обслуживали только городские маршруты по сменам.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Положениями ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что: установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1); Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией... устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6).
Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии,.. ., утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») (п. 12).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Судом из трудовой книжки истца Колобова С.А. установлено, что истец в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности водителя автобуса в <данные изъяты>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности каменщика в <данные изъяты>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности водителя в <данные изъяты>.
Считая, что у него есть необходимый трудовой стаж для назначения льготной пенсии, истец обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как работающему в качестве водителя на регулярных городских маршрутах и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по Списку № 2, как работающему в качестве каменщика.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ № истцу в назначении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано, в связи с отсутствием достаточного специального стажа.
Всего ответчиком засчитано в стаж деятельности с тяжелыми условиями труда 05 месяцев 14 дней.
При этом в специальный стаж не были зачтены следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности водителя автобуса в <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности каменщика в <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах в <данные изъяты>.
Истец претендует на включение перечисленных периодов в подсчет специального стажа в календарном исчислении, а также просит обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд обращает свое внимание, что информация, содержащаяся в трудовой книжке истца, о работе в спорные периоды, носит общий характер и не позволяет определить, какому именно фактору вредности подвергался истец, сколько времени занимала эта работа (80% или менее), в связи с чем требуется представление дополнительных документов, подтверждающих характер работ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Согласно разделу XXVII, поз. 2290000а-12680 Списка № 2 право на льготное пенсионное обеспечение имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
В соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (аналогичное правило предусмотрено в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в ст. 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Приведенными нормативными положениями и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
В материалах дела имеется трудовая книжка истца (л.д. 9-13), согласно которой истец ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в <данные изъяты> учеником каменщика, ДД.ММ.ГГГГ ему был присвоен 2-й разряд каменщика, ДД.ММ.ГГГГ присвоен 3-й разряд каменщика, ДД.ММ.ГГГГ присвоен 4-й разряд каменщика. Уволен ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке архивного сектора отдела ораганизационно-кадровой работы администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области следует, что документы по основанной деятельности предприятия <данные изъяты> в архив на хранение не поступали (л.д. 72).
Трудовая книжка истца, не содержит сведений о переводе истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год каменщиком в бригаду (звено) каменщиков и не подтверждает полную занятость истца после ДД.ММ.ГГГГ на работах предусмотренных Списком № 2.
Таким образом, в материалы дела, истцом не представлено ни ответчику, ни суду доказательств, бесспорно свидетельствующих о работе истца в бригадах каменщиков на условиях полного рабочего дня, хотя в силу требований закона бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на истце.
Допрошенные в ходе судебного разбирательства свидетели ФИО1 и ФИО2 не могут подтверждать обоснованность требований истца, поскольку в силу прямого указания в законе свидетельскими показаниями характер работы подтверждаться не может.
Обстоятельства установленные судебными решениями по гражданским делам ФИО1 и ФИО2 не могут приняты в рамках настоящего гражданского дела, так как истец не являлся лицом, участвующим по указанным делам.
Письменные доказательства, которые истцом были предоставлены ответчику при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии, также не подтверждают работу истца каменщиком в составе комплексной бригады каменщиков в спорный период.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> не подлежит включению в льготный стаж истца ввиду недоказанности наличия соответствующих оснований.
В соответствие с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные нормы содержались ранее в п. 10 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в п. «к» ч. 1 ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам № 016 от 27 августа 1986 года, наименования профессий водитель до 01 января 1996 года указывались без уточнения на регулярные городские пассажирские маршруты.
В силу Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 2294-1 от 06 февраля 1992 года, статья 12 Закона была дополнена пунктом «к» следующего содержания: на назначении пенсии мужчинам по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
С указанного периода профессия водитель была переименована на «водитель автобусов всех типов на регулярных городских пассажирских маршрутах».
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято Постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Согласно п. 3 названного Постановления, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
В соответствии с п. 5 данных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно п. 4 указанных Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ранее, реализуя право, установленное п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 02 октября 1991 года № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет», Министерство труда Российской Федерации приняло Постановление от 22 мая 1996 года № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
В пункте 5 названных разъяснений указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Согласно Порядку подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (Приложение к Письму Минтранса России от 02 июля 1992 года № 13-пр) право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «к» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц (пункт 1).
Особенности регулирования труда и отдыха водителей автотранспорта предусмотрены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16 августа 1977 года № 255/16, действовавшим до сентября 1999 года, которым предусматривалось, что в соответствии со статьей 21 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих предприятий не может превышать 41 часа в неделю.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена для данной категории водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается по согласованию с профсоюзными органами введение суммированного учета рабочего времени (как правило, месячного) с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период по графику не превышала нормального числа рабочих часов, установленных законодательством (пункт 3).
Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 25 июня 1999 года № 16, установлена нормальная продолжительность рабочего времени водителей не более 40 часов в неделю (пункт 6). В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц) (пункт 7).
Таким образом, 100 процентов рабочего времени за месяц для водителей составляет не менее 160 часов, 80 процентов - не менее 128 часов в месяц.
Отсюда, при разрешении настоящего дела юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию по каждому спорному периоду, являлись: выполнение истцом работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 128 (160) часов в месяц, либо пребывание в ежегодном основном и/или дополнительном оплачиваемом отпуске в связи с данной работой, периода временной нетрудоспособности, подлежащего оплате по социальному страхованию.
Согласно Письму Минтранса России от 02 июля 1992 года № 13-пр Министерство социальной защиты населения Российской Федерации письмом от 01 июня 1992 года № 1-2110-15 сообщило, что считает возможным согласиться с предложенным Министерством транспорта Российской Федерации, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства России, концерном «Росавтотранс» порядком подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда.
В целях своевременного предоставления достоверных документов, подтверждающих специальный трудовой стаж, и предотвращения возможных конфликтных ситуаций при рассмотрении документов о назначении этой категории работников пенсии в связи с особыми условиями труда Минтранс России, концерн «Росавтотранс» и ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства России направляют для сведения и руководства принятый Министерством социальной защиты населения Российской Федерации Порядок подтверждения специального трудового стажа.
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов:
2.1. Приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов.
2.2. Путевых листов.
2.3. При отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
2.3.1. В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения 500 тыс. человек и более, - справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату), так как в соответствии с пунктом 1 «г» Приложения № 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14 декабря 1972 года № 322/34 водителям, при работе на городских автобусах регулярных линий, устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов.
2.3.2. В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, - справка составляется на основании выписок из лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятия и профсоюзной организацией. По сложившейся практике показатели, условия и размеры премирования и доплат за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах регламентировались коллективными договорами, которые являются документами постоянного хранения. Фактически производимые выплаты отражались в лицевых счетах.
2.3.3. На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц.
В силу пункта 3 указанного Порядка при суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.
В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций:
- на проведение подготовительно - заключительных работ (до введения условий оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115-18 минут в смену, после введения - по норме, установленной самим предприятием);
- на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием);
- на участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и № 2 (фактическое время) и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских маршрутах (фактическое).
Время выполнения указанных работ также возможно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату).
При переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предприятий в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе (пункт 4 Порядка).
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Истцом в обоснование доводов о необходимости включения в стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности водителя автобуса в <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах в <данные изъяты>, предоставлены справки уточняющую особый характер работы, которые в ходе судебного заседания оспорены представителем ответчика. Основаниями для выдачи указанных справок явились: лицевые счета по заработной плате, книги приказов, карточки формы Т-2 (л.д. 79, 80).
Суд не принимает в качестве доказательства, подтверждающего льготный характер работы Колобова С.А., справки ОАО «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>», поскольку указанные в них сведения не подтверждены первичной документацией. Представленные в материалы дела справка о заработной плате Колобова С.А., копии приказов о создании бригады водителей городских регулярных маршрутов, не содержат сведений о работе истца в составе бригады водителей городских регулярных маршрутов. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № доказательством работы Колобова С.А. в составе бригады водителей городских регулярных маршрутов таковым являться не может, поскольку в МУП «<данные изъяты>» Колобов С.А. был трудоустроен лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81).
Трудовая книжка, льготные справки не являются достаточными доказательствами для подтверждения характера работы, не содержат сведений о полной занятости работника в составе бригады водителей городских регулярных маршрутов.
Иных доказательств занятости в течение полного рабочего дня на регулярных городских маршрутах, в том числе карточек формы Т-2, книг приказов, лицевых счетов, суду не представлено.
Доводы истца о том, что характер и специфика работы, а также факт постоянной занятости в составе бригады водителей городских регулярных маршрутов подтверждены показаниями свидетелей, работавших вместе с ним в спорные периоды, а характер и условия работы подтверждены совокупностью исследованных доказательств, судом отклоняются, поскольку в силу прямого указания ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Порядка подтверждения периодов работы, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н, характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, а документы, подтверждающие работу в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, суду не представлены. Само по себе наличие трудовых отношений не влечет безусловного права на досрочное назначение страховой пенсии, в силу закона занятость в составе бригады водителей городских регулярных маршрутов должна быть подтверждена определенными средствами доказывания.
Принимая во внимание, что у истца не имеется на дату обращения с заявлением необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в удовлетворении исковых требований о назначении страховой пенсии по старости, необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Колобову С. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.
Судья: В.В. Песков