Решение по делу № 2-100/2021 от 11.08.2021

Дело № 2-100/2021

УИД: 49RS0009-01-2021-000255-40

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Ягодное 28 сентября 2021 года

Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Мочалкиной А.П.,

при секретаре Искаковой А.Ю.,

с участием прокурора Харитоновой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ягоднинского районного суда Магаданской области гражданское дело по исковому заявлению Магаданского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Ягоднинская горная компания» о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

установил:

Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ягоднинский районный суд Магаданской области с указанным выше исковым заявлением в обоснование которого указал, что Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Ягоднинская горная компания» (далее – ООО «Ягоднинская горная компания») лесного законодательства, в ходе которой установлено нарушение указанного законодательства, выразившееся в самовольном использовании лесного участка площадью <данные изъяты>, расположенного <адрес>, в отсутствие договора аренды лесного участка.

Согласно представленному государственным лесным инспектором в Магаданской области расчету вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства, ущерб от нарушений лесного законодательства составил 449 644 рубля 00 копеек.

Ссылаясь на нормы Лесного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», просит взыскать с ООО «Ягоднинская горная компания» причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства ущерб в размере 449 644 рубля 00 копеек.

Определением Ягоднинского районного суда от 14 сентября 2021 года, зафиксированным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено общество с ограниченной ответственностью «М».

Участвующий в деле прокурор на исковых требованиях настаивал, просил взыскать с ответчика ущерб в размере 449644 рубля 00 копеек.

Представитель ответчика и представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, администрации Ягоднинского городского округа и ООО «М» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Выслушав прокурора, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

В соответствии с частями 1-3 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

Статьей 23 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества создаются на землях лесного фонда и населенных пунктов, на которых расположены леса.

В силу статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 № 1-П, лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов – представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственности особого рода и имеет специальный правовой режим.

Таким образом, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных органов.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22 мая 2008 года № 161 «Об определении количества лесничеств на территории Магаданской области и установлении их границ» на территории Магаданской области создано 7 лесничеств.

Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.

Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 данного Кодекса.

Согласно частями 1 и 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

Предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом.

В соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что с целью осуществления добычи полезных ископаемых Общество самовольного использует лесной участок площадью <данные изъяты>, расположенный в границах <адрес>, в отсутствие договора аренды лесного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Как разъяснено в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, установленные статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда вред причинен юридическим лицом или гражданином, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды. В указанных случаях ответственность наступает независимо от вины, если причинитель вреда не докажет, что вред наступил вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Основанием для расчета вреда, причиненного лесам, является в том числе самовольное использование лесов для целей, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, с учетом назначения земель, на которых они располагаются (пункт 4 Приложения № 3 Особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1730).

Как следует из имеющегося в материалах дела акта № от 26 мая 2021 года о нарушении лесного законодательства (лесонарушения), составленного государственным лесным инспектором Магаданской области ТВВ, 26 мая 2021 года при проверке участков лесного фонда обнаружено, что на землях лесного фонда <адрес> горнодобывающим предприятием используются земли под вахтовый поселок для обеспечения разработки полезных ископаемых, добычи россыпи из золота. Данный участок использовался ООО «М» по договору аренды лесного участка № от 21 августа 2014 года, срок которого истек 31 декабря 2020 года. При прибытии 26 мая 2021 года на участок предприятием ООО «Ягоднинская горная компания» используются земли лесного фонда под вахтовый поселок, размещены временные жилые помещения (вагончики, балки) 5 шт., не жилые помещения (сараи, склады, контейнеры) 3 шт., кухня 1 шт., баня 1 шт., теплица-парник 1 шт., также расположены ремонтные площадки для горной техники 2 шт., склад ГСМ, свалки металлолома, покрышек, другого мусора.

Работы на участке лесного фонда выполнялись без правоустанавливающих документов в нарушение Лесного кодекса российской Федерации. Отсутствуют заключенные договоры аренды лесного участка.

Указанным актом установлен вид лесонарушения обществом с ограниченной ответственностью «Ягоднинская горная компания» – самовольное использование в период с 1 января 2021 года по 26 мая 2021 года лесов для целей, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, с учетом назначения земель, на которых они располагаются. Площадь самовольно занятого обществом с ограниченной ответственностью «Ягоднинская горная компания» лесного участка составила <данные изъяты>, сумма ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства – 449644 рубля 00 копеек.

В связи с самовольным занятием и использованием лесного участка площадью <данные изъяты>, расположенного в границах <адрес>, в отсутствии договора аренды лесного участка и иных разрешительных документов на земельные участки лесного фонда ООО «Ягоднинская горная компания» постановлением руководителя отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного надзора Управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области ФЭВ от 30 июня 2021 года ООО «Ягоднинская горная компания» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа 100 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представитель ООО «Ягоднинская горная компания» вину в совершенном правонарушении признал, в содеянном раскаялся.

Копия постановления по делу об административном правонарушении № от 30 июня 2021 года вручена представителю ООО «Ягоднинская горная компания» 30 июня 2021 года под роспись.

Представитель ответчика в судебном заседании 14 сентября 2021 года пояснил, что данное постановление ООО «Ягоднинская горная компания» не обжаловало, составленный государственным лесным инспектором расчет вреда Обществом не оспаривался, по состоянию на 26 мая 2021 года договор аренды лесного участка заключен не был, так как документы в тот момент находились на оформлении в Министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области.

Возражая в том же судебном заседании относительно предъявленных требований, представитель ответчика пояснил, что ООО «Ягоднинская горная компания» является подрядчиком и выполняло работы по добыче золота на указанном в исковом заявлении лесном участке на основании договора подряда от 15 апреля 2021 года, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «М», у которого имеется лицензия на пользование недрами на указанном участке.

Указал, что именно на ООО «М», как на лицензиате лежала обязанность по заключению договора аренды лесного участка, в свою очередь ООО «Ягоднинская горная компания», как юридическое лицо, такими полномочиями не обладающее, не может нести ответственность за возмещение вреда, причиненного окружающей среде, вследствие самовольного использования лесного участка.

Суд не соглашается с таким утверждением ответчика по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ООО «М» (Заказчиком) и ООО «Ягоднинская горная компания» (Подрядчик) действительно были заключены договоры на разработку золотосодержащего месторождения:

- договор № от 15 апреля 2020 года со сроком действия до 31 декабря 2020 года;

- договор № от 15 апреля 2021 года со сроком действия до 31 декабря 2021 года.

Согласно Разделу 1 указанных договоров, имеющих аналогичное содержание, предметом договоров является выполнение Подрядчиком по поручению Заказчика геолого-маркшейдерских работ, а также комплекса работ по добыче золотосодержащего минерального сырья, в том числе работы по подготовке участка добычи к ведению работ, вскрышные работы, работы по промывке песков, хранение ЗСК и транспортировка его на шлихообогатительную фабрику, работы по рекультивации и восстановлению земель в пределах лицензий , месторождение <адрес> и , месторождение <адрес>.

В силу раздела 2 данных договоров, в обязанности Заказчика входит обеспечение Подрядчика геолого-маркшейдерской и иной информацией, находящейся в ведении Заказчика и необходимой для составления годового плана горных работ, проекта водопользования и иной проектной документации в пятидневный срок с момента обращения (п. 2.1.1).

В свою очередь, Подрядчик обязан выполнять подрядные работы с соблюдением требований по технике безопасности, пожарной безопасности, охране труда, промсанитарии, природоохранного законодательства.

В случае нарушения указанных требований самостоятельно нести ответственность в рамках действующего законодательства (п. 2.2.8).

Согласно разделу 4 договоров каждая из сторон не несет ответственность по обязательствам другой стороны (п. 4.1).

В случае установления фактов самозахвата земель и (или) недр (начала работ без разрешительной землеустроительной документации, проекта освоения лесов, лесной декларации, согласованного плана развития горных работ, проекта водопользования и иных правоустанавливающих документов) Подрядчик несет ответственность и самостоятельно платит штрафные санкции (п. 4.4).

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, в частности, из материалов дела об административном правонарушении, а также из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, по состоянию на дату проведения проверки 26 мая 2021 года ООО «Ягоднинская горная компания» в нарушение пункта 4.4. договора подряда № на разработку золотосодержащего месторождения от 30 июня 2021 года приступило к выполнению обусловленных данным договором работ в отсутствии правоустанавливающих документов (договора аренды) лесного участка, расположенного в границах <адрес> тем самым самовольно заняло лесной участок, находящийся в государственной собственности.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит доказанным вину ответчика в самовольном занятии указанного выше лесного участка.

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства РФ от 29 декабря 2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», постановления Правительства РФ от 11 ноября 2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» истцом представлен расчет компенсационной стоимости ущерба от нарушений лесного законодательства, произведенный согласно пункту 4 Приложения 3 Такс для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, утвержденный постановление Правительства РФ № 1730 от 29 декабря 2018 года, который составил 449 644 рублей.

Расчетущербапроизведен в соответствии с действующим законодательством. Представленный расчет судом проверен, стороной ответчика не оспорен.

В соответствии со статьей 56Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, опровергающих доводы истца, и подтверждающих отсутствие причиненного ущерба за нарушения лесного законодательства, суду в нарушение статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлено, и в ходе судебного заседания таких доказательств не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответственность по возмещению ущерба, причиненного лесному фонду, должна быть возложена на ООО «Ягоднинская горная компания».

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, а также учитывая, что требования прокурора удовлетворены судом, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Ягоднинский городской округ» государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в сумме 7 696 рублей 44 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

Исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Ягоднинская горная компания» о возмещении вреда, причиненного окружающей среде удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ягоднинская горная компания» в доход бюджета муниципального образования «Ягоднинский городской округ» вред, причиненный окружающей среде, в размере 449 644 (четыреста сорок девять тысяч шестьсот сорок четыре) рубля 00 копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ягоднинская горная компания» в доход бюджета муниципального образования «Ягоднинский городской округ» государственную пошлину в размере 7 696 (семь тысяч шестьсот девяносто шесть) рублей 44 копейки.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения суда – 1 октября 2021 года.

Судья А.П. Мочалкина

2-100/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Магаданская межрайонная природоохранная прокурора Магаданской области
Ответчики
общество с ограниченной ответственностью "Ягоднинская горная компания"
Другие
администрация Ягоднинского городского округа
ООО "Март"
Министерство природных ресурсов и экологии магаданской области
Суд
Ягоднинский районный суд Магаданской области
Судья
Кошкина А.А.
Дело на сайте суда
yagodinsky.mag.sudrf.ru
11.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2021Передача материалов судье
12.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее