Дело № 2а-199/2019
11RS0009-01-2019-000314-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Емва Республики Коми 16 апреля 2019 года
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Закидальского Д.Е.
при секретаре судебного заседания Баранюк Я.Н.,
с участием:
представителя административного истца помощника Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов ИУ Тырышкина Ф.А.,
представителя ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми Телюпа О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов ИУ в интересах неопределенного круга лиц к УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным бездействия и понуждению к совершению определенных действий,
установил:
Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов ИУ обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми, указав, что в нарушение требований ст. 79 УИК РФ, п.п. 8 и 126 приказа Минюста РФ от 16.12.2016 № 295 в КП-38 женщины-осужденные по прибытию в исправительное учреждение, не помещаются в карантинное отделение, а направляются в отряд, где отбывают наказание остальные осужденные женщины. Указанное свидетельствует о допущении распространения заболеваний, а также о неисполнении изучения психологических особенностей личности осужденных, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц осужденных. На основании изложенного прокурор просит признать бездействие административных ответчиков незаконным и возложить на них обязанность в срок до 31.12.2019 создать в КП-38 карантинное отделение для содержания прибывающих осужденных женщин.
В судебном заседании прокурор Тырышкин Ф.А. требования поддержал по доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Телюпа О.В. с требованиями прокурора не согласилась, пояснив суду, что в настоящее время в здании КП-38, где отбывают наказание осужденные женщины, имеется карантинное помещение для содержания прибывающих осужденных женщин, которое не изолировано от других помещений исправительного учреждения. Кроме того, полагала нецелесообразным строительство нового здания для размещения карантинного отделения по причине отсутствия для этого свободной территории на участке КП-38, а также в связи с тем, что стоит вопрос о переводе осужденных женщин из КП-38 в колонию-поселение в <адрес>. То здание, которое планировалось для использования карантинного отделения согласно ответу на представление прокурора, подлежит сносу ввиду ветхости, поэтому ремонт здания невозможен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 79 УИК РФ прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток.
В силу пункта 8 приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее - приказа Минюста России № 295) после личного обыска осужденные проходят комплексную санитарную обработку в соответствии с требованиями Правил и размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проходят медицинское освидетельствование, и за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. При выявлении в карантинном отделении инфекционных больных они немедленно изолируются в медицинскую часть, в ИУ проводится комплекс противоэпидемических мероприятий.
Согласно пункту 126 приказа Минюста России № 295 в ИУ обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм и требований. Осужденные в карантинных отделениях проходят обязательное медицинское обследование, включающее в себя осмотр врачами-специалистами, рентгено-флюорографическое и лабораторное исследования..
Таким образом, в силу положений указанных норм в исправительном учреждении должно быть карантинное отделение для помещения вновь прибывших осужденных.
КАС РФ предписывает суду при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными полномочиями, наряду с другими вопросами выяснять, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагая обязанность доказать это обстоятельство на орган, принявший оспариваемое решение допустивший бездействие (пункт 4 части 9, часть 11 статьи 226).
Как установлено судом из пояснений сторон, представления прокурора от 14.08.2018 <№>, в участке колонии-поселения КП-38 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми карантинное отделение для содержания прибывающих осужденных женщин отсутствует.
Из ответа от 15.11.2018 № исх-<№>, направленного на требование прокурора от 12.11.2018 <№>, следует, что по вопросу о возможности выделения помещения и оборудования карантинного отделения для содержания вновь прибывших осужденных женщин предлагается направить заявку в УФСИН России по Республике Коми о включении в план капитального ремонта здания бывшего общежития, расположенного на территории жилой зоны КП-38, под размещение в нем карантинного отделения.
Доказательств, опровергающих отсутствие такого отделения, административным ответчиком не представлено.
Согласно подпункту 1.6 Устава ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми в состав учреждения входят колонии-поселения <№>, 39, 40.
В силу подпункта 2.1 Устава ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми к предметам и цели деятельности учреждения отнесены обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных. Согласно подпункту 2.5 Устава для достижения целей учреждение обеспечивает условия содержания осужденных, исполнение режимных требований, осуществляет выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с подпунктом 5.1 Устава имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с основными целями своей деятельности, заданиями ФСИН России и назначением имущества.
Прокурор полагал возможным создать карантинное отделение путем изоляции помещения в здании, имеющемся на территории КП-38.
Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора, признания незаконным бездействия со стороны административного ответчика и возложения на ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми обязанности создать карантинное отделение для размещения вновь прибывших осужденных женщин.
Суд находит УФСИН России по Республике Коми ненадлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу в силу следующего.
Ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности денежных средств в силу пункта 5.12 Устава возлагается на ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми.
УФСИН России по Республике Коми в соответствии с подпунктом 2 пункта 15 Положения о Главном управлении ФСИН по Республике Коми, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 <№>, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений. Также Управление обеспечивает условия содержания осужденных и лиц, содержащихся по стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания (подпункт 1 пункта 15 Положения).
Поскольку в силу Устава именно ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством РФ, при этом суд не располагает сведениями о недостаточности финансирования учреждения, с учетом пояснений представителя административных ответчиков Телюпа О.В. о достаточности финансирования организации, суд приходит к выводу об отказе в заявленных требованиях к УФСИН России по Республике Коми.
Доводы Телюпа О.В. о наличии в колонии-поселении помещения для проведения карантинных мероприятий при приеме осужденных женщин не может являться основанием для отказа в административном иске, поскольку как следует из пояснений самой Телюпа О.В., существующее помещение не соответствует целям, на достижение которых направлено создание карантинных отделений, по недопущению распространения среди осужденных инфекционных заболеваний до их выявления, поскольку это помещение не является изолированным от помещений, где пребывают остальные осужденные.
Довод представителя административных ответчиков о нецелесообразности возложения обязанности по созданию карантинного отделения для осужденных женщин не может быть принят во внимание, поскольку уклонение от выполнения требования о помещении вновь прибывших осужденных в карантинное отделение создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Определяя срок исполнения возложенной на административных ответчиков обязанности, суд приходит к выводу, что срок исполнения обязанности, указанный административным истцом, до 31.12.2019 является разумным и достаточным для проведения необходимых процедур, направленных на исполнение соответствующей обязанности.
Государственная пошлина взысканию с ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми не подлежит в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 218-219, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов ИУ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие со стороны ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми по невыполнению возложенной на учреждение обязанности по соблюдению законодательства РФ, прав и законных интересов осужденных женщин КП-38 ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми на размещение в карантинном отделении при прибытии в учреждении.
Возложить на ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми обязанность устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства и в срок до 31.12.2019 создать в КП-38 ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми карантинное отделение для содержания прибывающих осужденных женщин, а также сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Ухтинскому прокурору по надзору за соблюдением законов ИУ в течение одного месяца со дня установленного срока устранения указанного нарушения.
В удовлетворении заявленных требований к УФСИН России по Республике Коми отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Д.Е. Закидальский