Решение по делу № 2-168/2018 от 31.01.2018

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2018 года п.Тульский

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Бражникова Е.Г.,

при секретаре Айриян. М.,

с участием:

представителя истца ФИО5,

представителя ответчика ООО «Коммунсервис» - ФИО3,

представителей третьего лица Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики ФИО4,

представителя третьего лица МО «<адрес>» ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 и ФИО2 к ООО «Коммунсервис» о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат заработной платы и о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Коммунсервис» и просил взыскать в его пользу недоплату по заработной плате в размере 99554 руб., денежную компенсацию за задержку выплаты зарплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12791 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

ФИО2 также обратился с иском к ООО «Коммунсервис» и просила взыскать в его пользу недоплату по заработной плате в размере 122871 руб., денежную компенсацию за задержку выплаты зарплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16192 руб. и компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Дела по их искам соединены в одно производство.

В обоснование своих требований истцы указали, что они работали операторами котельной в ООО «Коммунсервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и работают с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (на время отопительного сезона). За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им ежемесячно недоплачивалась заработная плата. ДД.ММ.ГГГГ им стало известно о недоплате заработной платы, в связи с чем они обратились с коллективной жалобой в Государственную трудовую инспекцию в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Государственная трудовая инспекция в <адрес> дала ответ за -ОБ/14/1 о том, что при проведении внеплановой проверки у ответчика был установлен факт несоответствия на ДД.ММ.ГГГГ месячных тарифных ставок размерам, предусмотренным нормами Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы для работников организаций коммунального теплоснабжения. В нарушение требований Положения об оплате труда и штатного расписания на 2017 г. основному персоналу цеха отопления не выплачивалась ежемесячная премия в размере 30% от должностного оклада. По итогам проверки директору ООО «Коммунсервис» ФИО3 было выдано предписание о приведении в срок до ДД.ММ.ГГГГ месячных тарифных ставок на ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с Отраслевым тарифным соглашением и возложении обязанности произвести перерасчёт зарплаты работников за 2017г. с уплатой денежной компенсации, выплатить премию в размере 30% с уплатой денежной компенсации.

Предписание инспекции ответчик не исполнил, в связи с чем имеется задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перед ФИО1 в размере 112345 руб., перед ФИО2 в размере 139063 руб.

Полагают, что незаконными действиями работодателя им причинен также моральный вред, который выразился в стрессе (переживаниях), депрессиях, бессоннице, который они оценивают в размере 50000 руб. каждый. В связи с изложенным вынуждены обратиться в суд.

Представитель истцов по доверенностям ФИО5 в судебном заседании уточнил исковые требования. С учетом добровольно выплаченных ответчиком истцам после их обращения в суд доплат за сверхурочные, ночные, праздничные (рассчитанных без учета норм ОТС), а также компенсаций за задержку выплат по ст.236 ТК РФ, просил взыскать с ООО «Коммунсервис» в пользу ФИО2: заработную плату в размере 86177,68 рублей, денежную компенсацию за задержку выплат заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17139,86 руб. и компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей; в пользу ФИО1: заработную плату в размере 88135,96 руб., денежную компенсацию за задержку выплат заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13850,55 руб. и компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Представитель ответчика ООО «Коммунсервис» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, полагал, что ссылки истцов на нарушение ответчиком норм Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве о минимальной месячной тарифной ставке рабочих являются необоснованными.

Пояснил, что соглашение, на которое ссылаются истцы, на них не распространяется, так как ООО «Коммунсервис» не является членом объединения работодателей, заключивших соглашение. Основной деятельностью ООО «Коммунсервис» является услуга по поставке тепловой энергии населению и организациям <адрес>. Так как данный вид деятельности является регулируемым, оплата труда работникам предприятия производится в рамках средств, заложенных в утвержденный тариф, иных средств для выплат работникам на предприятии нет. При существующем тарифе на тепловую энергию приведение фонда оплаты труда ООО «Коммунсервис» до уровня, установленного Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, фонд оплаты увеличится в 2,5 раза и будет превышать уровень всей выручки предприятия, что приведет к срыву отопительного сезона, который грубо нарушит жилищные интересы граждан <адрес> и повлечет приостановку деятельности социально значимых объектов (детских садов, школ, администраций муниципального образования и т.д.). Запрос в Управление Государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея на увеличение фонда оплаты труда в 2017 году оставлен без удовлетворения. В 2017 году заработная плата работникам по их предприятию составляла более минимального размера оплаты труда, установленного в размере 7800 руб.. Требования о взыскании премии также полагали необоснованными, поскольку премия является одним из видов поощрения работника, размер и условия выплаты которой работодатель определяет с учётом выполненных работником трудовых обязанностей, в том числе результатов экономической деятельности организации. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя. В течение 2017 г. представлений о премировании работников директору ООО «Коммунсервис» не поступало. Состояние финансовой деятельности предприятия критическое, кредиторская задолженность перед поставщиками энергоресурсов составляет более 19 млн рублей, дебиторская задолженность (долг потребителей услуг ООО «Коммунсервис») составляет 10,5 млн. рублей.

Представитель третьего лица Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея ФИО6 в судебном заседании полагала требования истцов не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ -э. В силу п.3 ст.7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 закона, к числу которых относятся тарифы на теплоснабжение. Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Адыгея. В рамках исполнения возложенных на Управление полномочий издан приказ от 16.12.2016г. -п «Об установлении тарифа на тепловую энергию для ООО «Коммунсервис» на 2017 год». Срок действия тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Коммунсервис» один финансовый год. Установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организации об установлении цен и материалов, представленных в обоснование предложений, в том числе отчетности за предшествующий расчетный период регулирования. ООО «Коммунсервис» обратилось в Управление с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию с приложением обосновывающих документов, предложив метод экономически обоснованных расходов установленных тарифов. Управлением была проведена экспертиза представленных предприятием материалов, на основании которой сформировано экспертное заключение. На 2017 год для расчета фонда оплаты труда Обществом заявлен фонд оплаты труда в размере 4382,14 тыс. рублей. В 2017 году Обществом было сокращено количество котельных, что должно было повлечь сокращение численности основного персонала Общества. С учетом фактических расходов Общества на заработную плату в 2016 году, для расчета тарифа на 2017 год Управлением учтен фонд оплаты труда в размере 3756,12 тыс. руб.. Управлением учитывалась численность основного производственного персонала 48 человек со среднемесячной заработной платой 13042,08 руб. и именно такие суммы, в среднем, были выплачены операторам котельных, с учетом сверхурочных и ночных, в связи с чем экономии фонда заработной платы в 2017 году не было. Данный показатель определен в соответствии с положениями действующего законодательства при определении расходов на оплату труда. Экономический подход не может рассматриваться отдельно от вопросов социального характера, поэтому при установлении тарифов Управлением учитывается и максимальный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях в целях ограничения роста платы на коммунальные услуги. Не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ. Пунктом 1.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы определено, что в случае установления регулирующими органами тарифов на жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций. Работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением. Ответчик выполнил названные требования. Присоединение к ОТС оформляется по решению сторон соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком. В соответствии с указанным Порядком, ЖКХ формирует реестр участников соглашения, в том числе организаций ЖКХ, присоединившихся к соглашению, после чего направляет уведомление в организацию ЖКХ и в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ. Информация о включении ООО «Коммунсервис» в реестр участников соглашения отсутствует. В соответствии с п. 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», цены устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования. Тариф на теплоснабжение для ООО «Коммунсервис» на 2017 год утвержден ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.13 Отраслевое тарифное соглашение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ. В ст. 48 ТК РФ закреплено, что Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Тариф ООО «Коммунсервис» рассчитан и утвержден ранее, чем вступило в силу Соглашение. Поскольку в силу п.2 <адрес> о теплоснабжении срок действия тарифов не может быть менее чем один финансовый год, Управление не вправе его пересматривать до истечения указанного срока. Нормы закона при выплате заработной платы истцам, с учетом локальных нормативных актов организации, работодателем соблюдены. Полагали, что расчеты истца недостоверны, поскольку в них ошибочно отражены тарифные ставки ОТС, тогда как они являются рекомендуемыми и законодателем предусмотрены случаи, при которых работодателю предоставлена возможность корректировать расходы на оплату труда. В примечании к приложению даны разъяснения, что на жизнеобеспечивающих предприятиях отрасли, каковым является ответчик, могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала. В расчет истцом необоснованно включены премии, так как выплаты стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации. Положением о премировании ООО «Коммунсервис» установлен порядок и основания выплаты премии, а также определено, что премирование - право, а не обязанность администрации, что согласуется с положениями ТК РФ. Полагали также, что ООО «Коммунсервис» обоснованно применило при установлении заработной платы систему оплаты труда, установленную локальными нормативными актами организации.

Представитель третьего лица ФИО7 в судебном заседании полагал требования истцов не подлежащими удовлетворению.

Представитель Государственной инспекции труда в <адрес> в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие и поддержал требования.

Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и представителя третьего лиц - Государственной инспекции труда в <адрес> в соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом и федеральными законами.

Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В ООО «Коммунсервис» установлена тарифная система оплаты труда.

В соответствии со ст. 143 ТК РФ, тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады, тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Как следует из материалов дела, пояснений сторон, ФИО1 и ФИО2 работали операторами котельной ООО «Коммунсервис» с 15.10.2016г. по ДД.ММ.ГГГГ и работают в той же должности с 15.10.2017г. по настоящее время (на время отопительного сезона).

Истцы полагали, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им ежемесячно недоплачивалась заработная плата, которая должна быть рассчитана с учетом минимальной месячной тарифной ставки, предусмотренной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы для работников организаций коммунального теплоснабжения, с применением коэффициента, предусмотренного этим же соглашением в размере 2,05.

Однако судом установлено иное.

Пунктом 10.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее -Соглашение или ОТС) определено, что после заключения соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели, в том числе добровольно, либо Организации ЖКХ, на которые распространено действие Соглашения на основании письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ В-835 с официальным предложением к Организациям ЖКХ присоединиться к ОТС или представить в 30-тидневный срок мотивированный отказ. Такое присоединение оформляется по решению сторон Соглашения соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком.

В соответствии с абз.2п.1 Порядка присоединения (распространения ОТС) к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, присоединение организаций ЖКХ к федеральному ОТС, не являющихся членами ОООР ЖКХ или членами региональных отраслевых объединений работодателей жилищно-коммунального комплекса (далее – РООР ЖКХ), регламентируется ст.48 ТК РФ и нормами самого федерального ОТС в актуальной редакции, которые предусматривают порядок распространения федерального ОТС, в том случае, если официально опубликовано предложение Министра труда и социальной защиты РФ в адрес организаций ЖКХ с предложением присоединиться к действию федерального ОТС.

Согласно п.2 названного Порядка формируется реестр участников федерального ОТС. О факте включения организации ЖКХ в реестр информируется орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ.

П. 10.7 ОТС также предусмотрено формирование региональных и федеральных реестров участников соглашения.

Абзац 3 ст.48 ТК РФ предусматривает, что соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение.

В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях.

В <адрес> региональное тарифное соглашение в ЖКХ не заключено.

Как следует из ст.4 Устава ООО «Коммунсервис», утвержденного решением общего собрания участников общества ДД.ММ.ГГГГ, предприятие является коммерческой организацией и осуществляет деятельность, в том числе, по производству тепловой энергии котельными, по обеспечению работоспособности котельных и по эксплуатации тепловых распределительных сетей.

Установлено, что ответчик не присоединился к ОТС добровольно, не является членом ОООР ЖКХ, РООР ЖКХ, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, на которых федеральное ОТС распространяется автоматически, и, соответственно, не внесен в реестр участников федерального ОТС.

При таких обстоятельствах, действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы на ответчика не распространяется.

П. 10.9 Соглашения установлено, что работодатель несет ответственность за несанкционированное использование интеллектуальной собственности Профсоюза жизнеобеспечения и Общероссийского объединения работодателей в случае применения Соглашения в неприсоединившихся к нему организациях.

При этом, даже в случае применения норм соглашения, исковые требования в части взыскания заработной платы с учетом тарифных ставок, предусмотренных ОТС, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено, ООО «Коммунсервис» является также жизнеобеспечивающим и регулируемым предприятием в силу норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении».

Пунктом 1.9 ОТС определено, что в случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, на электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно- коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций.

В примечании к приложению названного соглашения разъяснено, что на жизнеобеспечивающих предприятиях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала.

В соответствии с п.3 ст.7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 настоящего закона, к числу которых относятся тарифы на теплоснабжение.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Адыгея на основании Положения об Управлении, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ , является Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.

В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012г. «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.

Во исполнение возложенных на Управление полномочий издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об установлении тарифа на тепловую энергию для ООО «Коммунсервис» на 2017 год», который опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.

Согласно с п. 22 Основ ценообразования, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Исходя из п.п. 32, 33 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, величины налога на прибыль, экономически обоснованных расходов организации.

Расходы, связанные с производством и реализацией услуг по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с п. 44 Основ ценообразования.

В силу п.2 ст.10 Закона о теплоснабжении, срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе для ООО «Коммунсервис» составляет один финансовый год и пересмотру в течение года он не подлежит.

Согласно частям 1, 2 ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ. Индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденный Указом Главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях на 2017 год» не может превышать 5,5 %.

Таким образом, исходя из анализа вышеназванных норм, на размер тарифа влияет и размер заложенного на финансовый год фонда оплаты труда регулируемого предприятия, в связи с чем он не может произвольно увеличиваться в течение года.

Поскольку тариф на тепловую энергию для ответчика на основании заключения экспертизы регулирующим органом был установлен в декабре 2016 года, ОТС опубликовано официально в феврале 2017 года, а в соответствии с п.2.3.1 ОТС применение рекомендованных названным соглашением тарифных ставок может синхронизироваться работодателем с датой изменения фактического уровня тарифов, то нормы ОТС в части установления минимальной месячной тарифной ставки могли быть применены только после установления нового тарифа.

Более того, как установлено, процент роста индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги ООО «Коммунсервис» является самым высоким по <адрес> и составляет 3,4%, в связи с чем предприятию было отказано в увеличении фонда оплаты труда, заложенного в тариф, на 2018 год.

Применяемые истцами в расчетах коэффициенты тарифной сетки, в соответствии с приложением Соглашения не являются обязательными для применения и в соответствии с п. 2.3.4 носят рекомендательный характер.

Пункт 1.9 ОТС предусматривает, что работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате.

Поскольку на 2017 год в <адрес> не заключено соглашение о минимальной заработной плате, на территории Республики Адыгея действует МРОТ, установленный федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ст. 133 ТК РФ), который составил в I полугодии 20ДД.ММ.ГГГГ рублей и во II полугодии - 7800 рублей. Частью 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата не может быть ниже МРОТ.

Как установлено, заработная плата истцов в 2017 году превышала названный размер.

Истцы полагали, что им должны выплачиваться премии в соответствии со штатным расписанием в размере 30% от должностного оклада, рассчитанного с применением норм ОТС.

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (премии).

Согласно положениям статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 191 ТК работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию и т.д.). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка.

ООО «Коммунсервис» в силу вышеназванных норм вправе не только устанавливать систему оплаты труда в организации, но и распоряжаться экономией фонда оплаты труда.

Согласно п.2.8.2 Соглашения, на которое ссылаются истцы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (премирование работников и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации.

Как установлено, коллективные договоры на предприятии не заключались, в ООО «Коммунсервис» действуют локальные нормативные акты, такие как «Положение об оплате труда работников» и «Положение о премировании работников».

Пунктом 3.3 Положения об оплате труда установлен перечень выплат для формирования фонда оплаты труда организации. Выплаты конкретным работникам, их состав и размеры определяются заключенными трудовыми договорами, а также устанавливаются приказами работодателя.

В п. 2.2 «Положения о премировании работников» указано, что текущее премирование осуществляется по итогам работы организации и работника за месяц в случае достижения им высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 3.2 данного Положения, решение о премировании принимается руководителем организации премировании осуществляется по представлению руководителя подразделения. Решение работодателя поставлено в зависимость и от других факторов, в том числе состояния финансовой деятельности. П.3.4 Положения предусматривает, что совокупный размер материального поощрения работников максимальными размерами ограничивается ФОТ, утвержденным Управлением государственного регулирования цен и тарифов РА.

Штатное расписание, на которое ссылаются истцы, является лишь формой первичной учетной документации, определяющей и оформляющей штатную структуру организации, и не относится к локальным нормативным актам, определяющим размер заработной платы и стимулирующих выплат.

Установлено также, что трудовыми договорами, заключенными ООО «Коммунсервис» с истцами, выплата в обязательном порядке премии не предусмотрена, представления на премирование в отношении истцов за требуемый период не подавались, и само предприятие является убыточным, имеет большие дебиторские и кредиторские задолженности.

Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика и подтверждается пояснениями представителя регулирующего органа - Управления государственного регулирования цен и тарифов РА, весь заложенный на 2017 год фонд оплаты труда, в том числе и премиальный фонд, предприятием был израсходован на выплаты заработной платы с учетом переработок и сверхурочных.

Согласно пояснениям представителя Управления государственного регулирования цен и тарифов РА, фонд оплаты труда на 2017 год по ответчику закладывался усредненно, без учета реального количества переработок и сверхурочных, которых работодатель в 2017 году допустил большое количество.

С учетом изложенного, суд считает требования истцов в части взыскания задолженности по заработной плате, в том числе, премий с учетом тарифных ставок ОТС, необоснованными и отказывает в этой части требований.

Наличие представления Гос.инспекции труда РА в адрес руководителя ООО «Коммунсервис» в пользу истцов не может служить основанием для удовлетворения исковых требований с учетом изложенных выше обстоятельств. Решение же Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылаются истцы, не имеют преюдициального значения по данному делу.

Согласно п.4.1 трудовых договоров, ФИО2 и ФИО1 был установлен нормированный рабочий день в режиме гибкого рабочего времени с выходными днями по скользящему графику.

В силу ст.102 ТК РФ при работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).

Принимая во внимание, что нашло свое подтверждение нарушение работодателем (ответчиком) прав работников (истцов) на получение заработной платы за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, в соответствии с требованиями ст.ст. 152-154 ТК РФ, и выплат компенсаций в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ в связи с нарушением установленного срока выплаты, и что, согласно представленным квитанциям указанные доплаты и денежные компенсации за задержку выплат осуществлены ответчиком после обращения истцов в суд с исковыми требованиями, то истцы имеют право на взыскание компенсации морального вреда, причиненного действиями работодателя, что согласуется с требованиями трудового законодательства.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Учитывая отсутствие правовых норм, определяющих материальные критерии, эквивалентные физическим и нравственным страданиям, руководствуясь принципом социальной справедливости, на основании требований ст.ст.151, 1099-1101 ГК РФ, то есть разумности и справедливости решения, обстоятельств дела, принимая во внимание экономическое положение предприятия, факт добровольной выплаты ответчиком после обращения истцов в суд имевшейся у него задолженности в части доплат за работу в ночное и сверхурочное время, суд принимает решение о частичном удовлетворении заявленных истцами требований о возмещении морального вреда, и определяет размер компенсаций морального вреда каждому из истцов по 2000 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет. Поскольку в силу ст.333.19 Налогового кодекса РФ размер госпошлины при подаче искового заявления неимущественного характера (моральный вред) составляет 300 рублей, с ответчика следует взыскать госпошлину в доход местного бюджета в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 и ФИО2 к ООО «Коммунсервис» удовлетворить частично.

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ООО «Коммунсервис» о взыскании заработной платы в размере 86177,68 рублей и денежной компенсации за задержку выплат заработной платы в размере 17139,86 рублей.

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Коммунсервис» о взыскании заработной платы в размере 88135,96 рублей и денежной компенсации за задержку выплат заработной платы в размере 13850,55 рублей.

Взыскать с ООО «Коммунсервис» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с ООО «Коммунсервис» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с ООО «Коммунсервис» в доход МО «<адрес>» государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись

Копия верна. Судья Е.Г.Бражников

2-168/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ульныров В.Е.
Пархоменко А.Ф.
Ответчики
ООО "Комунсервис"
Другие
Госинспекция труда
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
maikopskyr.adg.sudrf.ru
31.01.2018Передача материалов судье
31.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2018Подготовка дела (собеседование)
13.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2018Судебное заседание
04.04.2018Подготовка дела (собеседование)
04.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2018Судебное заседание
18.05.2018Судебное заседание
31.05.2018Подготовка дела (собеседование)
31.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее