Решение по делу № 8Г-3449/2023 [88-5260/2023] от 14.02.2023

УИД 72RS0025-01-2022-005000-15

        Дело №88-5260/2023

    мотивированное определение

    составлено 7 апреля 2023 года

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Челябинск                            6 апреля 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего    Чаус И.А.,

    судей    Чернецовой С.М., Малоедовой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-5823/2022 по иску Поповой Елены Борисовны к администрации города Тюмени, администрации Тюменского муниципального района, Государственному автономному учреждению Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», Правительству Тюменской области, Главному Управлению строительства Тюменской области о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма в пределах города Тюмени, отвечающего санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь,

по кассационной жалобе Поповой Елены Борисовны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 1 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 5 декабря 2022 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Попова Е.Б. обратилась с иском к администрации города Тюмени, администрации Тюменского муниципального района, Государственному автономному учреждению Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», Правительству Тюменской области, Главному Управлению строительства Тюменской области о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма вне очереди.

В обоснование исковых требований указано на то, что является инвалидом 2 группы, страдает заболеванием, которое входит перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, состоит на учете нуждающихся. Считает, что на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 1 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 5 декабря 2022 года, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе Попова Е.Б. просит об отмене вышеуказанных судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Правительство Тюменской области, Главное управление строительства Тюменской области, администрация города Тюмени, администрация Тюменского муниципального района в своих письменных возражениях просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.

В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.

При рассмотрении дела установлено, что Попова Е.Б. является инвалидом 2 группы бессрочно.

По заключению врачебной комиссии ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» от 17 ноября 2020 Попова Е.Б. страдает заболеванием, которое входит в Перечень заболеваний, утвержденных Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь».

Приказом ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» от 29 марта 2022 года № 72-У, Попова Е.Б. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года», установленной п «г» ч. 2 ст. 7 Закона Тюменской области от 7 октября 1999 № 137. Номер очереди Попой Е.Б. по данной категории по Тюменскому муниципальному району – 128.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Тюменской области                         от 07 октября 1999 N 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» и исходил из того, что Попова Е.Б. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по категории «малоимущие» не состояла и не состоит. На учет истец поставлен как инвалид с целью получения жилого помещения из фонда Тюменской области, которые предоставляются только в порядке очередности. Администрация города Тюмени не наделена в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, которые не признаны малоимущими.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.

Доводы кассационной жалобы об обоснованности заявленных требований и необходимости применения к спорным правоотношениям                     п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебных актов не являются.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Из материалов дела следует, что истец на учете нуждающихся в жилых помещений как малоимущий, не состоит.

Попова Е.Б. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области по категории «инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет после 01 января 2005».

Обеспечение жилыми помещениями граждан, относящихся к категории инвалидов 1 и 2 группы, из жилищного фонда Тюменской области производится только в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Жилые же помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

7 октября 1999 Тюменской областной Думой принят Закон № 137                          "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области № 137).

Статьей 7 Закона Тюменской области № 137 установлено право граждан быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, из числа следующих категорий: инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.

Таким образом, Законом Тюменской области установлена возможность обеспечения инвалидов жилыми помещениями жилищного фонда Тюменской области независимо от их имущественного положения.

Согласно ч.1 ст. 22 Закона Тюменской области № 137 жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.

Ссылка кассатора на иную судебную практику является необоснованной, поскольку судебные акты приняты при установлении иных фактических обстоятельств дела и при ином правовом регулировании обеспечения инвалидов жилыми помещениями в субъекте Российской Федерации, который является отличным от законодательства Тюменской области.

Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 1 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 5 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Поповой Елены Борисовны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-3449/2023 [88-5260/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Елена Борисовна
Ответчики
Правительство Тюменской области
Государственное автономное учреждение Тюменской области Центр государственной жилищной поддержки
Главное управление строительства Тюменской области
Администрация г.Тюмени
Администрация Тюменского муниципального района
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
06.04.2023Судебное заседание
06.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее