Решение по делу № 7У-11179/2021 [77-5164/2021] от 14.09.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело №77-5164/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 15 декабря 2021 года

Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего         Пелёвина С.А.,

судей                         Зориной С.А., Зыкина С.В.

при секретаре                 Петросян Н.А.

с участием:

переводчика                 ФИО4,

прокурора                     Чуриновой И.С.

осужденного                 Янгиева Р.К.,

защитника – адвоката             Гейер Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора <адрес> ФИО8 на приговор Дзержинского районного суда <адрес> от 29 мая 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 8 августа 2014 года.

Приговором Дзержинского районного суда <адрес> от 29 мая 2014 года

ЯНГИЕВ Р.К., <данные изъяты>, судимый:

- 26 сентября 2008 года Октябрьским районным судом г. Новосибирска по п.п. «в», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы, освобожден 16 июля 2010 года по отбытии наказания;

- 20 сентября 2011 года Новосибирским районным судом Новосибирской области по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы, освобожден 12 октября 2012 года по отбытии наказания,

осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислен со дня фактического задержания в порядке ст. 91-92 УПК РФ 17 декабря 2013 года.

Апелляционным определением судебной коллегией по уголовным делам Новосибирского областного суда от 8 августа 2014 года приговор в отношении Янгиева Р.К. оставлен без изменения.

Заслушав доклад судьи Пелёвина С.А., пояснения осужденного Янгиева Р.К. и адвоката Гейер Т.Ю. в защиту Янгиева Р.К., поддержавшего доводы кассационного представления, мнение прокурора Чуриновой И.С., полагавшей необходимым приговор и апелляционное определение по доводам кассационного представления изменить, судебная коллегия

установила:

Янгиев Р.К. осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей ФИО7

Преступление Янгиевым Р.К. совершено в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> при обстоятельствах, установленных судом, изложенных в приговоре.

В кассационном представлении заместитель прокурора <адрес> ФИО8, выражая несогласие с судебными решениями, считает их незаконными в связи с существенным нарушением уголовного и уголовно-процессуального закона.

Не оспаривая выводы суда о доказанности вины и квалификации действий Янгиева Р.К., ссылаясь на положения ст. 63 УК РФ, которая содержат исчерпывающий перечень отягчающих наказание обстоятельств и расширенному толкованию не подлежит, указывает, что при назначении наказания Янгиеву Р.К. суд необоснованно учел мнение потерпевшей ФИО9, настаивавшей на назначении подсудимому строгого наказания.

Просит приговор изменить, исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на учет при назначении Янгиеву Р.К. наказания мнения потерпевшей, настаивавшей на строгом наказании, и смягчить назначенное Янгиеву Р.К. наказание до 9 лет 11 месяцев лишения свободы.

Рассмотрев кассационное представление и проверив материалы уголовного дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Выводы суда о виновности Янгиева Р.К. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей ФИО7 являются правильными и подтверждаются достаточной совокупностью достоверных и допустимых доказательств, исследованных в ходе судебного заседания, которые получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 17, 87-88 УПК РФ при постановлении приговора.

Действия осужденного Янгиева Р.К. по ч. 4 ст. 111 УК РФ квалифицированы правильно.

Выводы суда о доказанности вины и квалификации содеянного в кассационном представлении не оспариваются.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. К таким нарушениям, в частности, относится неправильное применение судом уголовного закона.

Проверив доводы кассационного представления о нарушении уголовного закона при назначении наказания, судебная коллегия признает их обоснованными и подлежащими удовлетворению, а приговор и апелляционное определение - изменению в связи с неправильным применением уголовного закона.

В силу положений ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым и признается таковым, если он соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к его содержанию, процессуальной форме и порядку постановления, а также основан на правильном применении уголовного закона.

Согласно протоколу судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 58), в ходе судебного следствия потерпевшая ФИО9 просила о назначении Янгиеву Р.К. максимального срока наказания.

Как усматривается из материалов уголовного дела, решая вопрос о назначении Янгиеву Р.К. наказания, суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, а также мнение потерпевшей, настаивавшей на строгой мере наказания.

Однако суд не принял во внимание, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, обязанность государства обеспечивать права потерпевших от преступлений не предполагает наделение их правом определять необходимость осуществления публичного уголовного преследования в отношении того или иного лица, а также пределы возлагаемой на это лицо уголовной ответственности и наказания, поскольку такое право, в силу публичного характера уголовно-правовых отношений, принадлежит только государству в лице его законодательных и правоприменительных органов; юридическая ответственность, если она выходит за рамки восстановления нарушенных неправомерным деянием прав и законных интересов потерпевших, включая возмещение причиненного этим деянием вреда, является средством публично-правового реагирования на правонарушающее поведение, в связи с чем вид и мера ответственности лица, совершившего правонарушение, должны определяться исходя из публично-правовых интересов, а не частных интересов потерпевшего (постановления от 24 апреля 2003 года № 7-П, от 27 июня 2005 года № 7-П, от 16 мая 2007 года № 6-П и от 17 октября 2011 года № 22-П).

Указание суда на мнение потерпевшей при назначении осужденному наказания противоречит также положениям ст.ст. 6 и 60 УК РФ, предусматривающим обстоятельства, которые должны учитываться при назначении наказания, а также ст. 63 УК РФ, содержащей исчерпывающий перечень обстоятельств, которые могут быть признаны отягчающими наказание.

По смыслу закона признание каких-либо иных обстоятельств, влияющих на наказание осужденного в сторону ухудшения его положения, уголовным законом не допускается.

При таких обстоятельствах, ссылка суда на учет мнения потерпевшей, настаивающей на строгом наказании, подлежит исключению из приговора, а наказание, назначенное Янгиеву Р.К. по ч. 4 ст. 111 УК РФ, должно быть смягчено.

Оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, ст. 64, ст. 73 УК РФ судами первой и второй инстанции не установлено. Не усматривает таких оснований и суд кассационной инстанции при настоящем рассмотрении дела.

При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд пришел к правильным выводам об обоснованности осуждения Янгиева Р.К. по ч. 4 ст.111 УК РФ. Всем доводам апелляционной жалобы осужденного судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка. Выводы суда апелляционной инстанции основаны на доказательствах по уголовному делу, мотивированы и являются правильными. Причин не согласиться с ними судебная коллегия не находит. Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.

Вместе с тем указанное выше нарушение требований ст. 6, 60 и ст. 63 УК РФ при проверке приговора в апелляционном порядке судом второй инстанции выявлено и устранено не было.

Иных существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона по уголовному делу в отношении Янгиева Р.К. не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 – 401.16 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

приговор Дзержинского районного суда <адрес> от 29 мая 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Янгиева Р.К. изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на учет мнения потерпевшей ФИО9 при назначении наказания Янгиеву Р.К.

Смягчить назначенное Янгиеву Р.К. по ч. 4 ст. 111 УК РФ наказание до 9 лет 9 месяцев лишения свободы.

В остальной части приговор и апелляционное определение оставить без изменения.

Кассационное представление заместителя прокурора <адрес> ФИО8 удовлетворить.

Председательствующий: С.А. Пелёвин
Судьи: С.А. Зорина
С.В. Зыкин

7У-11179/2021 [77-5164/2021]

Категория:
Уголовные
Истцы
Прокуратура Новосибирской области, Аскеров М.И.
Другие
Янгиев Рашид Каршиевич
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
01.12.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
15.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее