Решение по делу № 2-521/2017 от 25.01.2017

Дело № 2-521/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2017 года Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи: Васильевой Т.Г.,

при секретаре: Засядько Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дегтярь К.Б. к Автономной некоммерческой организации «Центральная медико-санитарная часть» о признании незаконным отказа в прикреплении на медицинское обслуживание,

УСТАНОВИЛ:

Дегтярь К.Б. обратился в суд с иском к Автономной некоммерческой организации «Центральная медико-санитарная часть» (АНО «ЦМСЧ») и просил признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе Дегтярь К.Б. в выборе данной организации и прикреплении на медицинское обслуживание, обязать АНО «ЦМСЧ» принять Дегтярь К.Б. на медицинское обслуживание в данное учреждение для оказания первичной медико-санитарной помощи. В обоснование иска указано, что 14.09.2016 года в адрес заведующей поликлиникой № 2 АНО «ЦМСЧ» было подано заявление о выборе данной медицинской организации и принятии на обслуживание, на которое был получен отказ. Отказ был обжалован главному врачу АНО «ЦМСЧ» и в управление здравоохранения администрации города. Истец считает, что отказ нарушает права и интересы, гарантированные ФЗ «Об обязательном медицинском страховании на территории РФ» и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Законом не предусмотрено получение согласия выбранного медицинского учреждения для прикрепления гражданина к учреждению.

Дело рассмотрено без участия Дегтярь К.Б., извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просившего рассмотреть дело без его участия.

Представители АНО «ЦМСЧ» Космынина О.В.(доверенность от 27.02.2017 года) и Сагитова О.В. (доверенность от 01.02.2017 года) возражали против удовлетворения иска и пояснили, что прикрепление граждан вне зоны обслуживания медицинской организации к врачам терапевтам допускается с учетом численности прикрепленного населения и в соответствии с нормативной численностью медицинского персонала. При рекомендуемой численности прикрепленного населения 1700 человек, фактическая средняя численность прикрепленного населения составляет 1916 человек на один терапевтический участок. При учтенных 32 участках с численностью населения 61324 человека из 25 штатных врачей-терапевтов участковых и фельдшеров фактически работает 21 человек. Истец ссылается на отсутствие нормы закона о согласии медицинского учреждения для прикрепления гражданина на медицинское обслуживание к такому учреждению. Однако ст.21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусматривает право на выбор врача с учетом согласия врача. В связи с высокой интенсивностью работы поликлиники № 2, большим потоком пациентов, высокой загруженностью врачи выразили свое несогласие на прикрепление граждан, проживающих вне зоны обслуживания АНО «ЦМСЧ», к АНО «ЦМСЧ» и ее врачам. Статья 10 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусматривает, что доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства и наличием необходимого количества медицинских работников. Отказ в прикреплении на медицинское обслуживание обусловлен объективными причинами. Плановая мощность ежедневного амбулаторно поликлинического приема, рассчитанная из площади поликлиники и численности участковых терапевтов, составляет 380 посещений в смену, фактическая мощность составляет 472 посещения. Несоответствие плановой и фактической мощности не позволяет создать оптимальные условия проведения лечебно-диагностического процесса, комфортного пребывания пациентов и обеспечить безопасность труда медицинского персонала.

Дело рассмотрено без участия представителя 3-его лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебное заседание представителем ТФОМС Челябинской области представлено мнение по делу и указано, что для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию не чаще чем один раз в год. Указанное право предусмотрено ст.16 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и ст.21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Выбор медицинской организации не ограничен адресом регистрации застрахованного лица. В соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 года № 543Н первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуется по территориально-участковому принципу. Из анализа положений закона следует, что территориально-участковый принцип прикрепления на медико-санитарное обслуживание к медицинскому учреждению не является обязательным, каждый гражданин имеет право на выбор медицинской организации, при этом получения согласия на выбранное медицинское учреждение для прикрепления гражданина к учреждению не требуется. Однако, необходимо учитывать, что в системе медицинского страхования в рамках программы государственных гарантий обеспечиваются сроки оказания медицинской помощи, объем и качество медицинских услуг. Превышение количества прикрепленного населения к терапевтическому участку неизбежно повлечет увеличение нагрузки на врача-терапевта, превышение объема диагностических и лабораторных исследований, увеличение сроков ожидания медицинской помощи, ущемление прав иных застрахованных лиц на гарантированные сроки оказания медицинской помощи, объем и качество медицинских услуг. Возможность выбора медицинской организации и врача, предусмотренная законом не является безусловной свободой гражданина на выбор медицинского учреждения, а выступает одной из мер обеспечения доступности и качества медицинской помощи.

Дело рассмотрено без участия представителей 3-их лиц администрации г. Магнитогорска и МАУЗ «Городская больница № 2», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняется здоровье людей; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 7; статья 41, часть 1).

Согласно ст. 15 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся организации любой организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

На основании ст. 16 поименованного Закона застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, а также на выбор врача путем подачи заявления на имя руководителя медицинской организации в сфере охраны здоровья.

Статьей 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (ст. 21 этого же Закона).

В целях реализации права граждан на выбор медицинской организации Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принят Приказ от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи", регулирующий отношения, связанные с выбором гражданином медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - Порядок).

Пунктом 3 вышеуказанного Порядка установлено, что выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия (для ребенка до достижения им совершеннолетия, либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия - его родителями или другими законными представителями) (далее - гражданин), путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь.

Согласно п. 4 Порядка для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации.

В соответствии с действующим Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 года № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (пункты 12 - 15), первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу.

Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.

Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.

Как установлено судом, АНО «ЦМСЧ» включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (порядковый номер 219).

Согласно п.3.1 Устава АНО «ЦМСЧ» оказывает первичную медико-санитарную помощь, специализированную (в том числе высокотехнологичную) медицинскую помощь, скорую медицинскую помощь, паллиативную медицинскую помощь, консультативную, лечебно-диагностическую, профилактическую, реабилитационную помощь населению, в том числе проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

Согласно п.7.11 Устава финансирование деятельности АНО «ЦМСЧ» осуществляется из средств бюджета, учредителей организации, получаемых от реализации договоров по медицинскому страхованию, полученных за оказание платных услуг и направляемых ФОМС и страховыми медицинскими организациями в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи.

В структуру АНО «ЦМСЧ» входит 3 поликлиники.

14 сентября 2016 года Дегтярь К.Б. обратился с заявлением о принятии его на обслуживание в поликлинику № 2 АНО «ЦМСЧ».

19 сентября 2016 года истцу было отказано в принятии на обслуживание в связи с большим потоком пациентов и высокой загруженностью врачей, при этом указано, что в случае необходимости (при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни) экстренная медицинская помощь будет оказана безотлагательно и бесплатно.

Из представленных в суд документов следует, что в целях сохранения доступности оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2017 год на основании приказа Управления здравоохранения администрации города Магнитогорска от 07.12.2016 года за АНО «ЦМСЧ» прикреплено 61464 застрахованных лиц.

Исходя из количества прикрепленных по территориально-участковому принципу, на 1 участок приходится 1915 человек, при норме установленной Территориальной программой 1700 человек.

Согласно протоколу собрания врачей поликлиники № 2 АНО «ЦМСЧ» от 01.07.2016 года врачи поликлиники приняли решение в соответствии с п.1 ст.21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гарантирующей выбор врача только при наличии согласия врача, выразили несогласие на прикрепление граждан, проживающих вне зоны обслуживания МСЧ, в МСЧ и ее врачам.

Учитывая нагрузку медицинского учреждения, суд признает доводы представителей ответчика о том, что прикрепление лиц, проживающих вне зоны обслуживания АНО «ЦМСЧ» не будет способствовать доступности и качеству медицинского обслуживания.

Статьей 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, реализуют конституционные гарантии в сфере охраны здоровья и не вправе в силу положений статьи 11 Федерального закона N 323-ФЗ отказать в оказании такой медицинской помощи застрахованному лицу.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Вместе с тем, из объяснений истца следует, что он фактически в медицинской помощи не нуждается, в медицинском учреждении, к которому он прикреплен согласно месту регистрации, он не бывал, однако не желает пользоваться услугами поликлиники МАУЗ «Городская больница № 2».

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами истца о нарушении его права на выбор медицинского учреждения.

Более того, позиция ответчика согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 25.10.2016 года, указавшего, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодатель предусмотрел право граждан на выбор врача и медицинской организации в порядке и с учетом особенностей, определенных соответствующим нормативно-правовым регулированием. В частности, возможность такого выбора может быть объективно ограничена в том числе в силу территориального местоположения, загруженности, назначения, отсутствия необходимых ресурсов и объемов целевого бюджетного финансирования соответствующего медицинского учреждения. Указанные обстоятельства, влияющие на качество и принципиальную возможность оказания гражданам надлежащей медицинской помощи, подлежат обязательному учету при разрешении вопроса о возможности выбора гражданином конкретного медицинского учреждения. В противном случае, в отсутствие у медицинского учреждения объективной возможности для обслуживания всех выбравших его лиц, возникала бы угроза оказания гражданам медицинских услуг ненадлежащего качества.

Таким образом, учитывая загруженность медицинского учреждения, отсутствие необходимых ресурсов, влияющих на качество медицинского обслуживания, суд пришел к выводу, что отсутствуют объективные основания для удовлетворения требования Дегтярь К.Б. на выбор медицинского учреждения.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Дегтярь К.Б. к Автономной некоммерческой организации «Центральная медико-санитарная часть» о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выборе медицинской организации, и обязывании ответчика принять Дегтярь К.Б. на медицинское обслуживание, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий:

2-521/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Мордавец Л.А.
АНДРОНОВ Н.А.
Дегтярь К.Б.
Ответчики
Сувнова А.А.
Шаландина Л.А.
Мордавец Л.А.
Андронова М.А.
Андронов В.А.
Селезнева К.А.
Морозова Валентина Александровна
АНО "Центральная медико-санитарная Часть"
Другие
Спицына М.А.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области
Администрация г.Магнитогорска
Андронова З.Ф.
Сагитова О.В.
МАУЗ "Городская больница №2" г.Магнитогорск
Суд
Ленинский районный суд г. Магнитогорск
Дело на странице суда
maglen.chel.sudrf.ru
25.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2017Передача материалов судье
26.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2017Подготовка дела (собеседование)
02.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2017Судебное заседание
09.03.2017Судебное заседание
05.04.2017Судебное заседание
26.04.2017Судебное заседание
20.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2017Передача материалов судье
21.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2017Судебное заседание
23.10.2017Судебное заседание
23.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2017Дело оформлено
24.11.2017Дело передано в архив
16.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2017Передача материалов судье
18.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2017Подготовка дела (собеседование)
05.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2017Судебное заседание
01.12.2017Производство по делу возобновлено
04.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее