Решение по делу № 33-24455/2020 от 18.09.2020

РЎСѓРґСЊСЏ РњРёСЂРёРґРѕРЅРѕРІР° Рњ.Рђ.                 дело в„– 33-24455/2020

50RS0042-01-2018-007429-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2020 года г. Красногорск Московской области

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Беляева Р.В.,

судей Магоня Е.Г., Тришевой Ю.С.,

при помощнике судьи Долгова В.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Акведук» на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 18 марта 2019 года по делу по иску Горбулиной И.А., Леоновой Т.М., Ситникова В.С., Лобанова П.Н., Прилуцкого А.Ю. и Фетисовой Е.В. к ООО «Акведук» об обязании выполнить перерасчет, списать излишне начисленную плату за коммунальные услуги, обеспечить возможность передачи показаний индивидуальных приборов учета тепла путем включения в единый платежный документ соответствующих строк,

заслушав доклад судьи Беляева Р.В.,

объяснения Леоновой Т.М., представителя ООО «Акведук» Горбунова Ю.В.,

УСТАНОВИЛА:

Горбулина И.А., Леонова Т.М., Ситников В.С., Лобанов П.Н., Прилуцкий А.Ю. и Фетисова Е.В. обратились в суд с иском к ООО «Акведук» об обязании выполнить перерасчет, списать излишне начисленную плату за коммунальные услуги, обеспечить возможность передачи показаний индивидуальных приборов учета тепла путем включения в единый платежный документ соответствующих строк.

В обоснование требований указали, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>. Управление указанным домом осуществляет управляющая организация ООО «Акведук», которая производит начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги. На дату ввода в эксплуатацию 16 декабря 2013 года дом был оснащен индивидуальными приборами учета использования тепловой энергии, однако, осенью 2014 года было установлено, что сохранность приборов учета тепловой энергии не была обеспечена застройщиком. В период с весны 2015 года в доме вновь устанавливались ранее снятые поквартирные приборы учета тепловой энергии. Собственники квартир, которым были восстановлены и введены в эксплуатацию индивидуальные приборы учета тепловой энергии, обращались в адрес управляющей организации с заявлениями об осуществлении начислений по коммунальной услуге отопление исходя их показаний квартирных приборов учета, однако, в удовлетворении их требований было отказано. Таким образом, произведенные истцам начисления являются неверными и требующими перерасчета исходя из показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии.

Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 18 марта 2019 года иск удовлетворен.

С указанным решением суда не согласился ответчик ООО «Акведук», в апелляционной жалобе просил его отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, с учетом указаний суда кассационной инстанции, изложенных в определении от <данные изъяты>, заслушав явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает обжалуемое решение суда подлежащим отмене.

Как установлено судом, истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>.

Указанный дом введен в эксплуатацию в 2013 году, управление домом осуществляет ответчик - управляющая компания ООО «Акведук».

В жилых помещениях истцов установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии, которые ООО «Акведук» введены в эксплуатацию соответствующими актами.

Поводом для обращения в суд послужили те обстоятельства, что при расчете платы за отопление ООО «Акведук» не принимал показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии истцов.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцами был представлен расчет платы за отопление с учетом правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 30-п от 10 июля 2018 года, при этом, согласно расчета, у каждого из истцов с учетом фактического потребления по показаниям индивидуальных приборов учета имеется переплата.

Однако, с такими выводами судебная коллегия согласиться не может.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее Правила) в пункте 1 регулируют, в числе прочего, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно абз. 2 п. 40 Правил, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил (абз. 3 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Согласно Письму Минстроя РФ от 20 марта 2019 года № 9703-00/06, при отсутствии централизованного теплоснабжения порядок определения размера платы за отопление регулируется п. 54 вышеназванных Правил.

В указанном письме Минстрой разъясняет, что положения Постановления Конституционного Суда РФ № 30-П от 07.10.2018, на которое ссылаются истцы, не распространяются на регулирование отношений по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирных домах с децентрализованной системой отопления и (или) горячего водоснабжения, что полностью согласуется с позицией ответчика.

По смыслу приведенных норм порядок расчета зависит от вида системы теплоснабжения.

Указанные обстоятельства судом учтены не были.

Судом не был установлен вид системы теплоснабжения, от которого зависели методика и правильность начислений за коммунальную услугу по отоплению.

Из материалов дела, пояснений сторон, а также приобщенных к материалам дела документов в суде апелляционной инстанции, усматривается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу <данные изъяты>, не подключен к централизованной системе теплоснабжения.

Теплоснабжение данного многоквартирного дома обеспечивается индивидуальными автономными источниками теплоснабжения - двумя крышными котельными, что подтверждается проектной документацией (заключение государственной экспертизы <данные изъяты>, т. 2 л.д. 68) и актом ввода в эксплуатацию.

Данный факт, ранее истцами не оспаривался и признан ими в тексте искового заявления.

Таким образом, факт предоставления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии централизованной системы теплоснабжения подтвержден материалами дела и не оспаривался сторонами.

В соответствии абз. 4 п. 54 вышеуказанных Правил, при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к настоящим Правилам.

ООО «Акведук» осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в данном многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 Приложения №2, согласно п. 54 Правил №354.

В материалах дела имеются представленные ответчиком расчеты платы по отоплению по каждой квартире истцов, произведенные в соответствии с конкретной формулой, а именно, с формулой 18 приложения № 2, согласно п. 54 Правил.

Осуществить расчет платы по отоплению в доме с ИТП (индивидуальный тепловой пункт) по формулам, регулирующим расчет платы по отоплению в многократных домах с ЦТП (центральный тепловой пункт) невозможно, поскольку, Правила таких формул не предусматривают.

Между с тем, суд первой инстанции указывает, что истцами представлен расчет платы по отоплению с учетом правовой позиции Конституционного Суда и признает его арифметически верным и полным.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что изменения, связанные с признанием Конституционным Судом РФ частично недействительным пункта 42(1) Правил внесены Постановлением РФ от 28.12.2019 № 1708 и вступили в силу с 01.01.2019 (п. 2 данного Постановления).

Вместе с тем, суд первой инстанции взял за основу расчеты истцов, выполненные в соответствии с пунктом 42(1) Правил в редакции, вступившей в силу с 01.01.2019, при чем, что исковые требования о перерасчете заявлены до 31.12.2018.

Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч.2 ст.4 ГК РФ).

Таким образом, нормативно правовой акт, которым внесены изменения, связанные с признанием Конституционным Судом частично недействительным абз.3 п. 42(1) Правил обратной силы не имеет и применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, согласно ч.2 ст. 4 ГК РФ, т.е. с 01.01.2019.

Кроме того, мотивируя свою позицию Постановлением Конституционного Суда РФ 30-П от 10.07.2018, суду первой инстанции следовало учесть позицию Конституционного Суда РФ о правовом регулировании до внесения соответствующих изменений, изложенную в п.4.4 данного Постановления, согласно которого, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Таким образом, Конституционный Суд установил порядок исполнения указанного Постановления, согласно которому впредь, т.е. с 10.07.2018 до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, т.е. до 01.01.2019, расчет платы за отопление в указанном многоквартирном доме, в которой проживают истцы, надлежит производить по модели, установленной абзацем 4 п. 42(1) Правил, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (п. 18 Решения Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года”).

Таким образом, ссылаясь на вышеназванное Постановление Конституционного Суда РФ, суд первой инстанции неправомерно удовлетворил исковые требования о перерасчете платы за отопление за предшествующие периоды, начиная с 2015 года, тем самым, неверно применил закон во времени.

В указанной связи, выводы суда нельзя признать правильными.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска у суда не имелось, в связи с чем, обжалуемое решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 18 марта 2019 года, в силу п.п.1 и 4 ч.1 и ч.3 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене.

Поскольку судом неправильно определены значимые для дела обстоятельства и допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия находит возможным по имеющимся в деле материалам, принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении иск Горбулиной И.А., Леоновой Т.М., Ситникова В.С., Лобанова П.Н., Прилуцкого А.Ю. и Фетисовой Е.В. к ООО «Акведук» в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 330 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 18 марта 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Горбулиной И.А., Леоновой Т.М., Ситникова В.С., Лобанова П.Н., Прилуцкого А.Ю. и Фетисовой Е.В. к ООО «Акведук» об обязании выполнить перерасчет, списать излишне начисленную плату за коммунальные услуги, обеспечить возможность передачи показаний индивидуальных приборов учета тепла путем включения в единый платежный документ соответствующих строк, отказать.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-24455/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Общество с ограниченной ответственностью Акведук
Лобанов П.Н.
Леонова Т.М.
Прилуцкий А.Ю.
Фетисова Е.В.
Фетисову Анатолий Анатольевич
Ситников В.С.
Горбулина И.А.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
12.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее