Судья Киселей Т.А.
27 февраля 2013 года
Дело №33-1928
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В., Сергеева В.А., при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 20 декабря 2012 года, которым постановлено:
возложить на Администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» обязанность за счёт средств, выделяемых Правительством Пермского края, предоставить Лыге П.А., дата рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления в 33 кв.м. в черте Лысьвенского городского поселения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Лыги П.А. к Администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о возложении обязанности на ответчика предоставить Лыге П.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закреплённого жилья, указывая, что истец, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку решением Лысьвенского городского суда от 10.04.2011 г. мать лишена родительских прав, отец умер; Лыга П.А. помещён в Детский дом, и поставлен на учёт в льготную очередь на получение жилого помещения во внеочередном порядке; за Лыгой П.А. жилое помещение не закреплялось, зарегистрирован по мету жительства в Детском доме, поэтому имеет право на предоставление ему жилого помещения вне очереди, отвечающего санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. за счёт средств, выделяемых Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая на неправильное применение норм материального права, поскольку суд сослался на нормы Закона Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края» № 255 - ПК, который не применим к указанным правоотношениям. Жилые помещения должны предоставляться на основании решений Уполномоченного органа, определенного Правительством Пермского края. Государственный жилищный фонд Пермского края в настоящее время не сформирован, поэтому исполнение решения в части предоставления Лыге П.А. жилого помещения государственного жилищного фонда Пермского края не представляется возможным. Правительство Пермского края полагает, что Лыга П.А. может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением по указанной категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, общей площадью не менее 12 кв.м., установленной Решением Думы Лысьвенского городского поселения Пермского края от 22.10.2009 г. № 170 «Об утверждении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». В случае вступления решения Лысьвенского городского суда Пермского края от 20.12.2012 г. в законную силу, исполнение указанного требования приведёт к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса РФ), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилое помещение предоставляется детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 - ФЗ от 21.12.1996 года (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, действующей с 1.01.2005 года), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В силу п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года № 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Удовлетворяя исковые требования Лыги П.А., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец, как лицо отнесённое к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку жилья на праве собственности либо на праве пользования по договору социального найма не имеет, за истцом жилое помещение не закреплено, поэтому Лыга П.А. поставлен на учёт, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в мерах социальной поддержки, предусмотренной законодательством в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о неправильном определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на основании Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», обоснованными признаны быть не могут.
Положения абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагают, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 1 и ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255 «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда» жилые помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются во внеочередном порядке.
Тем самым, обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Российской Федерации, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе Законом Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК. Поэтому доводы жалобы о том, что данным нормативным правовым актом не регулируются спорные правоотношения, основательными неявляются, соответственно, для признания не правильным вывода суда о предоставлении жилого помещения истцу по норме, предусмотренной вышеприведённым законом Пермского края, основания отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 20 декабря 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: