Решение по делу № 33-1941/2023 от 06.10.2023

Судья Рафикова М.Г.

Дело № 33-1941/2023

Дело № 2-3099/2023

УИД 41RS0002-01-2023-001585-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Полозовой А.А.,

судей

Володкевич Т.В., Вербицкой Е.В.,

при секретаре

Тадиной К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 7 декабря 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе Емельяновой Александры Сергеевны на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 19 июня 2023 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Емельяновой Александры Сергеевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» о взыскании недополученной заработной платы за период с февраля 2019 года по декабрь 2019 года в размере 67 479 руб. 20 коп., за период с января 2020 года по май 2020 года в размере 64 734 руб. 52 коп., за период с апреля 2021 года по июнь 2021 года, с августа 2021 года по декабрь 2021 года в размере 107 257 руб. 21 коп., за январь 2022 года, с марта 2022 года по декабрь 2022 года в размере 184 398 руб. 34 коп., в возмещении судебных расходов в размере 60 000 руб., отказать.

Заслушав доклад судьи Володкевич Т.В., объяснения истца Емельяновой А.С. и ее представителя – адвоката Щербатюка А.В., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, объяснения представителя ответчика ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» Шариковой И.В., представителя третьего лица Министерства здравоохранения Камчатского края Стогниенко Л.В., полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции – законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Емеяльнова А.С. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» (сокращенное наименование ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2») с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате.

В обоснование заявленных требований указала на то, что являлась работником ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2», с 5 февраля 2016 года занимала должность <данные изъяты>

С 2017 года в связи с изменениями, внесенными работодателем в штатное расписание, занимаемая ею должность была выведена из категории работников младшего медицинского персонала и отнесена к прочим специальностям.

В этой связи 27 марта 2017 года между сторонами было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении существенных условий труда, однако условия труда остались прежними, уменьшился лишь размер должностного оклада.

В период с 22 мая 2020 года по 1 апреля 2021 года, в связи с перепрофилированием больницы в многофункциональный госпиталь для пациентов с заболеванием новой коронавирусной инфекцией СОVID-19, она работала в отделении госпиталя в должности <данные изъяты>, которая отнесена к младшему медицинскому персоналу.

Заработная плата в указанный период соответствовала тарифной сетке младшего медицинского персонала, производились выплаты до достижения целевого показателя.

После 1 апреля 2021 года она продолжила осуществлять трудовую деятельность в должности <данные изъяты>, отнесённой к категории «прочие специальности».

Считает, что она, как работник медицинской организации, имеющий соответствующее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности, имеет право на доведение выплаченной ей заработной платы до целевого значения средней заработной платы, установленного Указом Президента РФ N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», которым предусмотрено соотношение средней заработной платы определенной категории работников (младшего медицинского персонала) и средней заработной платы в конкретном субъекте Российской Федерации (Камчатском крае).

Вместе с тем, ей работодателем не производились выплаты во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.

На основании изложенного, Емеяльнова А.С., окончательно определившись с исковыми требованиями, просила суд взыскать с ответчика в свою пользу недополученную заработную плату за период с февраля 2019 года по декабрь 2019 года в размере 67 479 рублей 20 копеек, за период с января 2020 года по май 2020 года в размере 64 734 рублей 52 копеек, за период с апреля 2021 года по июнь 2021 года, с августа 2021 года по декабрь 2021 года в размере 107 257 рублей 21 копеек, за январь 2022 года, с марта 2022; года по декабрь 2022 года в размере 184 398 рублей 34 копеек, а также судебные расходы в размере 60 000 рублей.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Емельянова А.С. и ее представитель – адвокат Щербатюк А.В. исковые требования поддержали. Дополнительно суду пояснили, что вывод занимаемой истцом должности сестры-хозяйки из категории работников младшего медицинского персонала и отнесение этой должности к прочим специальностям, произведено работодателем незаконно.

Представители ответчика ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» Сенина М.В. и Шарикова М.В., исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменном возражении на иск. Суду пояснили, что на основании приказа ответчика от 9 января 2017 года занимаемая Емельяновой А.С. должность <данные изъяты>, переведена с 1 апреля 2017 года из категории младшего медицинского персонала в категорию прочий персонал. Дополнительным соглашением от 27 марта 2017 года истцу изменен размер должностного оклада в сторону уменьшения. Об изменении существенных условий трудового договора истец была уведомлена, поскольку подписала дополнительное соглашение, каких-либо возражений не высказала, на переводе её на должность, относящуюся к категории младшего медицинского персонала (в соответствии с полученной квалификацией), не настаивала. Одновременно заявили о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Третье лицо Министерство здравоохранения Камчатского края в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв на иск, в котором считало требования истца необоснованными. Обратило внимание суда на то, что истец была ознакомлена с дополнительным соглашением от 27 марта 2017 года об изменении размера должностного оклада, возражений об отказе от работы в связи с переводом в категорию «прочий персонал» не высказала. Настаивало на том, что истцом пропущен срок на обращение в суд с иском за разрешением индивидуального трудового спора.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение, с которым не согласилась Емеяльнова А.С., в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новый судебный акт об удовлетворении её исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что она не была осведомлена о существенных изменениях условий труда, с приказом о переводе занимаемой ею должности в категорию «прочие специальности» работодатель ее не знакомил, предложил лишь подписать дополнительное соглашение от 27 марта 2017 года, из которого можно сделать только вывод об уменьшении размера оклада. Одновременно работодатель разъяснил ей, что уменьшение размера должностного оклада вызвано производственной необходимостью, при этом размер заработной платы гарантировал оставить прежним за счет выплат стимулирующего характера. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что суд первой инстанции не принял во внимание разъяснения Министерства здравоохранения Камчатского края от 18 января 2023 года, в которых отражено, что должность <данные изъяты>» в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздрава России от 23 июля 2010 года N 541, отнесена к должности младшего медицинского персонала. Формальное отнесение ответчиком должности <данные изъяты>» к категории «прочий персонал» следует расценивать как умаление трудовых прав работника.

Ответчиком ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» представлено письменное возражение на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит обжалуемое решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

В силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В соответствии с п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 327.1. ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса РФ).

Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Емельянова А.С. принята на работу в ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» на основании трудового договора от 29 октября 2010 года.

По условиям трудового договора от 29 октября 2010 года, заключенного между ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» и Емельяновой А.С., работодатель предоставляет работнику работу по должности <данные изъяты>.

Приказом от 4 февраля 2015 года Емельянова А.С. переведена на должность <данные изъяты> с должностным окладом в размере 3 483 рубля.

Согласно разделу 2 должностной инструкции <данные изъяты>», трудовые функции сестры-хозяйки определяется в соответствии с профессиональным стандартом «младший медицинский персонал», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты; сестра-хозяйка руководит работой санитарок и уборщиц по содержанию в чистоте и порядке помещений родительного отделения, обеспечивает обслуживаемое подразделение хозяйственным инвентарем, спецодеждой, предметами гигиены, канцелярскими принадлежностями, моющими средствами, постельным и нательным бельем для больных. Производит смену халатов, полотенец работникам медицинской организации. Составляет заявки на ремонт помещений, оборудования, инвентаря и контролирует его проведение. Обеспечивает блоки питания (буфет, столовая) оборудованием, посудой и следит за правильной их маркировкой и использованием. Ведет учетно-отчетную документацию.

Из пункта 2 должностной инструкции сестры-хозяйки родильного отделения следует, что на должность сестры-хозяйки назначается лицо, имеющее в зависимости от разряда оплаты: среднее (полное) образование и дополнительную подготовку по специальной программе в соответствии с профессиональным стандартом «Младший медицинский персонал», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 января 2016 года № 2н, без предъявления требований к стажу работы; среднее (полное) общее образование, дополнительную подготовку по специальной программе в соответствии с профессиональным стандартом «младший медицинский персонал», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 января 2016 года № 2н и стаж работы по профилю не менее 2 лет.

В период с 2014 года по 2023 год между ответчиком и Емельяновой А.С. заключались дополнительные соглашения к трудовому договору, изменяющие размер должностного оклада.

Приказом ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» «О введении в действие штатного расписания больницы, разработанного на 2017 год» от 9 января 2017 года должность <данные изъяты> переведена из категории «младшего медицинского персонала» в категорию «прочий персонал» с окладом 4 815 рублей.

Дополнительным соглашением от 27 марта 2017 года в трудовой договор с Емельяновой С.А. от 29 октября 2010 года внесены изменения в части размера должностного оклада.

В 2023 году должность <данные изъяты> вновь была переведена из категории прочий персонал» в категорию «младшего медицинского персонала».

В последующем, дополнительным соглашением к трудовому договору от 12 января 2023 года Емельяновой А.С. установлен должностной оклад в размере 6 894 руб.

Судом также установлено, что 21 января 2019 года Емельяновой А.С. выдано свидетельство о присвоении квалификации «<данные изъяты>»; 5 февраля 2019 года - свидетельство о присвоении квалификации «<данные изъяты>»; 25 февраля 2019 года - свидетельство о присвоении квалификации «<данные изъяты> 26 мая 2020 года - удостоверение в том, что она (истец) освоила дополнительную программу повышения квалификации «<данные изъяты>

Приказом от 27 января 2023 года истец уволена с занимаемой ею должности на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Инициируя обращение в суд с настоящим иском, Емельянова А.С. ссылалась на то, что отнесение в одностороннем порядке (исключительно на усмотрение работодателя) занимаемой ею должности «сестра-хозяйка» к категории работников «прочий персонал», произведено ответчиком вопреки положениям отраслевых актов об утверждении должностей младшего медицинского персонала, и без учета фактически выполняемых ею (истцом) должностных обязанностей, а потому не может умалять её права на получение дополнительных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании испрашиваемых выплат за спорный период, суд первой инстанции исходил из того, что Емельянова А.С., заключив с работодателем дополнительное соглашение к трудовому договору о снижении должностного оклада в связи с изменениями в штатном расписании, данную процедуру не оспорила, а поскольку должность истца в этот период времени относилась к категории «прочий персонал», то у работодателя отсутствовала обязанность для доведения производимых ей выплат до целевого показателя.

Одновременно суд пришел к выводу о том, что установленный ст. 392 Трудового кодекса РФ срок на обращение в суд с иском за разрешением индивидуального трудового спора истом не пропущен, поскольку допущенное работодателем нарушение имеет длящийся характер.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в связи со следующим.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики Правительству Российской Федерации поручено принять до 1 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников.

Абзацем 2 подпункта «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (части 2, 3 статьи 80) Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, указами Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Согласно требованиям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 официально опубликован для всеобщего сведения в день его подписания и содержит указание о вступлении его в силу со дня официального опубликования.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 издан в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики, в части регулирования спорных отношений направлен на повышение оплаты труда отдельных категорией работников, содержит положения нормативного характера, опубликован и вступил в законную силу, в связи с чем, его положения являются обязательными.

В этой связи положения названного Указа Президента Российской Федерации являются обязательными при разрешении настоящего гражданского дела. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, а также изданные в целях его исполнения распорядительные акты Правительства Российской Федерации, не содержат положений, позволяющих работодателям по своему усмотрению не применять повышение средней заработной платы к названным категориям работников по причинам, не обусловленным результатами их трудовой деятельности.

В целях реализации данного Указа Президента Российской Федерации, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее также Программа).

Утвержденная названным Распоряжением Правительства Российской Федерации Программа предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий.

Целями Программы являются сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации; устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений; совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установление указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют; отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников; определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок (раздел III Программы).

Средства федерального бюджета на повышение оплаты труда отдельным категориям работников федеральных государственных учреждений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, предусматриваются путем увеличения размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными или автономными учреждениями или увеличения параметров бюджетной сметы казенных учреждений (раздел V Программы).

В соответствии с разделом I Программы «Общие положения» осуществление программы и методическое руководство работой по реализации Программы обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.

Разделом IV. «Мероприятия Программы» предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации государственных программ и планов мероприятий («дорожных карт») по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В «дорожные карты» включаются, в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения».

Согласно пункту 2 Раздела I «Общее описание «дорожной карты» реализация «дорожной карты» призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.

Результатом успешной реализации «дорожной карты» является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (пункт 5 Раздела I «Общее описание «дорожной карты»).

В Разделе II «План мероприятий» предусмотрено утверждение главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравом России «дорожных карт» в сфере здравоохранения в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений и соответствующих категорий работников с указанием ответственного исполнителя (пункт 6).

Из приведенных положений Указа Президента Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации применительно к спорным отношениям следует, что указом, являющимся нормативным правовым актом, определены категории работников, в отношении которых предусмотрено обеспечение повышения к 2018 году заработной платы, а также цели и условия повышения заработной платы - достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых такими работниками услуг.

Организационно-методическое обеспечение исполнения Указа Президента Российской Федерации и названных распоряжений Правительства Российской Федерации возложено на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.

Как следует из материалов дела, Емельянова А.С. в спорные период времени занимала должность <данные изъяты>, в январе 2019 года прошла дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности (по должности <данные изъяты>

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 с 1 декабря 2008 года введены в действие новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов.

Пунктом 2 вышеуказанного постановления предусмотрено, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений.

Пунктом 5 Постановления Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписано утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти согласованных с соответствующими профсоюзами.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (ч. 6 ст. 144 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 144 Трудового кодекса РФ профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», согласно которому должность сестра-хозяйка отнесена к должности младшего медицинского и фармацевтического персонала.

Согласно требованиям к квалификации «сестра-хозяйка», лицо, занимающее указанную должность, должно иметь среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы.

Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников (действовала в период спорных правоотношений, - до 31 августа 2023 года), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1183н, должность сестра-хозяйка также отнесена к младшему медицинскому персоналу

Судебная коллегия, проанализировав перечень должностных обязанностей сестры-хозяйки родильного отделения ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2», перечисленных в представленной ответчиком должностной инструкции, приходит к выводу о том, что выполняемые Емельяновой А.С. должностные обязанности идентичны обязанностям <данные изъяты>, перечисленным в разделе IV. Должности младшего медицинского и фармацевтического персонала Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (руководит работой санитарок и уборщиц по содержанию в чистоте и порядке помещений родительного отделения, обеспечивает обслуживаемое подразделение хозяйственным инвентарем, спецодеждой, предметами гигиены, канцелярскими принадлежностями, моющими средствами, постельным и нательным бельем для больных. Производит смену халатов, полотенец работникам медицинской организации. Составляет заявки на ремонт помещений, оборудования, инвентаря и контролирует его проведение. Обеспечивает блоки питания (буфет, столовая) оборудованием, посудой и следит за правильной их маркировкой и использованием. Ведет учетно-отчетную документацию).

На эти обстоятельства, истец указала в своем исковом заявлении, ссылаясь на допущенное ответчиком нарушение ее прав в части неправомерного вывода занимаемой ею должности из штата младшего медицинского персонала и не выполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, однако суд этим обстоятельствам надлежащей оценки не дал.

Между тем, в материалах дела имеется письмо Министерства здравоохранения Камчатского края от 18 января 2023 года, адресованное главному врачу ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2», из которого следует, что ответчик пришел к ошибочному выводу о возможности отнесения должности сестра-хозяйка к категории прочего персонала, так как эта должность относится к категории работников младшего медицинского персонала, в ином случае, - в случае перевода работников медицинской организации из категории младшего медицинского персонала в прочий персонал, указанные работники лишаются права на льготы и компенсации, связанные с особыми условиями труда и повышения оплаты труда (том 2, л.д. 117,118).

В этом же письме Министерство здравоохранения Камчатского края указало ответчику на то, что формальное переименование должности с сохранением прежних трудовых функций недопустимо.

Косвенно данные обстоятельства подтвердил и сам ответчик, поскольку с января 2023 года занимаемая истцом должность вновь включена в штат работников младшего медицинского персонала.

Учитывая, что Емельянова А.С. соответствует требованиям к квалификации по должности <данные изъяты>, выполняемые ею в спорный период времени должностные обязанности полностью согласуются с обязанностями сестры-хозяйки, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 года N541н, судебная коллегия приходит к выводу о том, что должность сестры-хозяйки, которую непосредственно занимала истец, относится именно к категории младшего медицинского персонала, в связи с чем, она (Емельянова А.С.) имела право на получение выплат в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика не оспаривала, что в заявленные истцом периоды соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» и средней заработной платы в субъекте было ниже целевого показателя, в связи с чем, требовало повышения до значения, установленного Указом Президента РФ N 597.

Следовательно, в рассматриваемом случае наличествуют основания для удовлетворения исковых требований Емельяновой А.С.

Суд же, отказывая в удовлетворении иска, сослался лишь на то, что истцом не заявлено требований об оспаривании дополнительного соглашения в части изменения размера должностного оклада, чем фактически указал на неверно избранный способ защиты нарушенного права, подлежащего, по мнению суда, восстановлению путем предъявления иных требований к работодателю, с чем судебная коллегия согласиться не может.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» закон и иной нормативно правовой акт, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон должны определяться исходя из предмета и основания иска.

Гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (статьи 131, 151 Гражданского процессуального кодекса РФ). В связи с этим предметом иска является то конкретное материально-правовое требование, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу. Основанием же иска являются фактические обстоятельства, с которыми истец связывает свое материально-правовое требование к ответчику.

Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужило несогласие истца с размером заработной платы, которая ей выплачивалась в спорный период в результате незаконного перевода работодателем её должности из категории младшего медицинского персонала в категорию прочего персонала.

Следовательно, избранный истцом способ защиты соответствует содержанию нарушенного права, характеру спорного правоотношения, а предъявление иска имеет своей целью восстановление нарушенного права обратившегося в суд лица.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает обжалуемое решение подлежащим отмене по причине неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права (п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Емельяновой А.С.

В суде апелляционной инстанции ответчиком произведен расчет выплат, причитающихся Емельяновой А.С. с учетом выполнения целевых показателей по отношению к заработной плате медицинских сотрудников соответствующей категории к средней заработной плате по региону, с которым согласилась сторона истца.

Из данного расчета, признанного судом арифметически верным, следует, что сумма, подлежащая выплате Емельяновой А.С. при своевременном начислении должна составить за период с февраля 2019 года по декабрь 2019 года - 55 218 рублей 18 копеек, за период с января 2020 года по май 2020 года - 61 550 рублей, за период с апреля 2021 года по июнь 2021 года, с августа 2021 года по декабрь 2021 года - 99 000 рублей 91 копейку, за январь 2022 года, с марта 2022 года по декабрь 2022 года - 179 874 рубля 78 копеек, а всего 395 643 рубля 87 копеек, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца (с удержанием при выплате НДФЛ).

Вместе с тем, в суде первой и апелляционной инстанции ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд с иском о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Выводы суда о длящемся характере допущенного работодателем нарушения судебная коллегия считает неправильными, поскольку для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие условия - заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена. Спорные суммы истцу никогда не начислялись, что ею не оспаривалось.

В то же время истцом заявлено о восстановлении пропущенного ею процессуального срока.

Согласно части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В силу части 5 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В суд с настоящим иском истец обратилась 13 февраля 2023 года, то есть с пропуском установленного законом годичного срока по требованиям о взыскании заработной платы за периоды работы с февраля 2019 года по февраль январь 2022 года.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока обращения в суд, истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции указала на то обстоятельство, что ей не было известно о наличии у нее права на спорную выплату в виде повышения оплаты труда до целевого показателя. Впервые о причитающихся ей выплатах она узнала только в январе 2023 года, после того как занимаемая ею должность сестры-хозяйки была возвращена работодателем в категорию младшего персонала. Именно в январе 2023 года она первый раз получила соответствующую доплату с отражением таковой в расчётном листке как составляющей части заработной платы и сразу же обратилась за разъяснением в компетентные органы, откуда узнала о незаконности действий работодателя по переводу её должности в категорию прочего персонала, после чего предъявила в суде настоящий иск. Ранее выдаваемые работодателем расчетные листки соответствующей графы не содержали, а потому истец не могла и не должна была предполагать о нарушении своих прав при получении заработной платы за каждый конкретный месяц.

Представитель ответчика изложенные выше объяснения Емельяновой А.С. не оспаривала.

Изложенные истцом обстоятельства, по мнению судебной коллегии, дают основания для признания уважительными причины пропуска истцом годичного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о неполной выплате заработной платы, предусмотренного частью 2 статьи 392 ТК РФ.

В соответствии со ст. ст. 88, 94 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к последним относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Как разъяснено в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее Постановление N 1 от 21 января 2016 года), лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 Постановления N 1 от 21 января 2016 года).

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (п. 11 Постановления N 1 от 21 января 2016 года).

Как следует из материалов дела, в частности, договора поручения от 28 января 2023 года, расписки в получении денежных средств поверенным, истцом были оплачены юридические услуги представителя Щербатюка А.В. в размере 60 000 руб. (т. 1 л. д. 80).

Принимая во внимание характер и сложность рассмотренного спора, длительность его рассмотрения судом первой инстанции, объем оказанных истцу ее представителем услуг, длительность судебных заседаний, принимая во внимание отмену решения суда по апелляционной жалобе истца, а требования разумности и справедливости, судебная коллегия полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оказание юридических услуг в размере 40 000 рублей.

Поскольку в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенным исковым требованиям подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 156 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 300 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 19 июня 2023 года отменить.

Иск Емельяновой Александры Сергеевны удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» в пользу Емельяновой Александры Сергеевны недополученную заработную плату за период с февраля 2019 года по декабрь 2019 года в размере 55 218 рублей 18 копеек, за период с января 2020 года по май 2020 года в размере 61 550 рублей, за период с апреля 2021 года по июнь 2021 года, с августа 2021 года по декабрь 2021 года в размере 99 000 рублей 91 копейку, за январь 2022 года, с марта 2022 года по декабрь 2022 года в размере 179 874 рубля 78 копеек, а всего 395 643 рубля 87 копеек.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» в пользу Емельяновой Александры Сергеевны в возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя 40 000 руб.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в размере 7 156 рублей.

Председательствующий

Судьи

33-1941/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Емельянова А.С.
Ответчики
ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская городская больница № 2"
Другие
Министерство здравоохранения КК
Суд
Камчатский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.kam.sudrf.ru
11.10.2023Передача дела судье
09.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2023Передано в экспедицию
07.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее