Дело № 2а–2068/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 14 августа 2018 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Крюгер М.В.,
при секретаре судебного заседания Рожковой Ю.В.,
с участием представителя административного ответчика Пономарева С.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю к Чесноковой Т.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю обратилась в суд с требованиями к административному ответчику Чесноковой Т.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени, указывая на то, что Чеснокова Т.Н. является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2015 год, поскольку является собственником следующего имущества: квартиры, расположенной по адресу: .....44, инвентаризационная стоимость в 2015 году – 383 617,00 руб., доля в праве ..... сумма налога к уплате за 12 месяцев 2015 года составила 384 руб., размер налоговой льготы составила 384 руб.; квартиры, расположенной по адресу: ....., инвентаризационная стоимость в 2015 году – 182 863,00 руб., сумма налога к уплате за 12 месяцев 2015 года составила 366 руб.; гараж, расположенный по адресу: ....., инвентаризационная стоимость в 2015 году – 5 256,00 руб., сумма налога за 12 месяцев 2015 года составила 105 руб., размер налоговой льготы 105 руб.; иные строения, помещения и сооружения, расположенное по адресу: ....., инвентаризационная стоимость в 2015 году – 4 674 231,00 руб., сумма налога к уплате за 12 месяцев 2015 года составила 93 485 руб. Таким образом налогоплательщику начислен налог на имущество за 2015 год в общей сумме 93 851,00 руб. В нарушение ст. 409 НК РФ Чеснокова Т.Н. налог на имущество физических лиц за 2015 год в установленный законодательством о налогах и сборах срок полностью не уплатила. Платежным поручением от 28.11.2017г. частично уплачен налог на имущество за 2015 год в сумме 883 руб. Кроме того, по состоянию на 01.01.2017г. в карточке «расчеты с бюджетом» числилась переплата в сумме 366 руб. На основании ст. 75 НК РФ Чесноковой Т.Н. начислены пени за период с 19.04.2017г. по 01.06.2017г. в сумме 1 288,53 руб. В адрес административного ответчика направлялось требование № от 02.06.2017г. об уплате недоимки по налогу на имущество и пени со сроком уплаты до 26.07.2017г. Данное требование административным ответчиком исполнено не было. Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени. Определением мирового судьи от 27.12.2017г. судебный приказ № 2а-3053/2017 от ..... отменен. Просят взыскать с административного ответчика налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 92 602 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1288,53 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, представили письменные пояснения по иску, указав, что налоговая база в отношении спорного объекта по ..... исчислена с учетом коэффициента-дефлятора, который на 2015 год составил 1,147 и на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы и составила 4 674 231,00 руб.
Административный ответчик Чеснокова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя Пономарева С.С.
Представитель административного ответчика Пономарев С.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, указал, что не согласны с суммой исчисленного налога по объекту недвижимости по ....., поскольку ответчиком приобретено 2-этажное здание по данному адресу общей площадью 963,3 кв.м. лит.А-А2, то есть налог должен исчисляться из инвентаризационной стоимости 2-х этажного здания лит.А-А2, определенной по состоянию на ..... с учетом коэффициента-дефлятора, но с учетом физического износа, определенного на дату приобретения здания – 80%.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, обозрев дело № 2а-3053/2017, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Налог на имущество физических лиц устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ).
Обязанность ответчика по уплате налога на имущество физических лиц, вытекает из положений ст. 400 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п.3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 п.1 данной статьи.
В соответствии с со ст.ст. 408, 409 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год установлен до ......
Установлено, что Чеснокова Т.Н. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В силу ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю в адрес Чесноковой Т.Н. направлялось налоговое уведомление № от 10.01.2017г. со сроком уплаты ..... налога на имущество физических лиц за 2015г., а именно:
квартиры, расположенной по адресу: .....44, инвентаризационная стоимость в 2015 году составила 383 617 руб., доля в праве ....., сумма налога к уплате за 12 месяцев 2015 года составила 384 руб., размер налоговой льготы составила 384 руб.,
квартиры, расположенной по адресу: ....., инвентаризационная стоимость в 2015 году составила 182 863 руб., сумма налога к уплате за 12 месяцев 2015 года составила 366 руб.,
гаража, расположенного по адресу: ....., инвентаризационная стоимость в 2015 году составила 5 256 руб., сумма налога за 12 месяцев 2015 года составила 105 руб., размер налоговой льготы 105 руб.,
иные строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: ....., инвентаризационная стоимость в 2015 году составила 4 674 231 руб., сумма налога к уплате за 12 месяцев 2015 года составила 93 485 руб.
Общая сумма начисленного налога на имущество за 2015 год составила 93 851 руб.
В установленные законом сроки Чесноковой Т.Н. налог на имущество физических лиц за 2015 год не уплачен.
Платежным поручением от 28.11.2017г. Чесноковой Т.Н. частично уплачен налог на имущество в размере 883 руб., а также по состоянию на 01.01.2017 в карточке «расчеты с бюджетом» числилась переплата в сумме 366,00 руб.
На основании ст. 75 НК РФ административному ответчику начислена пеня за неуплату налогов в размере действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от общей неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора: по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в период с 19.04.2017 по 01.06.2017 в размере 1288,53 руб.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании с физического лица недоимки по налогу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. ст. 69, 70 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Чесноковой Т.Н. было направлено требование № от ....., срок исполнения которого был установлен до ......Данное требование об уплате налога, пени Чесноковой Т.Н. исполнено не было.
Межрайонная ИФНС России № 2 по Пермскому краю обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника недоимки по налогу, пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Березниковского судебного района Пермского края от 27.12.2017 года, судебный приказ № 2а-3053/2017 от 04.12.2017г. отменен.
С административным исковым заявлением административный истец обратился 25.06.2018, то есть с соблюдением установленного законом срока.
Неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и пени по нему подтверждено материалами дела, документов, подтверждающих освобождение от обязанности производить указанную уплату, административным ответчиком суду не представлено.
Исходя из положений ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.401 НК РФ объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из изложенного следует, что плательщиком налога на имущества физических лиц является лицо, которое указано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как обладающее соответствующим вещным правом на недвижимое имущество, в силу чего обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на недвижимое имущество, то есть внесения записи в указанный реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующее недвижимое имущество.
Согласно ч.2 ст.402 НК РФ Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст.404 НК РФ).
Согласно приказа Минэкономразвития России от 29.10.2014 №685 коэффициент-дефлятор на 2015 год составил 1,147.
Довод административного ответчика, о том, что при расчете налога на имущество налоговым органом применена не основанная на доказательствах инвентаризационная стоимость имущества, поскольку физический износ здания на дату приобретения составлял 80%, который подлежит применению при исчислении налоговой базы, суд находит несостоятельным.
В соответствии Порядком оценки строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" обязанность по определению инвентаризационной стоимости возложена на местные бюро технической инвентаризации.
В соответствии со ст. 404 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2015, в случаях определения налоговой базы объекта налогообложения из его инвентаризационной стоимости, налоговый орган использует данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
При этом налоговые органы не наделены полномочиями по проверке достоверности или изменению сведений об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке.
Принимая во внимание изложенное, учитывая наличие у налогового органа сведений об инвентаризационной стоимости объекта - нежилого здания по состоянию на 01 января 2013 года, исчисление налога на имущество физических лиц за 2015 год, исходя из указанной инвентаризационной стоимости объекта, не противоречит положениям статьи 404 НК РФ.
Вместе с тем, доводы представителя административного ответчика о том, что налоговая база должна быть исчислена из инвентарной стоимости объекта по ..... только по лит.А-А2, приобретенных административным ответчиком и являющейся собственником только данного объекта, заслуживают внимание.
Так, в судебном заседании установлено, что административному ответчику на праве собственности принадлежит 2-этажное нежилое кирпичное здание, лит А-А2, общей площадью 963,3 кв.м. по ....., кадастровый №, приобретенное административным истцом на основании договора купли-продажи объекта муниципальной собственности от ......
Согласно экспликации к плану строения здания по ..... общая площадь лит.А-А2 составляет 963,3 кв.м.
Согласно представленным сведениям ГБУ «ЦТИ Пермского края»инвентаризационная стоимость объекта капитального строительства, находящегося по адресу: ..... определенная по состоянию на ..... составляет 4 077 076,00 руб., из которых водомоторный клуб с теплым пристроем (лит.А, А1, А2) имеют инвентаризационную стоимость на ..... 2 121 340 руб. и 1 487 712 руб. соответственно.
Учитывая вышеизложенное инвентаризационная стоимость объекта недвижимости кадастровый №, общей площадью 963,3 кв.м., по ....., принадлежащей административному ответчику на ..... составила 3 609 052 руб.
Налоговая база в отношении спорного объекта по ..... составила 4 139 582,64 руб. (3 609 052 х1,147), в связи с чем расчет налог на имущество за 2015 год по данному объекту налогообложения составил 82 791,65 руб. (4 139 582,64 х 2% (налоговая ставка).
Таким образом, административные исковые требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год, пени по налогу на имущество физических лиц, подлежат удовлетворению частично, а именно: налог на имущество физических лиц за 2015 год подлежит взысканию с Чесноковой Т.Н. в сумме 81 908,65 руб., учитывая налог за 2015 рассчитанный по объекту по ..... в сумме 82 791,65 руб., по квартире в сумме 366,00 руб., а также произведенную ..... оплату в сумме 883 руб. и переплату на ..... в сумме 366,00 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц подлежит взысканию с Чесноковой Т.Н. в сумме 1 141,14 руб. за период с ..... по ..... исходя из суммы 82 791,65 руб. Всего с Чесноковой Т.Н. подлежит взысканию налог и пени на имущество физических лиц в общей сумме 83 049,79 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 2 691,49 руб. ((83 049,79 руб. – 20 000,00 руб.) * 3% + 800 руб.).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю к Чесноковой Т.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Чесноковой Т.Н., ..... года рождения, уроженки ....., ИНН ....., зарегистрированной по адресу: ....., в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 81 908,65 руб., пени по налогу на имущество в сумме 1 141,14 руб., всего в общей сумме 83 049,79 руб.на счет № 40101810700000010003 в ГРКЦГУ Банк России по Пермскому краю, г. Пермь, БИК 045773001, получатель ИНН 5911000117/КПП 591101001 УФК по Пермской области (Межрайонная ИФНС России № 2 по Пермскому краю), КБК налога на имущество физических лиц 18210601020041000110, КБК пени по налогу на имущество 18210601020042100110).
В остальной часть административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Чесноковой Т.Н. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 691,49 руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня его вынесения (15.08.2018).
Судья /подпись/ М.В.Крюгер
Копия верна. Судья