Дело № 2а-643/2021
УИД 29RS0010-01-2021-001139-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2021 года г.Коряжма
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего Кузнецовой И.В.,
при секретаре Богатыренко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Вишняковой А. АлексА.не о взыскании пени по страховым взносам и налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, а также пени и штрафа по налогу на доходы физических лиц,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в суд с административным исковым заявлением к Вишняковой А.А. о взыскании пени по страховым взносам и налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, а также пени и штрафа по налогу на доходы физических лиц.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что в период с 7 сентября 2012 года по 7 мая 2018 года Вишнякова А.А. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также как налоговый агент налога на доходы физических лиц. Поскольку НДФЛ, страховые взносы и налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017-2018 годы в установленные сроки Вишнякова А.А. не уплатила, требования налогового органа № от 20 ноября 2019 года и № от 30 октября 2020 года о погашении задолженности не исполнила, просит взыскать с неё пени в общем размере 4492 рубля 50 копеек, в том числе:
- по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 199 рублей 74 копейки;
- по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017 год в размере 764 рубля 83 копейки;
- по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2018 год в размере 375 рублей 45 копеек;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, за 2018 год в размере 329 рублей 57 копеек;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, с 1 января 2017 года прочие начисления за 2017 год в размере 1 978 рублей 53 копейки;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, с 1 января 2017 года за 2018 год в размере 844 рубля 38 копеек.
Также просит взыскать с Вишняковой А.А. как налогового агента штраф по НДФЛ за 2017 год, начисленный на основании решения № от 4 февраля 2020 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в размере 235 рублей 46 копеек.
Налоговый орган своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствует о рассмотрении дела без его участия, на исковых требованиях настаивает.
Вишнякова А.А. в судебное заседание не явилась; заказная судебная корреспонденция, направленная ответчику по месту жительства и регистрации, вернулась с отметками «истек срок хранения».
В соответствии со статьей 102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.
Принимая во внимание, что приняты меры для надлежащего извещения административного ответчика, суд признает Вишнякову А.А. извещенной и полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3 и подпункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели.
Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1. и 1.2. настоящей статьи.
В соответствии с частями 2 и 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу части 1 и части 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Так, в соответствии со статьей 22 этого же Федерального закона, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок в адрес плательщика направляется требование об уплате недоимки, пеней и штрафов. Данное требование направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, при этом требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
Кроме того, налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу (часть 3 статьи 346.21 НК РФ).
Частью 7 этой же статьи предусмотрено, что налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса, согласно которой налогоплательщики - индивидуальные предприниматели предоставляют соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи). Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
Из материалов дела следует и судьей установлено, что в период с 7 сентября 2012 года по 7 мая 2018 года Вишнякова А.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, применяла упрощенную систему налогообложения, являлась страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию и плательщиком соответствующих страховых взносов, налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, а также как налоговый агент налога на доходы физических лиц.
По данным налогового органа, ответчик обязана уплатить:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 января 2017 года прочие начисления год 2018 в размере 2 056 рублей 56 копеек со сроком уплаты 22 мая 2018 года;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года прочие начисления год 2018 в размере 9 347 рублей 84 копейки со сроком уплаты 22 мая 2018 года.
Также материалами дела подтверждается, что у Вишняковой А.А. имелась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии прочие начисления за 4 квартал 2016 года и 2017 год в размере 2679 рублей 73 копейки и 13702 рубля 46 копеек соответственно.
Указанная недоимка взыскана с административного ответчика решением Коряжемского городского суда Архангельской области от 22 августа 2019 года.
Неуплата взносов в установленные сроки послужила основанием для начисления Вишняковой А.А. пени:
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на недоимку 2018 года в размере 2056 рублей 56 копеек за период с 13 июля по 21 декабря 2018 года в размере 82 рубля 25 копеек;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на недоимку 2018 года в размере 2056 рублей 56 копеек (с 22 января 2020 года – 1031 рубль 06 копеек) за период с 22 декабря 2018 года по 29 октября 2020 года в размере 247 рублей 32 копейки;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии на недоимку 2017 года в размере 13 702 рубля 46 копеек за период с 22 декабря 2018 года по 29 октября 2020 года в размере 1 978 рублей 53 копейки.
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии на недоимку 2018 года в размере 9 347 рублей 84 копейки за период с 22 декабря 2018 года по 19 октября 2020 года в размере 844 рубля 38 копеек.
Расчет пени по страховым взносам суд считает правильным, административный ответчик расчёт налогового органа не оспаривает.
Также из материалов дела усматривается, что Вишнякова А.А. не уплатила в установленный срок налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017 и 2018 годы в размере 5 316 рублей и 5220 рублей соответственно. При установленном сроке уплаты – 3 мая 2018 года (статья 346.23. НК РФ), налог уплачен 19 ноября 2019.
Данное обстоятельство послужило основанием для начисления Вишняковой А.А. пени по УСН за 2017 год за период с 22 декабря 2018 года по 29 октября 2020 года в размере 767 рублей 99 копеек, а также по УСН за 2018 год за период с 26 апреля 2018 года по 18 ноября 2019 года в размере 375 рублей 45 копеек.
С представленным расчётом суд согласен, ответчик расчёт пени по УСН не оспаривает.
Кроме того, решением налогового органа № от 4 февраля 2020 года Вишнякова А.А. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в несвоевременном перечислении в бюджет удержанного у налогоплательщиков НДФЛ за 2017 год, в виде штрафа в размере 532 рубля 40 копеек.
Также у ответчика как налогового агента имелась недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 1073 рубля, на которую начислены пени в размере 199 рублей 74 копейки.
Данный расчет пени по НДФЛ суд считает правильным.
20 ноября 2019 года налоговый орган направил Вишняковой А.А. через личный кабинет налогоплательщика требование № от 20 ноября 2020 года об уплате пени в общем размере 1798 рублей 65 копеек, в том числе по налогу на доходы физических лиц в размере 57 рублей 96 копеек; по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 375 рублей 45 копеек и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 82 рубля 25 копеек в срок до 12 декабря 2019 года.
Аналогичными требованиями № от 24 марта 2020 года и № от 30 октября 2020 года ответчику было предложено уплатить штраф по НДФЛ в размере 532 рубля 40 копеек и пени в общем размере 4346 рублей 67 копеек, в том числе по налогу на доходы физических лиц в размере 155 рублей 01 копейка; налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 767 рублей 99 копеек; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 160 рублей 76 копеек и страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в бюджет ФФОМС, в размере 247 рублей 32 копейки в срок до 1 декабря 2020 года.
Доказательств полного исполнения данных требований или доказательств освобождения административного ответчика от соответствующих налоговых обязательств в материалах дела не содержится и на такие доказательства Вишнякова А.А. не ссылается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у Вишняковой А.А. неисполненной обязанности по уплате взыскиваемых обязательных платежей в бюджеты.
Согласно пункту 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что налоговый орган в пределах вышеуказанного шестимесячного срока обратился к мировому судье с заявлениями о взыскании с Вишняковой А.А. спорной задолженности, однако 22 марта 2021 года судебный приказ № от 22 декабря 2020 года в связи с возражениями административного ответчика был отменен.
С настоящими административными исками налоговый орган обратился в суд 17 августа 2021 года, то есть в пределах шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 286 КАС РФ.
Поскольку требования налогового органа об уплате пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 199 рублей 74 копейки; налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017 год в размере 764 рубля 83 копейки; налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2018 год в размере 375 рублей 45 копеек; страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, за 2018 год в размере 329 рублей 57 копеек; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, с 1 января 2017 года прочие начисления за 2017 год в размере 1 978 рублей 53 копейки; и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, с 1 января 2017 года за 2018 год в размере 844 рубля 38 копеек, а также штрафа по НДФЛ за 2017 год в размере 235 рублей 46 копеек административным ответчиком не исполнены, административный истец обратился в суд с настоящими исками в пределах установленного срока, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 175, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Вишняковой А. АлексА.не о взыскании пени по страховым взносам и налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, а также пени и штрафа по налогу на доходы физических лиц - удовлетворить.
Взыскать с Вишняковой А. АлексА.ны, зарегистрированной по адресу: <адрес>; проживающей по адресу: <адрес>; в доход соответствующих бюджетов:
- пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 199 рублей 74 копейки;
- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017 год в размере 764 рубля 83 копейки;
- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2018 год в размере 375 рублей 45 копеек;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, за 2018 год в размере 329 рублей 57 копеек;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, с 1 января 2017 года прочие начисления за 2017 год в размере 1 978 рублей 53 копейки;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, с 1 января 2017 года за 2018 год в размере 844 рубля 38 копеек;
- штраф по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 235 рублей 46 копеек,
всего взыскать 4 727 (Четыре тысячи семьсот двадцать семь) рублей 96 копеек.
Взыскать с Вишняковой А. АлексА.ны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 19 ноября 2021 года.
Председательствующий И.В.Кузнецова