Решение по делу № 33-6672/2020 от 07.07.2020

Дело № 2-1446/2020 (33-6672/2020)

Судья Евдокимова Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2020 года город Пермь

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В. и Братчиковой М.П., при секретаре Борисовой С.И., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 мая 2020 года, которым постановлено:

«установить для Лыткиной Анны Юрьевны, Ощепковой Ирины Павловны размер платы за увеличение площади земельного участка при перераспределении земельного участка с кадастровым номером **:3, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, площадь 638 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. ****, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 242 кв.м. в размере 162781 рубль.

Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми внести изменения в проект соглашения о перераспределении земельных участков № ** в части размера платы за увеличение площади земельного участка в размере 15 % кадастровой стоимости - 162781 рубль.

В удовлетворении требований Лыткиной Анны Юрьевны, Ощепковой Ирины Павловны о признании незаконным бездействия Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившегося в не оформлении в установленный срок документов для реализации права по заявлению от 20.04.2018 года – отказать».

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., пояснения представителя истцов Березина Н.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лыткина А.Ю., Ощепкова И.П. обратились в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми с требованиями о признании бездействия Департамента Земельных отношении администрации г. Перми в виде не оформления в установленный срок документов для реализации права по заявлению от 20.04.2018 года незаконным, возложении обязанности заключить с Лыткиной А.Ю., Ощепковой И.П. соглашение на выкуп части земельного участка с кадастровым номером **:172, площадью 242 кв.м. с указание цены выкупаемой части в размере 162781 рублей. Требования мотивированы тем, что Лыткиной А.Ю., Ощепковой И.П. на праве собственности по 1/3 и 2/3 доли соответственно принадлежит жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: **** и земельный участок с кадастровым номером **:3 площадью 638 кв.м.. Площадь факически занимаемого участка составляет 880 кв.м. В январе 2018 года истцы обратились в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о перераспределении земельного участка с приложением схемы образования нового земельного участка из двух участков, принадлежащего истцам на праве собственности площадью 638 кв.м. и вновь сформированного участка, право собственности на который не было разграничено, площадью 242 кв.м. На основании распоряжения начальника Департамента земельных отношений № 355 от 02.03.2018 года схема расположения земельного участка на кадастром плане территории в Свердловском районе г. Перми была утверждена. В апреле 2018 года новый земельный участок площадью 880 кв.м. был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером **:55 с указанием общей кадастровой стоимости земельного участка 3946210, 4 рублей. До февраля 2019 года истцы подали заявление на выкуп 242 кв.м. в долевом порядке согласно ранее распределенных долей в Департамент земельных отношений администрации г. Перми. Однако, никакого соглашения о выкупе земельного участка истцы не получили. При уточнении информации в 2019 году по заявлению истцов в Департаменте сообщили о том, что заявление до настоящего времени не обработано и предложено написать заявление повторно. В 2019 году истцы повторно обратились в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о выкупе 242 кв.м. земельного участка, впоследствии истцы получили приглашение на заключение соглашения. В ноябре 2019 года истцам вручено соглашение № ** без даты, с указанием выкупной стоимости земельного участка в размере 813906 рублей. Спустя несколько дней истцы получили от Департамента земельных отношений администрации г. Перми письма № 21-01-07-И-8873 от 11.12.2019 года и № 21-01-07-И-8980 от 16.12.2019 года с заголовком «О подготовке проекта соглашения о перераспределении» с указанием выкупной цены за увеличение площади земельного участка на 162781 рубль. Однако, проекта соглашения для выкупа земельного участка по указанной цене в конверте с документами не было. Считая, что проект соглашения № ** без даты с указанием суммы оплаты в размере 813906 рублей не подлежит применению в указанной редакции, истцы обратились к ответчику с претензией об урегулировании разногласий при заключении соглашении № ** о перераспределении земель и (или) земельных участков с кадастровым номером **:3, площадью 638 кв.м., с землями, государственная собственность на которые не разграничена площадью 242 кв.м., расположенных по адресу: **** в которой потребовали изложить первый абз. п. 2.1 договора в следующей редакции «п.. 1 цена за увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности Стороны 2, составляет 162781 рубль». Поскольку желание истцов на приобретение земельного участка площадью 242 кв.м. в собственность было выражено путем подачи соответствующего заявления еще в 2018 году, которое по независящим от них причинам своевременно рассмотрено не было, считают. что имеют право на приобретение части земельного участка по цене равной 162 781 руб.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми, указывая на его незаконность и необоснованность. Со ссылкой на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 07.10.2011 года№ 837-ПК, считают, что цена выкупаемой части земельного участка определения ответчиком правильно, в размере 75% от кадастровой стоимости в соответствии с требованиями законодательства. Суд не учел, что при обращении в феврале 2018 года земельный участок не был сформирован и мог бы не быть сформированным. Свое намерение на перераспределение земельного участка истцы выразили надлежащим образом только после формирования участка, то есть в 2019 году.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Березин Н.Г., поддержав письменный отзыв истцов, указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений ( в соответствии с положениями части 1 стати 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, Лыткина А.Ю. является собственником 1/3 доли в праве собственности, а Ощепкова И.П. собственником 2/3 доли в праве собственности жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: ****, а также земельного участка площадью с кадастровым номером **:3, расположенного по адресу: **** (л.д. 13-15,16-20,21-27,28-30).

01.02.2018 года Лыткина А.Ю. и Ощепкова И.П. обратились в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером **:3, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. **** и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (л.д. 53, 56).

02.03.2018 года Департаментом издано распоряжение № 355 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Свердловском районе г. Перми (л.д. 57). В соответствии с утверждаемой схемой образуется путем перераспределения земельный участок площадью 880 кв.м. в Свердловском районе г. Перми. Земельный участок в соответствии с утверждаемой схемой образуется из земельного участка с кадастровым номером **:3 площадью 638 кв.м., расположенного по адресу: ул. **** в Свердловском районе г. Перми, находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 242 кв.м.

12.11.2019 года Ощепкова И.П. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков с кадастровым номером **:55, с приложением необходимых документов (л.д. 58-59).

26.11.2019 года Лыткина А.Ю. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков с кадастровым номером **:55, с приложением необходимых документов (л.д. 60-61).

Департаментом земельных отношений администрации г.Перми на заявления истцов от 12.11.2019 года и от 26.11.2019 года направлен проект соглашения о перераспределении земельных участков, пунктом 2 которого размер платы за увеличение площади земельного участка в результате его перераспределения установлен в сумме 813906 рублей (л.д. 62,63,64-66).

11.12.2019 года Департамент земельных отношений администрации г. Перми вновь направил в адрес Ощепковой И.П. уведомление о том, что на основании заявления истца Департаментом подготовлен проект соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. ** по цене 162781 рубль (л.д. 33).

Истцами 26.12.2019 года в адрес Департамента земельных отношений администрации г. Перми направлено претензионное письмо к проекту соглашения о перераспределении земельных участков, согласно которому предложено установить размер платы за увеличение площади земельного участка в сумме 162781 рубль, а также указано о том, что ответ на заявление от 20.04.2018 года истцам так и не был дан (л.д.67-68).

20.01.2020 года в ответ на обращение истца Департамент земельных отношений администрации г. Перми направил в адрес Ощепковой И.П. и Лыткиной А.Ю. письмо, в котором указал о том, что плата за перераспределение земельного участка в размере 75 % от кадастровой стоимости части земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность, рассчитана в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 837-ПК в редакции, действующей на дату обращения Ощепковой И.П. и Лыткиной А.Ю. о подготовке соглашения о перераспределении земельного участка. В связи с чем, оснований для перерасчета размера платы за перераспределение земельного участка с кадастровым номером **:3 не имеется (л.д. 69).

В соответствии с проектом соглашения размер цены за увеличение площади земельного участка составляет 813906,00 руб. (п. 2.1 соглашения). Расчет размера платы приведен ответчиком в приложении к соглашению (л.д.35, 39).

Истцы направили в адрес ответчика претензию с требованием изложить п. 2.1 в редакции, предусматривающей цену земельного участка 162781 руб.(л.д.42).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из необходимости урегулирования возникших между сторонами разногласий, изложении п. 2.1 соглашения в представленной истцом редакции, поскольку отношения по вопросу перераспределения земельных участков возникают с момента подачи истцом соответствующих заявлений.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильной оценке фактических обстоятельств дела, правильном применении норм материального права.

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Из изложенного следует, что понуждение к заключению договора возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.

Согласно статье 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (п. 1 ст. 446 ГК РФ).

Как установлено судом, между истцом и ответчиком возникли разногласия при заключении соглашения о перераспределении земельных участков в части размера платы за увеличение площади земельного участка.

Пунктом 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности использования земли в Российской Федерации.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса).

Выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, обеспечивается лицом, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, что установлено п. 11 указанной статьи.

В пункте 12 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения (п. 13 указанной статьи).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 1 ст. 2 Закона Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК (ред. от 15.06.2018) "О порядках определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", установлено, что размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - размер платы), рассчитывается исполнительным органом государственной власти Пермского края или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством на распоряжение соответствующими землями и (или) земельными участками.

В соответствии с п. 2 ст. 2 указанного Закона, действующим в редакции на момент обращения истца с заявлением о перераспределении земельных участков, размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пермского края или государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.

Материалами дела подтверждается обращение Лыткиной А.Ю. и Ощепковой И.П. в Департамент с заявлением 01.02.2018 года о перераспределении земельного участка с кадастровым номером **:3, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. ****, а также утверждение ответчиком схемы расположения вновь образуемого земельного участка площадью 880 кв.м распоряжением от 02.03.2018 года № 355 (л.д. 57). Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие об обращении истца с заявлениями о перераспределении земельных участков 01.02.2018 года, обоснованности заявления истца о наличии оснований для перераспределения земельных участков, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о правомерности заявленных истцами требований о понуждении к заключению соглашения на предложенных истцами условиях относительно размера платы за увеличение площади земельного участка, необходимости расчета этой платы в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК в редакции, действующей на дату подачи заявлений, из расчета 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пермского края или государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности.

Доводы апелляционной жалобы ответчика относительно необходимости расчета платы за увеличение площади земельного участка в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК, действующим в редакции Закона N 323-ПК от 06.02.2019, судебной коллегией отклоняются.

Действительно, п. 2 ст. 2 Закона Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК, в действующей редакции, установлено, что размер платы определяется как 75 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пермского края или государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности.

Учитывая, что в данном случае с заявлениями о перераспределении земельных участков истцы обратились в Департамент 01.02.2018 года, однако ответчик установленные пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ мероприятия не исполнил, выводы суда первой инстанции о необходимости при разрешении разногласий, возникших между истцом и ответчиком при заключении соглашения о перераспределении земельных участков относительно размера платы за увеличение площади земельного участка, руководствоваться той редакцией п. 2 ст. 2 Закона Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК, которая действовала на момент возникновения спорных правоотношений в связи с обращением истца с заявлениями о перераспределении земельных участков 01.02.2018 года надлежит признать правильными.

Оснований полагать выводы суда ошибочными не установлено, поскольку по общим правилам цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на нем строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган, что в частности разъяснено в п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд правомерно урегулировал возникшие разногласия, установив размер платы за увеличение площади земельного участка при перераспределении в размере 162781 руб., При названных обстоятельствах решения суда является законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-6672/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ощепкова Ирина Павловна
Лыткина Анна Юрьевна
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Кириенко Евгения Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
08.07.2020Передача дела судье
08.07.2020Судебное заседание
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2020Передано в экспедицию
27.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее