Дело № 2а-1027/2021
УИД 04RS0007-01-2020-005556-96
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2021 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Доржаевой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Михайлова Д.К., Колесникова С.П. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), о взыскании денежной компенсации,
у с т а н о в и л:
Обращаясь в суд с иском, административные истцы Михайлов Д.К., Колесников С.П. просят признать незаконными действия (бездействие) сотрудников ИК-6 в части необеспечения надлежащих условий содержания согласно ст. 94 УИК РФ, а именно – запрет на просмотр передач в свободное от работы время и время, не отведенное распорядком дня для ночного отдыха; за необеспечение надлежащих условий содержания взыскать с ответчика денежную компенсацию в размере 50 000 руб. в пользу каждого из истцов в размере 50 000 руб.
Требования мотивированы тем, что с 09.12.2018 административные истцы отбывают наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. В данном исправительном учреждении распорядком дня установлено, что просмотр телепередач осуществляется по следующему графику: в будние дни: с 8.40 до 12.00, с 14.00 до 17.00, с 18.30 до 20.00, с 20.40 до 21.45, в выходные и праздничные дни с 8.40 до 20.00, с 20.40 до 21.45. Этим же распорядком установлено, что ночной сон проходит с 22.00 часов до 06.00 часов. Такой график просмотра телепередач создает ограничение доступа к информации и нарушает положения ст. 94 УИК РФ, которой установлено, что просмотр телепередач осуществляется в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха, то есть с 06.00 до 22.00 часов. При этом за просмотр телепередач по телевизору не по распорядку дня, установленному администрацией ИК-6, применяется административное наказание, вплоть до водворения в карцер. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении их прав, гарантированных ст. ст. 19, 21 Конституции РФ и ст. ст. 3, 14 Европейской Конвенции прав человека, поскольку в течение всего периода своего нахождения в исправительном учреждении (1 год 9 месяцев) они содержатся в ненадлежащих условиях, лишены равенства перед законом, равенства прав и свобод человека и гражданина, долгое время подвергаются бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, что причиняет им моральные и нравственные страдания.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказания России.
Административные истцы Михайлов Д.К., Колесников С.П., участвующие в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, исковые требования поддержали с учетом дополнения оснований иска. Дополнительно пояснили, что отбывают наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 09.12.2018, не работают. До 30.11.2020 содержались в одной камере, в камере установлен телевизор. В нарушение положения ч. 2 ст. 94 УИК РФ просмотр телевизора разрешен только в часы, определенные распорядком дня, в связи с чем они лишены доступа к получению информации.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России по доверенностям Шкредова Н.В., участвующая в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, заявленные истцами требования не признала, мотивировала тем, что истцам обеспечивается право на получение информации, в соответствии с распорядком дня просмотр телепередач разрешен в течение 9 часов в сутки. Истцами пропущен срок обращения в суд за защитой нарушенного права, с распорядком дня истцы ознакомлены 23.01.2019.
Заслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Из содержания ст. 12.1 УИК РФ следует, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», п. 6 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ч. 1 ст. 12 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»); право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе (ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст. ст. 16, 27, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ч. 5 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и т.д.).
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (п. 3 вышеприведенного постановления Пленума Верховного суда РФ).
Как предусмотрено подп. 1 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;
Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее по тексту - Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1) установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условиям для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 учреждениям, исполняющим наказания, предоставляется право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту – УИК РФ) установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с теми ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания наказания.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В силу ч. 11 ст. 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч. 3 ст. 82 УИК РФ).
В соответствии с п. 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 16.07.2016 № 295), в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 94 УИК РФ осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.
Как следует из пояснений сторон и подтверждено материалами дела, административные истцы Михайлов Д.К., Колесников С.П. отбывают в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю наказание в виде пожизненного лишения свободы с 09.12.2018.
16.01.2019 начальником ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю утверждены Общий распорядок дня осужденных к пожизненному лишению свободы и Распорядок выходного/праздничного дня осужденных к пожизненному лишению свободы, которыми установлено, что просмотр телепередач в учреждении осуществляется по следующему графику: в будние дни: с 8.40 до 12.00, с 14.00 до 17.00, с 18.30 до 20.00, с 20.40 до 21.45, в выходные и праздничные дни с 8.40 до 20.00, с 20.40 до 21.45.
Приказом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 02.02.2021 № 42 утверждены Общий распорядок дня осужденных к пожизненному лишению свободы и Распорядок выходного/праздничного дня осужденных к пожизненному лишению свободы, которыми установлен аналогичный график просмотра телепередач.
Оценивая установленные по делу фактические обстоятельства, вопреки доводам представителя административных ответчиков, суд находит обоснованными доводы истцов, поскольку Общим распорядком дня осужденных к пожизненному лишению свободы и Распорядком выходного/праздничного дня осужденных к пожизненному лишению свободы, действующим как в момент обращения истцов с административным иском, так и утвержденным приказом от 02.02.2021 № 42, осужденным Михайлову Д.К., Колесникову С.П. не обеспечивается гарантированное положениями ч. 2 ст. 94 УИК РФ право на просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.
Суд считает необходимым отметить, что положениями ст. ст. 10 и 94 УИК РФ устанавливаются основы правового положения осужденных, в том числе им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10), а также обеспечивается право на просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач (ст. 94).
При наличии нормы закона, регулирующей спорные правоотношения (ч. 2 ст. 94 УИК РФ, Общий распорядок дня осужденных к пожизненному лишению свободы и Распорядок выходного/праздничного дня осужденных к пожизненному лишению свободы не может носить произвольный или дискриминационный характер и выходить за пределы ограничений, допустимых с точки зрения принципов и требований конституционного и уголовно-исполнительного законодательства.
В ходе судебного разбирательства стороной ответчика не приведено доводов и не представлено доказательств обоснованности утверждения Общего распорядка дня осужденных к пожизненному лишению свободы и Распорядка выходного/праздничного дня осужденных к пожизненному лишению свободы в действующей редакции.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Учитывая вышеизложенное, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административных истцов в исправительном учреждении в сумме 15 000 руб.
В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно п. 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно пп. 6 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, суд считает необходимым признать незаконными и нарушающими права административных истцов действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю выразившиеся в необеспечении Михайлова Д.К., Колесникова С.П. возможностью просмотра телепередач в свободное от работы время, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха, а также взыскать с РФ в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 15 000 руб. в пользу каждого из административных истцов.
Доводы представителя административных ответчиков о нарушении установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФсрока на обращение в суд за защитой нарушенного права, основанием к отказу в иске не являются, поскольку установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о длящемся характере нарушения условий содержания лишенных свободы Михайлова Д.К. и Колесникова С.П.
Как разъяснил Верховный суд РФ в п. 12 приведенного постановления, проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ 3-хмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Михайлова Д.К., Колесникова С.П. удовлетворить частично.
Признать незаконными условия содержания Михайлова Д.К., Колесникова С.П. в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в ограничении Михайлова Д.К., Колесникова С.П. возможности просмотра телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Михайлова Д.К. компенсацию в размере 15 000 руб.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Колесникова С.П. компенсацию в размере 15 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Л. Доржиева
Решение суда в окончательной форме принято 24.03.2021.