Решение по делу № 2-1118/2024 от 12.04.2024

Дело № 2- 1118/2024

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 мая 2024 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Федько Н.В.,

при секретаре Комар Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело №2-1118/2024 по иску Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Контур» по ОЖФ о защите прав неопределенного круга потребителей,

у с т а н о в и л:

ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с вышеназванным иском, указывая, что 22.02.2024 уведомило ООО «Контур» по ОЖФ о предстоящей проверке сайта ГИС ЖКХ. 18.03.2024 ОД «АППО» провело общественный контроль по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ в отношении ответчика, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом. В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу г. Пенза, ул. Ударная, д. 37, в государственной информационной системе ЖКХ отсутствует следующая информация: официальный сайт в сети интернет, о членстве в саморегулируемой организации, о доле участия в уставном капитале, серия, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы в МКД, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества в МКД (тип системы горячего водоснабжения), выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, использование общего имущества в МКД, о капитальном ремонте в МКД, о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, отчет по управлению МКД за 2023 г.

На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием устранить выявленные нарушения, согласно п. 31 Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг» от 06.05.2011. До настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены, что нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному МКД. Состав и количество лиц, проживающих в квартирах жилого дома, и права которых нарушены и могут быть нарушены противоправными действиями ООО «Контур» по ОЖФ, могут изменяться, поэтому определить конкретный круг лиц не представляется возможным. Кроме того, в данном случае затрагиваются интересы не только собственников помещений МКД, но и нанимателей, арендаторов, субарендаторов помещений. В связи с чем, АППО вынуждено обратиться в суд с настоящим иском за защитой неопределенного круга лиц, чтобы не допустить массовое нарушение прав граждан.

Просил признать действия ответчика ООО «Контур» по ОЖФ противозаконными по не предоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ, предусмотренной приказом Минкомсвязи России от 14.06.2016 № 264 и Федеральным Законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, и в срок, установленный судом, разместить информацию в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ст.ст. 6, 7 Федерального Закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» - официальный сайт в сети интернет, о членстве в саморегулируемой организации, о доле участия в уставном капитале, серия, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы в МКД, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества в МКД (тип системы горячего водоснабжения), выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, использование общего имущества в МКД, о капитальном ремонте в МКД, о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, отчет по управлению МКД за 2023 г. Обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации – областную газету «Наша Пенза» - резолютивную часть решения суда до сведения потребителей. Взыскать с ответчика в пользу АППО понесенные расходы в размере 20000 рублей.

Представитель истца ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен.

Представитель ответчика ООО «Контур» по ОЖФ в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен, представил заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, отказать в иске. Также представил письменные возражения, указывая, что в соответствии с положениями п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. В нарушение абз. 4 ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» проверочные мероприятия общественного контроля в отношении ООО «Контур» по ОЖФ были проведены истцом в отсутствие соответствующих обращений потребителей о фактах нарушения их прав. Истцом не представлены доказательства того, что при проведении мероприятий общественного контроля были соблюдены требования о порядке осуществления общественной проверки и общественной экспертизы: - отсутствует решение о проведении общественного контроля, которое подлежало направлению ответчику и должно было быть обнародовано посредством его размещения в сети Интернет; - не представлена информация о порядке отбора кандидатуры общественного эксперта; - в акте общественного контроля отсутствует указание на основания для проведения общественной проверки, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; - акт не был направлен руководителю проверяемой организации, а заключение - на рассмотрение в органы государственной власти. В письме истца от 18.03.2024, адресованному ООО «Контур» по ОЖФ, не указан срок, в течение которого должны быть устранены выявленные в ходе общественного мониторинга нарушения.

Кроме того, доводы истца о не размещении информации в системе ГИС ЖКХ в отношении МКД по адресу г. Пенза, ул. Ударная, 37, необоснованны. Официальный сайт у ООО «Контур» по ОЖФ отсутствует, ООО не состоит в саморегулируемой организации. Единственным участником ООО «Контур» по ОЖФ является физическое лицо, поэтому требование о внесении сведений о доле участия необоснованно. Серия и тип проекта здания указаны в системе ГИС ЖКХ; количество лифтов указано 0; площадь земельного участка и его кадастровый номер указаны; количество жилых помещений указано, нежилые помещения отсутствуют, в связи с чем площадь указана 0; информацию о классе энергетической эффективности размещает орган местного самоуправления; конструктивные элементы, системы инженерно-технического обеспечения размещены в ГИС ЖКХ; информация о типе системы ГВС не подлежит внесению, так как дом оборудован газовыми колонками; выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества размещены; договор об использовании общего имущества не заключен, поэтому не размещен; фонд капитального ремонта дома формируется на счете регионального оператора; размещены сведения о проведении собрания собственников помещений по выбору управляющей организации; отчет по управлению МКД за 2023 г. размещен в ГИС ЖКХ.

Представитель третьего лица Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Изучив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Частью 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» определено, что лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Так, согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе должны размещаться: 1) информация о лицах, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; 2) информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг; 6) информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; 7) информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; 14) документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов; 21) информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; 22) информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг; 23) информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг; 24) информация о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, а также лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; 25) информация о проведении ремонта, в том числе планово-предупредительного ремонта, и выполнении работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе связанных с ограничением или приостановкой предоставления коммунальных услуг;28) информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги; 29) информация о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме; 30) информация о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них; 31) информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; 32) информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ; 33) информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; 35) информация об установленных в договорах сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о сроках представления платежных документов, на основании которых вносится такая плата; 36) информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования; 37) информация о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе управления указанным домом и способе формирования фонда капитального ремонта, а также документы, подтверждающие принятие соответствующих решений; 38) условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора; 39) договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры; 40) информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.

В судебном заседании установлено, что ООО «Контур» по ОЖФ осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пенза, ул. Ударная, 37. В силу вышеприведенных положений закона ответчик обязан обеспечить размещение в ГИС ЖКХ информации, предусмотренной пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», в отношении данного многоквартирного дома. Анализ представленных сторонами доказательств позволяет сделать вывод, что данная обязанность ООО «Контур» по ОЖФ исполняется надлежащим образом.

Представителем ответчика представлены скриншоты с сайта ГИС ЖКХ, из содержания которых следует, что информация, предусмотренная ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а именно: серия, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, конструктивные элементы в МКД, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, использование общего имущества в МКД, о капитальном ремонте в МКД, сведения о проведении собрания собственников помещений по выбору управляющей организации, отчет по управлению МКД за 2023 г., размещена.

Официальный сайт у ООО «Контур» по ОЖФ отсутствует, поэтому на него не может быть ссылки. Единственным участником ООО «Контур» по ОЖФ является физическое лицо, поэтому невозможно размещение информации о доле участия в уставном капитале. Дом оборудован газовыми колонками, поэтому не может быть размещена информация о типе системы горячего водоснабжения.

Согласно Приказу Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 №74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», к информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, товариществами собственников жилья на основании договора управления многоквартирным домом, относится информация о саморегулируемой организации в случае, если управляющая организация является членом данной организации (раздел 10, п. 1.13).

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 №135-ФЗ «О саморегулируемых организациях» членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.

Поскольку ООО «Контур» по ОЖФ не является членом саморегулируемой организацией, информация, предусмотренная п. 39 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» о членстве товарищества в саморегулируемой организации, не может быть размещена в отношении данного дома. Достоверных и достаточных доказательств обратного суду, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.

Также суд считает необоснованным требование истца о возложении на ответчика обязанности по размещению информации о классе энергетической эффективности многоквартирного дома. Размещение информации о классе энергетической эффективности многоквартирного дома не относится к обязанности ответчика, поскольку в силу положений подп.2 п.16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» информацию, предусмотренную пунктом 14 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе размещают органы местного самоуправления.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» энергетическое обследование проводится в добровольном порядке. На текущую дату энергетическое обследование дома не проводилось, класс энергетической эффективности не установлен.

Согласно п. 11 раздела 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 №74/114/пр к информации, подлежащей размещению в системе, относится информация о капитальном ремонте в случае, если управляющие организации, товарищества и кооперативы являются владельцами специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта.

В реестре сведений по капитальному ремонту в личном кабинете ООО «Контур» по ОЖФ в системе ГИС ЖКХ размещены сведения о том, что дом по ул. Ударная, 37 в г. Пензе находится на общем счете Регионального оператора – Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области. В системе ГИС ЖКХ размещена информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, отчет по управлению МКД.

Кроме того, истцом нарушен порядок проведения общественного контроля, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

В силу п. 1.1 и 2.1 Устава ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формировании, созданное в форме общественного движения, не имеющего членства, по инициативе граждан, объединившихся на основании общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений, цель которого является защита прав и интересов потребителей.

Пунктом 1.6 Устава АППО предусмотрено, что ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» осуществляет свою деятельность согласно требованиям Конституции РФ, Федерального закона «Об общественных объединениях», Закона РФ «О защите прав потребителей» и действующего законодательства.

Согласно п. 3.1 Устава АППО имеет право, в том числе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органа местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).

В соответствии с абз. 4, 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.

При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно ч. 8 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако Закон РФ «О защите прав потребителей» и Жилищный кодекс РФ не регламентирует порядок организации и осуществления общественного контроля.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В жилищной сфере нормативные положения об общественном контроле конкретизируются в Правилах осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1491.

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.18 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих настоящему ФЗ, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких форма.

Таким образом, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением мер соответствующих мер общественного воздействия, а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.

18.03.2024 ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области», руководствуясь ст.ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», провело общественный мониторинг по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ в отношении ООО «Контур» по ОЖФ, т.е. фактически истцом были проведены мероприятия общественного контроля, по результатам которых составлен акт (л.д. 5).

В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественный эксперт при проведении общественной экспертизы пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, установленными законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок проведения общественной экспертизы в отдельных сферах общественных отношений, в том числе правом подготавливать по результатам общественной экспертизы итоговый документ (заключение) либо участвовать в подготовке общего итогового документа (общего заключения) (ст.23 ФЗ).

Порядок организации и проведения общественной проверки и общественной экспертизы устанавливается ее организатором (ч.3 ст.20, ч.5 ст.22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В силу п. 4 Правил решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.

В случае если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки - решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки (п.п. «а» п.5 Правил)

Детализируя положения п. 4 Правил, п.п. 7-9 Правил предусматривают, что предметом общественного жилищного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере. В качестве формы общественного жилищного контроля указывается одна и (или) несколько форм, предусмотренных ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Определение процедуры проведения общественного жилищного контроля предусматривает описание действий и мероприятий, включающее сроки и способы их совершения, реализуемые в ходе осуществления общественного жилищного контроля.

Частью 4 ст. 20 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определено, что организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 01.07.2017 – в том числе посредством его размещения в ГИС ЖКХ (п. 6 Правил).

Согласно ч. 7 ст. 22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В п.п. 14-18 Правил определен порядок отбора кандидатур общественного эксперта.

На основании ч. 7 ст. 20 и ч. 9 ст. 22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», п. 19 Правил по результатам проведения общественного контроля субъектом общественного контроля оформляется итоговый документ: по результатам общественной проверки акт, по результатам общественной экспертизы заключение.

Акт должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений. Акт направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч. 7 и 8 ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Заключение должно содержать: 1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза; 3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза. Заключение направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч. 9 и 10 ст. 22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В случае если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы (п. 19 Правил).

Согласно п. 20 Правил субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети «Интернет», а с 01 июля 2017 года – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Между тем истцом не представлены доказательства того, что при проведении мероприятий общественного контроля в отношении ответчика им были соблюдены требования о порядке осуществления общественной проверки и общественной экспертизы, содержащиеся в указанных выше Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Правилах осуществления общественного жилищного контроля, а именно: 1) отсутствует решение о проведении общественного контроля, которое подлежало направлению ответчику и должно было быть обнародовано посредством его размещения в сети «Интернет», а также его размещения в ГИС ЖКХ, где содержится информация о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а при проведении общественной проверки также фамилия, имя, отчество, образование, квалификация общественного инспектора, привлеченного к ее осуществлению общественной проверки; 2) не представлена информация о порядке отбора кандидатуры общественного эксперта; 3) в акте общественного контроля отсутствует указание: на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключение экспертизы отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений; 4) акт не был направлен руководителю проверяемой организации, а также иным заинтересованным лицам, а заключение – на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 5) истцом не представлены сведения о результатах общественного контроля на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также размещение акта и заключения в сети «Интернет», в том числе в ГИС ЖКХ.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» уполномоченные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.

Установлено, что проверочные мероприятия общественного контроля в отношении ответчика истцом были проведены без обращения потребителей о фактах нарушения их прав, что свидетельствует о нарушении абз. 4 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Суд также обращает внимание и на то, что, направляя ответчику претензионное письмо от 18.03.2024 с требованием устранить выявленные в ходе общественной проверки нарушения, истец превысил свои полномочия указанные в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая не предоставляет права общественным объединениям потребителей требовать от хозяйствующих субъектов совершения каких бы то ни было действий.

Между тем несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо. Объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.

При этом представленные истцом в качестве доказательств и обоснования заявленных требований итоговые документы общественного контроля, в том числе акт общественного контроля от 18.03.2024, не являются для суда абсолютными доказательствами, поскольку составлены негосударственным контролирующим органом, в силу чего являются лишь формой фиксации. Представленные истцом скриншоты не отвечают признакам допустимости доказательств и не могут с достоверностью подтверждать факт того, что указанная истцом информация не была размещена в системе ГИС ЖКХ, поскольку скриншоты никем не заверены, нотариальный протокол осмотра доказательств отсутствует.

Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Истцом не представлено надлежащих и достоверных доказательств в подтверждение обоснованности доводов искового заявления, и допущенных ответчиком нарушений Закона РФ «О защите прав потребителей»; обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика судом не установлены. Каких-либо жалоб со стороны потребителей на допущенные ответчиком нарушения, направленных как в специализированные государственные органы, так и непосредственно истцу, материалы дела не содержат. Судом не установлено какого-либо существенного нарушения со стороны ООО «Контур» по ОЖФ прав и интересов неопределенного круга потребителей.

Поскольку защите подлежит нарушенное лицом оспариваемое право, то требования истца ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области, предъявленные в защиту неопределенного круга потребителей, к ответчику ООО «Контур» по ОЖФ о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей, возложении обязанности по размещению информации, предусмотреннойст.6, ст. 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона о защите прав потребителей» в системе ГИС ЖКХ; о доведении, в установленный судом срок, через средства массовой информации – областную газету «Наша Пенза», резолютивной части решения суда до сведения потребителей, а также требования о возмещении судебных расходов удовлетворению не подлежат.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Контур» по ОЖФ о защите прав неопределенного круга потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.05.2024.

Судья: ...

...

...

...

...

Дело № 2- 1118/2024

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 мая 2024 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Федько Н.В.,

при секретаре Комар Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело №2-1118/2024 по иску Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Контур» по ОЖФ о защите прав неопределенного круга потребителей,

у с т а н о в и л:

ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с вышеназванным иском, указывая, что 22.02.2024 уведомило ООО «Контур» по ОЖФ о предстоящей проверке сайта ГИС ЖКХ. 18.03.2024 ОД «АППО» провело общественный контроль по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ в отношении ответчика, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом. В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу г. Пенза, ул. Ударная, д. 37, в государственной информационной системе ЖКХ отсутствует следующая информация: официальный сайт в сети интернет, о членстве в саморегулируемой организации, о доле участия в уставном капитале, серия, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы в МКД, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества в МКД (тип системы горячего водоснабжения), выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, использование общего имущества в МКД, о капитальном ремонте в МКД, о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, отчет по управлению МКД за 2023 г.

На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием устранить выявленные нарушения, согласно п. 31 Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг» от 06.05.2011. До настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены, что нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному МКД. Состав и количество лиц, проживающих в квартирах жилого дома, и права которых нарушены и могут быть нарушены противоправными действиями ООО «Контур» по ОЖФ, могут изменяться, поэтому определить конкретный круг лиц не представляется возможным. Кроме того, в данном случае затрагиваются интересы не только собственников помещений МКД, но и нанимателей, арендаторов, субарендаторов помещений. В связи с чем, АППО вынуждено обратиться в суд с настоящим иском за защитой неопределенного круга лиц, чтобы не допустить массовое нарушение прав граждан.

Просил признать действия ответчика ООО «Контур» по ОЖФ противозаконными по не предоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ, предусмотренной приказом Минкомсвязи России от 14.06.2016 № 264 и Федеральным Законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, и в срок, установленный судом, разместить информацию в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ст.ст. 6, 7 Федерального Закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» - официальный сайт в сети интернет, о членстве в саморегулируемой организации, о доле участия в уставном капитале, серия, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы в МКД, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества в МКД (тип системы горячего водоснабжения), выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, использование общего имущества в МКД, о капитальном ремонте в МКД, о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, отчет по управлению МКД за 2023 г. Обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации – областную газету «Наша Пенза» - резолютивную часть решения суда до сведения потребителей. Взыскать с ответчика в пользу АППО понесенные расходы в размере 20000 рублей.

Представитель истца ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен.

Представитель ответчика ООО «Контур» по ОЖФ в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен, представил заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, отказать в иске. Также представил письменные возражения, указывая, что в соответствии с положениями п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. В нарушение абз. 4 ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» проверочные мероприятия общественного контроля в отношении ООО «Контур» по ОЖФ были проведены истцом в отсутствие соответствующих обращений потребителей о фактах нарушения их прав. Истцом не представлены доказательства того, что при проведении мероприятий общественного контроля были соблюдены требования о порядке осуществления общественной проверки и общественной экспертизы: - отсутствует решение о проведении общественного контроля, которое подлежало направлению ответчику и должно было быть обнародовано посредством его размещения в сети Интернет; - не представлена информация о порядке отбора кандидатуры общественного эксперта; - в акте общественного контроля отсутствует указание на основания для проведения общественной проверки, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; - акт не был направлен руководителю проверяемой организации, а заключение - на рассмотрение в органы государственной власти. В письме истца от 18.03.2024, адресованному ООО «Контур» по ОЖФ, не указан срок, в течение которого должны быть устранены выявленные в ходе общественного мониторинга нарушения.

Кроме того, доводы истца о не размещении информации в системе ГИС ЖКХ в отношении МКД по адресу г. Пенза, ул. Ударная, 37, необоснованны. Официальный сайт у ООО «Контур» по ОЖФ отсутствует, ООО не состоит в саморегулируемой организации. Единственным участником ООО «Контур» по ОЖФ является физическое лицо, поэтому требование о внесении сведений о доле участия необоснованно. Серия и тип проекта здания указаны в системе ГИС ЖКХ; количество лифтов указано 0; площадь земельного участка и его кадастровый номер указаны; количество жилых помещений указано, нежилые помещения отсутствуют, в связи с чем площадь указана 0; информацию о классе энергетической эффективности размещает орган местного самоуправления; конструктивные элементы, системы инженерно-технического обеспечения размещены в ГИС ЖКХ; информация о типе системы ГВС не подлежит внесению, так как дом оборудован газовыми колонками; выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества размещены; договор об использовании общего имущества не заключен, поэтому не размещен; фонд капитального ремонта дома формируется на счете регионального оператора; размещены сведения о проведении собрания собственников помещений по выбору управляющей организации; отчет по управлению МКД за 2023 г. размещен в ГИС ЖКХ.

Представитель третьего лица Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Изучив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Частью 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» определено, что лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Так, согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе должны размещаться: 1) информация о лицах, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; 2) информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг; 6) информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; 7) информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; 14) документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов; 21) информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; 22) информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг; 23) информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг; 24) информация о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, а также лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; 25) информация о проведении ремонта, в том числе планово-предупредительного ремонта, и выполнении работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе связанных с ограничением или приостановкой предоставления коммунальных услуг;28) информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги; 29) информация о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме; 30) информация о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них; 31) информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; 32) информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ; 33) информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; 35) информация об установленных в договорах сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о сроках представления платежных документов, на основании которых вносится такая плата; 36) информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования; 37) информация о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе управления указанным домом и способе формирования фонда капитального ремонта, а также документы, подтверждающие принятие соответствующих решений; 38) условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора; 39) договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры; 40) информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.

В судебном заседании установлено, что ООО «Контур» по ОЖФ осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пенза, ул. Ударная, 37. В силу вышеприведенных положений закона ответчик обязан обеспечить размещение в ГИС ЖКХ информации, предусмотренной пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», в отношении данного многоквартирного дома. Анализ представленных сторонами доказательств позволяет сделать вывод, что данная обязанность ООО «Контур» по ОЖФ исполняется надлежащим образом.

Представителем ответчика представлены скриншоты с сайта ГИС ЖКХ, из содержания которых следует, что информация, предусмотренная ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а именно: серия, тип постройки здания, количество лифтов, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, конструктивные элементы в МКД, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, использование общего имущества в МКД, о капитальном ремонте в МКД, сведения о проведении собрания собственников помещений по выбору управляющей организации, отчет по управлению МКД за 2023 г., размещена.

Официальный сайт у ООО «Контур» по ОЖФ отсутствует, поэтому на него не может быть ссылки. Единственным участником ООО «Контур» по ОЖФ является физическое лицо, поэтому невозможно размещение информации о доле участия в уставном капитале. Дом оборудован газовыми колонками, поэтому не может быть размещена информация о типе системы горячего водоснабжения.

Согласно Приказу Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 №74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», к информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, товариществами собственников жилья на основании договора управления многоквартирным домом, относится информация о саморегулируемой организации в случае, если управляющая организация является членом данной организации (раздел 10, п. 1.13).

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 №135-ФЗ «О саморегулируемых организациях» членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.

Поскольку ООО «Контур» по ОЖФ не является членом саморегулируемой организацией, информация, предусмотренная п. 39 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» о членстве товарищества в саморегулируемой организации, не может быть размещена в отношении данного дома. Достоверных и достаточных доказательств обратного суду, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.

Также суд считает необоснованным требование истца о возложении на ответчика обязанности по размещению информации о классе энергетической эффективности многоквартирного дома. Размещение информации о классе энергетической эффективности многоквартирного дома не относится к обязанности ответчика, поскольку в силу положений подп.2 п.16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» информацию, предусмотренную пунктом 14 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе размещают органы местного самоуправления.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» энергетическое обследование проводится в добровольном порядке. На текущую дату энергетическое обследование дома не проводилось, класс энергетической эффективности не установлен.

Согласно п. 11 раздела 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 №74/114/пр к информации, подлежащей размещению в системе, относится информация о капитальном ремонте в случае, если управляющие организации, товарищества и кооперативы являются владельцами специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта.

В реестре сведений по капитальному ремонту в личном кабинете ООО «Контур» по ОЖФ в системе ГИС ЖКХ размещены сведения о том, что дом по ул. Ударная, 37 в г. Пензе находится на общем счете Регионального оператора – Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области. В системе ГИС ЖКХ размещена информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, отчет по управлению МКД.

Кроме того, истцом нарушен порядок проведения общественного контроля, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

В силу п. 1.1 и 2.1 Устава ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формировании, созданное в форме общественного движения, не имеющего членства, по инициативе граждан, объединившихся на основании общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений, цель которого является защита прав и интересов потребителей.

Пунктом 1.6 Устава АППО предусмотрено, что ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» осуществляет свою деятельность согласно требованиям Конституции РФ, Федерального закона «Об общественных объединениях», Закона РФ «О защите прав потребителей» и действующего законодательства.

Согласно п. 3.1 Устава АППО имеет право, в том числе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органа местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).

В соответствии с абз. 4, 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.

При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно ч. 8 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако Закон РФ «О защите прав потребителей» и Жилищный кодекс РФ не регламентирует порядок организации и осуществления общественного контроля.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В жилищной сфере нормативные положения об общественном контроле конкретизируются в Правилах осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1491.

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.18 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих настоящему ФЗ, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких форма.

Таким образом, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением мер соответствующих мер общественного воздействия, а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.

18.03.2024 ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области», руководствуясь ст.ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», провело общественный мониторинг по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ в отношении ООО «Контур» по ОЖФ, т.е. фактически истцом были проведены мероприятия общественного контроля, по результатам которых составлен акт (л.д. 5).

В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественный эксперт при проведении общественной экспертизы пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, установленными законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок проведения общественной экспертизы в отдельных сферах общественных отношений, в том числе правом подготавливать по результатам общественной экспертизы итоговый документ (заключение) либо участвовать в подготовке общего итогового документа (общего заключения) (ст.23 ФЗ).

Порядок организации и проведения общественной проверки и общественной экспертизы устанавливается ее организатором (ч.3 ст.20, ч.5 ст.22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В силу п. 4 Правил решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.

В случае если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки - решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки (п.п. «а» п.5 Правил)

Детализируя положения п. 4 Правил, п.п. 7-9 Правил предусматривают, что предметом общественного жилищного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере. В качестве формы общественного жилищного контроля указывается одна и (или) несколько форм, предусмотренных ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Определение процедуры проведения общественного жилищного контроля предусматривает описание действий и мероприятий, включающее сроки и способы их совершения, реализуемые в ходе осуществления общественного жилищного контроля.

Частью 4 ст. 20 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определено, что организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 01.07.2017 – в том числе посредством его размещения в ГИС ЖКХ (п. 6 Правил).

Согласно ч. 7 ст. 22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В п.п. 14-18 Правил определен порядок отбора кандидатур общественного эксперта.

На основании ч. 7 ст. 20 и ч. 9 ст. 22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», п. 19 Правил по результатам проведения общественного контроля субъектом общественного контроля оформляется итоговый документ: по результатам общественной проверки акт, по результатам общественной экспертизы заключение.

Акт должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений. Акт направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч. 7 и 8 ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Заключение должно содержать: 1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза; 3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза. Заключение направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч. 9 и 10 ст. 22 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В случае если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы (п. 19 Правил).

Согласно п. 20 Правил субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети «Интернет», а с 01 июля 2017 года – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Между тем истцом не представлены доказательства того, что при проведении мероприятий общественного контроля в отношении ответчика им были соблюдены требования о порядке осуществления общественной проверки и общественной экспертизы, содержащиеся в указанных выше Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Правилах осуществления общественного жилищного контроля, а именно: 1) отсутствует решение о проведении общественного контроля, которое подлежало направлению ответчику и должно было быть обнародовано посредством его размещения в сети «Интернет», а также его размещения в ГИС ЖКХ, где содержится информация о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а при проведении общественной проверки также фамилия, имя, отчество, образование, квалификация общественного инспектора, привлеченного к ее осуществлению общественной проверки; 2) не представлена информация о порядке отбора кандидатуры общественного эксперта; 3) в акте общественного контроля отсутствует указание: на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключение экспертизы отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений; 4) акт не был направлен руководителю проверяемой организации, а также иным заинтересованным лицам, а заключение – на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 5) истцом не представлены сведения о результатах общественного контроля на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также размещение акта и заключения в сети «Интернет», в том числе в ГИС ЖКХ.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» уполномоченные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.

Установлено, что проверочные мероприятия общественного контроля в отношении ответчика истцом были проведены без обращения потребителей о фактах нарушения их прав, что свидетельствует о нарушении абз. 4 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Суд также обращает внимание и на то, что, направляя ответчику претензионное письмо от 18.03.2024 с требованием устранить выявленные в ходе общественной проверки нарушения, истец превысил свои полномочия указанные в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая не предоставляет права общественным объединениям потребителей требовать от хозяйствующих субъектов совершения каких бы то ни было действий.

Между тем несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо. Объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.

При этом представленные истцом в качестве доказательств и обоснования заявленных требований итоговые документы общественного контроля, в том числе акт общественного контроля от 18.03.2024, не являются для суда абсолютными доказательствами, поскольку составлены негосударственным контролирующим органом, в силу чего являются лишь формой фиксации. Представленные истцом скриншоты не отвечают признакам допустимости доказательств и не могут с достоверностью подтверждать факт того, что указанная истцом информация не была размещена в системе ГИС ЖКХ, поскольку скриншоты никем не заверены, нотариальный протокол осмотра доказательств отсутствует.

Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Истцом не представлено надлежащих и достоверных доказательств в подтверждение обоснованности доводов искового заявления, и допущенных ответчиком нарушений Закона РФ «О защите прав потребителей»; обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика судом не установлены. Каких-либо жалоб со стороны потребителей на допущенные ответчиком нарушения, направленных как в специализированные государственные органы, так и непосредственно истцу, материалы дела не содержат. Судом не установлено какого-либо существенного нарушения со стороны ООО «Контур» по ОЖФ прав и интересов неопределенного круга потребителей.

Поскольку защите подлежит нарушенное лицом оспариваемое право, то требования истца ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области, предъявленные в защиту неопределенного круга потребителей, к ответчику ООО «Контур» по ОЖФ о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей, возложении обязанности по размещению информации, предусмотреннойст.6, ст. 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона о защите прав потребителей» в системе ГИС ЖКХ; о доведении, в установленный судом срок, через средства массовой информации – областную газету «Наша Пенза», резолютивной части решения суда до сведения потребителей, а также требования о возмещении судебных расходов удовлетворению не подлежат.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Контур» по ОЖФ о защите прав неопределенного круга потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.05.2024.

Судья: ...

...

...

...

...

2-1118/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ОД "Ассоциация потребителей Пензенской области"
Ответчики
ООО "Контур" по ОЖФ
Другие
Министерство ЖКХ и гражданской защиты населения Пензенской области
Суд
Первомайский районный суд г. Пенза
Судья
Федько Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
pervomaisky.pnz.sudrf.ru
12.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2024Передача материалов судье
12.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2024Подготовка дела (собеседование)
25.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее