Дело № 2а-142/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 февраля 2021 года Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Пекарининой И.А.,
при секретаре – Соловей Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО5 к УМВД <адрес>, УФМС по городу Севастополю, 3-и лица: ФИО5, ФИО5, ФИО5 об отмене решения отделения УФМС по <адрес> г. Севастополь об отказе в регистрации по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л
Истец просит признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № отделения УФМС по району Нахимовский г. Севастополя об отказе в регистрации по месту жительства по адресу г. ФИО5, ул. <адрес>.
Обязать отделение УФМС по району Нахимовский г. Севастополя произвести регистрацию по месту жительства на праве члена семьи жену ФИО5 и сына ФИО5 в г. ФИО5 ул. <адрес>.
Истец, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежаще, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие административных ответчиков.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска исходя из следующего.
Судом установлено, что истец является собственником ? доли домовладения по ул. <адрес> г. ФИО5, заинтересованным лицам по делу принадлежит вторая половина домовладения. Истец обратился в УМВД России по <адрес>, в отдел по вопросам миграции о регистрации по своему месту проживания граждан.
В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ ему было разъяснено, что поскольку дом находится в общей долевой собственности, для реализации жилищных прав иных лиц, путем регистрации их места проживания, необходимо согласие других сособственников домовладения, что следует из ст. 247 ГК РФ.
Истец с отказом не согласен, поскольку граждане ФИО5 и ФИО5, являются его женой и сыном, т.е. членами семьи собственника, и имеют право на устранение нарушений их жилищных прав.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии положениями части 8 и пункта "в" части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иным публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган. Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействия), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения.
Из разъяснений, содержащихся в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10. 1995 года № « О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» следует, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище. ( ч.1 ст. 27, ч.1 ст. 40).
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Жилищные права и обязанности возникают:
- из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
- из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
-из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
-в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
-из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
-вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Из анализа приведенных норм права следует, что право гражданина на регистрацию по месту жительства и снятие с регистрации производно от его жилищного права на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 173, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В силу положений статей 246 и 247 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Из смысла приведенных норм ГК РФ и ЖК РФ следует, что вселение гражданина в жилое помещение является одной из форм распоряжения объектом недвижимости и для вселения гражданина в жилое помещение, находящееся в общей долевой собственности, необходимо наличие волеизъявления всех сособственников этого жилого помещения, а с учетом вышеуказанных правил регистрации - такое согласие должно быть выражено в письменном виде путем подачи письменного заявления.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. <адрес>, 7, находится в долевой собственности. ФИО5 принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на этот жилой дом.
В регистрации ФИО5 и ФИО5 по месту жительства в указанном жилом доме отделом УФМС России по <адрес> было отказано в связи с отсутствием согласия на регистрацию иных сособственников жилого дома.
Суд находит законным отказ в регистрации ФИО5 и ФИО5 по указанному основанию, поскольку для регистрации ФИО5 и ФИО5 по месту жительства в указанном выше жилом помещении необходимо согласие всех собственников указанного жилого помещения на их вселение, в то время как согласие иных сособственников не было получено.
При этом суд также учитывает, что реального раздела жилого дома между сособственниками не было, и порядок пользования ими жилым домом не определялся.
Руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО5 к УМВД <адрес>, УФМС по городу Севастополю, 3-и лица: ФИО5, ФИО5, ФИО5 об отмене решения отделения УФМС по <адрес> г. Севастополь об отказе в регистрации по месту жительства, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2021 года.
Судья Нахимовского районного суда
города Севастополя И.А. Пекаринина