Судья Раат О.С. Дело № 33-5926/2020
Дело № 2-112/2020
УИД 64RS0027-01-2020-000076-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2020 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Паршиной С.В.,
судей Смородиновой Н.С., Саяпиной Е.Г.,
при секретаре Смогуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галкина СИ к администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным постановления по апелляционной жалобе Галкина СИ на решение Петровского городского суда Саратовской области от 15 июня 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Смородиновой Н.С., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Галкин С.И. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Петровского муниципального района Саратовской области и просил признать незаконным постановление администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 28 января 2020 года № 84-П «Об исключении молодой семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца путем восстановления его семьи в составе четырех человек (Галкин С.И., <дата> года рождения (супруг), Галкина Ю.С., <дата> года рождения (супруга), Галкина У.С., <дата> года рождения (дочь), Галкина В.С., <дата> года рождения (дочь)) в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с отражением указанной семьи в списке молодых семей, участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» по строке 10; взыскать с ответчика расходы по оплате помощи представителя в размере 4 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 17 июля 2010 года он состоит в зарегистрированном браке с Галкиной Ю.С. В браке у них родились две дочери. В 2011 году истец с женой и старшей дочерью были зарегистрированы в доме тещи Корсаковой Т.А. по адресу: <адрес>. На основании постановления администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 31 мая 2011 года № 560 семья истца в составе трех человек была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 06 июня 2011 года № 577 семья истца в составе трех человек признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. На протяжении всего времени участия в целевой программе семья истца социальные выплаты по данной программе не получала. 20 декабря 2013 года семья истца приобрела в общую долевую собственность (по 1/4 доли каждый) по договору купли-продажи с использованием заемных денежных средств жилой дом с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес>, в котором семья истца в настоящее время зарегистрирована. Погашение кредита, взятого на приобретение указанного жилого дома, было осуществлено за счет средств материнского капитала. Кроме того, 30 июня 2017 года истец с супругой на денежные средства в размере 990 000 рублей, полученные по кредитному договору в публичном акционерном обществе «БИНБАНК» (далее – ПАО «БИНБАНК»), приобрели в совместную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес> По состоянию на 16 января 2020 года остаток задолженности по данному кредиту составляет 918 047 рублей 36 копеек.
В январе 2020 года истец и его супруга обратились в администрацию с заявлением на получение социальной выплаты на погашение суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту. 28 января 2020 года администрацией Петровского муниципального района Саратовской области вынесено оспариваемое постановление № 84-П, которым семья истца в составе четырех человек исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; отменено постановление администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 06 июня 2011 года № 577 «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; в списке молодых семей, участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», строка 10 признана утратившей силу.
По мнению истца, принятое органом местного самоуправления постановление № 84-П от 28 января 2020 года является незаконным, поскольку возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат не предусмотрена. Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагал, что оснований для исключения его семьи из состава участников целевой программы не имелось, поскольку на момент первоначального включения в программу семья истца в полном объеме соответствовала всем требованиям целевой программы и была признана нуждающейся в жилом помещении.
Решением Петровского городского суда Саратовской области от 15 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Галкин С.И., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме. Автор жалобы, приводя в обоснование жалобы доводы, аналогичные тем, что указаны в исковом заявлении, полагает, что согласно требованиям подпрограммы молодая семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент постановки на учет, а не на момент получения социальных выплат. На момент первоначального включения в программу семья истца в полном объеме соответствовала требованиям, следовательно, исключение граждан из числа участников подпрограммы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является незаконным.
Лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены принятого судебного постановления не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома закреплены в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» (далее – Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования).
Согласно п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании постановления администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 31 мая 2011 года № 560 семья Галкина С.И. (в составе трех человек: Галкин С.И. – заявитель, Галкина Ю.С. – жена, Галкина У.С. – дочь) принята на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 06 июня 2011 года № 577 семья Галкина С.И. в составе трех человек признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
20 декабря 2013 года семья истца (в составе Галкин С.И., Галкина Ю.С., малолетние Галкина У.С. и Галкина В.С.) приобрела в общую долевую собственность (по 1/4 доли каждый) по договору купли-продажи с использованием заемных денежных средств жилой дом площадью 65,3 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 447 кв.м по адресу: <адрес>
30 июня 2017 года Галкин С.И. и Галкина Ю.С. на денежные средства в размере 990 000 рублей, полученные по кредитному договору в ПАО «БИНБАНК», приобрели в совместную собственность квартиру площадью 56,8 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>
По состоянию на 16 января 2020 года остаток задолженности по кредиту составляет 918 047 рублей 36 копеек.
Постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 28 января 2020 года № 83-П семья Галкина С.И. в составе четырех человек на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий муниципального жилищного фонда по договору социального найма; отменено постановление администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 31 мая 2011 года № 560-П «О принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Судом первой инстанции установлено, что при принятии вышеуказанного решения ответчик исходил из того, что в результате приобретения жилого дома в с. Синенькие Петровского района Саратовской области семья Галкина С.И. перестала относиться к категории семей, которые могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В связи с приобретением жилого дома общей площадью 65,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на каждого члена семьи Галкина С.И. пришлось по 16,3 кв.м, что превышает учетную норму обеспеченности общей площадью жилого помещения (14 и менее квадратных метров), установленную на территории Петровского района Саратовской области решением Петровского районного Собрания Петровского муниципального района Саратовской области от 25 октября 2007 года № 29-226.
Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ явилось основанием для снятия семьи Галкина С.И. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Постановление администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 28 января 2020 года № 83-П истцом не оспаривается.
Постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 28 января 2020 года № 84-П «Об исключении молодой семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы семья Галкина С.И. в составе четырех человек на основании подп. «а» п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; отменено постановление администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 06 июня 2011 года № 577 «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы»; в списке молодых семей, участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», строка 10 признана утратившей силу.
При таких обстоятельствах, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями ст.ст. 51, 56 ЖК РФ, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого истцом постановления, поскольку в результате приобретения жилого дома площадью 65,3 кв.м семья Галкина С.И. перестала относиться к категории семей, которые могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как на каждого члена семьи пришлось по 16,3 кв.м, что превышает учетную норму обеспеченности общей площадью жилого помещения, установленную на территории Петровского района Саратовской области и, как следствие, об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам в соответствии с правилами ст.ст. 55, 67 ГПК РФ и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы жалобы о том, что согласно требованиям подпрограммы, молодая семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент постановки на учет, а не на момент получения социальных выплат, а также о том, что возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования не предусмотрена, судебной коллегией отклоняются, как основанные на ошибочном понимании норм материального права.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона Конституционный Суд Российской Федерации, указал, что в соответствии со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляются бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Положение ст. 51 ЖК РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение социальных выплат. В случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, кандидат утрачивает основания для дальнейшего участия в подпрограмме по категории «обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Учитывая, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Галкина С.И. (по 16,3 кв.м) превышает учетную норму обеспеченности, установленную на территории Петровского района Саратовской области (14 кв.м и менее), исключение семьи истца числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы не может расцениваться как нарушение прав семьи истца.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петровского городского суда Саратовской области от 15 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галкина СИ – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи