РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Иваново 24 апреля 2024 года
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Яценко А.Л.,
при секретаре Силантьевой В.В.,
с участием истца Каманова А.Н., представителя ответчика УМВД России по Ивановской области, третьего лица МВД России – Середкиной А.А., представителя третьего лица Управления Росгвардии по Ивановской области Айгужиева А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каманова А.Н. к УМВД России по Ивановской области о возложении обязанности восстановить в очереди на получение социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Каманов А.Н. обратился в суд с иском к УМВД России по Ивановской области, в котором просит возложить на УМВД России по Ивановской области обязанность восстановить его в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указывая в обоснование требований следующее.
Он является собственником жилого помещения, находящегося в общей долевой собственности по адресу: <адрес> (1/2 доля) на основании договора купли-продажи жилого помещения от 09.02.2015. Данное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, площадью 53,1 кв. м. В указанном жилом помещении с 17.02.2016 зарегистрированы он – Каманов А.Н., его супруга Каманова О.В. и дочь Каманова А.А. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по призыву во внутренних войсках РФ. По окончании военной службы, ДД.ММ.ГГГГ он был зачислен на военную службу по контракту в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – уволен с военной службы по истечению срока контракта. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел РФ – ОВО при ОВД <адрес>, уволен из органов внутренних дел по инициативе сотрудника. На дату увольнения его выслуга лет составила в календарном исчислении 13 лет 6 месяцев 9 дней. С ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел на основании трудового договора № от 26.01.2021, заключенному между ним и ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново, в соответствии с которым он был принят на должность участкового уполномоченного полиции. На основании приказа № л/с от 29.03.2022 контракт с ним был расторгнут по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. На дату увольнения выслуга лет составляла 20 лет 23 дня. Распоряжением Управления Росгвардии по Ивановской области от 18.03.2019 №-р он был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Управлении Росгвардии по Ивановской области. В 2023 году ему стало известно, что при увольнении из Росгвардии он был исключен из очереди на получение выплаты. Каких-либо уведомлений, копии протоколов о снятии с очереди он не получал. 27.06.2023 на его обращение о предоставлении разъяснений по данному вопросу УМВД России по Ивановской области направило ему сообщение, из которого следует, что он был снят с учета в связи с прекращением службы сотрудника в соответствии с пп. 2 ч.2 ст. 82 Федерального закона. При этом, заявление, а также комплект документов, необходимых для рассмотрения вопроса о постановке его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в УМВД России АО Ивановской области не поступали, в связи с чем основания для восстановления на учет для предоставления выплаты по последнему месту службы отсутствуют. После получения данного ответа он обращался в УМВД России по Ивановской области лично для того, чтобы написать соответствующее заявление, однако ему устно было разъяснено, что поскольку он на сегодняшний день уволился из органов, то восстановить его в очереди не представляется возможным. Вместе с тем, условия, с которыми закон связывает возникновение у сотрудника полиции права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения возникли у него в период его службы в органах внутренних дел и не изменились до настоящего времени.03.11.2023 он обратился в УМВД России по Ивановской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, однако, решением УМВД России по Ивановской области от 19.12.2023 № было утверждено решение Комиссии по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты об отказе в принятии его на учет. С указанным решением он не согласен, в связи с чем был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росгвардии по Ивановской области.
Истец Каманов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить, пояснив, в том числе ранее в судебном заседании, что ранее он, являясь сотрудником Росгвардии, состоял в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, полагал, что при смене места службы за ним сохраняется данная очередь, думал, что документы из жилищной комиссии по прежнему месту службы были переданы на новое место службы, о том, что он был исключен из очереди, ему стало известно весной 2023 года.
Представитель ответчика УМВД России по Ивановской области, третьего лица МВД России, действующая на основании доверенностей Середкина А.А., исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать, поскольку отсутствуют основания для восстановления истца в очереди на получение социальной выплаты, так как в данной очереди в структуре МВД он не состоял, жилищной комиссией УМВД России по Ивановской области нуждающимся в получении указанной выплаты не признавался, истец состоял в очереди в Управлении Росгвардии.
Представитель третьего лица Управления Росгвардии по Ивановской области, действующий на основании доверенности Айгужиев А.Б., в судебном заседании полагал требования истца не подлежащими удовлетворению, пояснив, что истец действительно состоял в очереди на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако после увольнения из Управления Росгвардии по Ивановской области по собственному желанию, он был снят с данной очереди, так как за ним не сохранилось данное право в связи с тем, что продолжительность службы Каманова А.Н. в органах внутренних дел и войсках национальной гвардии составляла менее 20 лет, Каманов А.Н. был уволен без предоставления права на пенсионное обеспечение. При этом, при увольнении истцу были разъяснены положения Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся пособий и денежных выплат в связи с увольнением со службы в войсках национальной гвардии, о чем был составлен лист беседы с истцом.
Третьи лица Каманова О.В. и Каманова А.А. извещались о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ.
Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ установлено, что правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (прежнее название - Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации).
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа по форме согласно приложению № 3.
В соответствии с п. 10 Правил (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
На основании пп. "в" п. 14 Правил комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Согласно п. 15 Правил (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Согласно действующей редакции п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 3 месяца с даты приема заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа, с указанием фамилий, имен и отчеств (при наличии) сотрудников, их дат рождения, состава семьи и дат принятия заявления.
В соответствии с п. 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
В пункте 19 Правил закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты.
Согласно пп. "д" п. 19 Правил (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно пп. "д" п. 19 Правил (в действующей редакции) сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 6, 6.1 статьи 4 и частью 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Судом установлено, что истец Каманов А.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Каманов А.Н. был принят в отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Октябрьского района г. Иваново на должность стажера по должности милиционера роты милиции отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Октябрьского района г. Иваново.
В судебном заседании также установлено, что Каманов А.Н. по месту службы состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека (он, жена Каманова О.В., дочь – Каманова А.А.) с потребностью 25,1 кв.м.
На основании приказа от 25.01.2021 № л/с Ивановского МОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России» прапорщик полиции Каманов А.Н. – командир межмуниципального отдела вневедомственной охраны – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области» уволен в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», т.е. по инициативе сотрудника.
Выслуга лет по состоянию на 25.01.2021 составила в календарном исчислении – 18 лет 1 месяц 22 дня, в льготном исчислении – нет.
Из листа беседы с Камановым А.Н., составленным 25.01.2021 при увольнении истца со службы из федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области» следует, что до истца были доведены положения Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающиеся пособий и денежных выплат в связи с увольнением со службы в войсках национальной гвардии; доведены положения нормативных правовых актов МВД России и Росгвардии о пенсионном обеспечении и перечень документов, необходимых для назначения пенсии.
Согласно выписке из протокола № от 23.09.2021 заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по Ивановской области Каманов А.Н. снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с прекращением службы сотрудника по инициативе сотрудника.
На основании приказа от 26.01.2021 № л/с ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново Каманов А.Н. назначен стажером на должность участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново.
В соответствии с приказом от 29.03.2022 № л/с ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново расторгнут контракт и уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) младший лейтенант полиции Каманов А.Н. – участковый уполномоченный полиции отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново.
Выслуга лет на 29.03.2022 в календарном исчислении для выплаты единовременного пособия при увольнении составила – 20 лет 09 месяцев 23 дня, в льготном исчислении - также 20 лет 09 месяцев 23 дня.
Из уведомления Центра финансового обеспечения отдела пенсионного обслуживания УМВД России по Ивановской области от 14.04.2022 № следует, что Каманову А.Н. с 30.03.2022 назначена пенсия в соответствии с законом Российской Федерации от 12.02.1993 №.
Также в судебном заседании установлено, что 03.11.2023 Каманов А.Н. обратился в УМВД России по Ивановской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Комиссией по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Ивановской области указанное заявление рассмотрено 13.12.2023.
Распоряжением УМВД России по Ивановской области от 19.12.2023 № утверждено решение Комиссии по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты (протокол от 13.12.2023 №), принято решение отказать в принятии Каманова А.Н. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из выписки из протокола № от 13.12.2023 заседания Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Ивановской области следует, что указанной комиссий было установлено, что Каманов А.Н. не является сотрудником внутренних дел, документов, подтверждающих его право быть принятым на учет на получение единовременной выплаты, а также документов, предусмотренных частью 5 Правил, им не представлено. Более того, в соответствии с представленной копией свидетельства о регистрации права Каманов А.Н. имеет 1/2 доли (26,5 кв.м.) в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 53,1 кв.м. по адресу: <адрес>. Комиссией сделан вывод, что поскольку состав семьи заявителя согласно заявления составляет 1 человек, обеспеченность на одного члена семьи составляет 26,55 кв. м. ? 15 кв.м. Комиссия постановила отказать Каманову А.Н. составом семьи 1 человек (заявитель) в принятии на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец Каманов А.Н. полагает, что при переходе на службу из Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) в органы МВД России за ним должна сохраниться очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В то же время, согласно структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба) (Росгвардия) являются самостоятельными федеральными органами исполнительной власти.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации образована Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (пункт 1 Указа).
Согласно пункту 4 названного Указа в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены: органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.п. «а»); специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.п. «б»); отряды мобильные особого назначения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.п. «в»); Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации и авиационные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.п. «г»).
С учетом приведенных положений норм права суд приходит к выводу, что при увольнении со службы из органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) и последующем поступлении на службу в органы МВД России вопрос о принятии истца на учет на получение единовременной социальной выплаты подлежал рассмотрению в общем порядке, и действия ответчика УМВД России по Ивановской области в спорном случае соответствуют положениям Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.
Комиссией по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Ивановской области заявление Каманова А.Н. о принятии его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было рассмотрено, принято решение об отказе в принятии истца на указанный учет.
Полномочий для принятия решения о восстановлении Каманова А.Н. в очереди по прежнему месту службы (Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области) у соответствующей комиссии УМВД России по Ивановской области не имелось.
Вопреки доводам истца, указанные структуры - Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, являясь самостоятельными органами исполнительной власти, ведут самостоятельный учет нуждающихся в получении указанной социальной выплаты.
При этом, суд полагает отметить, что решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Ивановской области о снятии Каманова А.Н. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцом не обжаловано, незаконным не признано. Обратного суду не представлено.
Защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, установленными в ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), перечень которых не носит исчерпывающего характера.
По смыслу статей 15, 17, 19, 55 и 123 Конституции РФ, п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 11, ст. 12 ГК РФ, статей 3, 56 ГПК РФ выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу, но, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Учитывая изложенное, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что требование истца о возложении на УМВД России по Ивановской области восстановить его в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Каманова А.Н. к УМВД России по Ивановской области о возложении обязанности восстановить в очереди на получение социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Яценко А.Л.
Мотивированное решение составлено 02.05.2024.