Дело № 2-3182/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2022 года Королёвский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Н.В.,
при секретаре Хохлове В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарука Анатолия Моисеевича к Администрации г.о. Королёв Московской области о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Бондарук А.М., с учетом уточнения требований, обратился в суд с иском к Администрации г.о. Королёв Московской области о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, общей площадью 2999 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Ранее Бондарук A.M. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1172 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>.
20.09.2020 года Бондарук A.M., обратился в Администрацию г.о. Королев Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», в котором просил: утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2999 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для последующего заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: № и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Администрация г.о. Королёв Московской области.
Решением Королевского городского суда Московской области от 26 апреля 2021г. в по иску Бондарука A.M. к Администрации г.о. Королёв Московской области об обязании утвердить схему расположения земельного участка, исковые требования Бондарука A.M. были удовлетворены. Суд обязал Администрацию г.о. Королёв Московской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2999 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>., заключить соглашение о перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, находящегося в собственности Бондарука А.М. и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В результате чего Бондарук A.M. стал собственником земельного участка с кадастровым номером: №, общей площадью 2999 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности было зарегистрировано, о чем в ЕГРН имеется запись регистрации № от 10.09.2021г.
Истец обратился в Администрацию г.о. Королев Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Образование земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении» с целью увеличения площади земельного участка с кадастровым номером № с 2999 кв.м до 5975 кв.м путем его перераспределения.
Администрацией г.о. Королев Московской области в адрес заявителя было направлено Решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 11.03.2022 № Р001-3462625278-56817876, с которым истец не согласен.
Истец, ссылаясь на то, что оснований для отказа в предоставлении ему государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» не имеется, просит суд: признать незаконным Решение Администрации г.о. Королёв Московской области №Р001-3462625278-56817876 от 11.03.2022 года об отказе в предоставлении Бондаруку А.М. земельного участка в собственность путем перераспределения из земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельного участка с кадастровым номером: <адрес>, площадью 5975 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Обязать Администрацию г.о. Королёв Московской области утвердить в порядке перераспределения схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: <адрес> и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Обязать Администрацию г.о. Королёв Московской области предоставить Бондаруку Анатолию Моисеевичу государственную услугу «Образование земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 5975 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию г.о. Королёв Московской области заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», в отношении земельного участка с кадастровым номером: <адрес>, площадью 5975 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Взыскать с Администрации г.о. Королёв Московской области в свою пользу расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён, воспользовался своим правом, предоставленным ст.48 ГПК РФ, направил в суд своего представителя.
Представитель истца – Честных А.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации г.о.Королёв Московской области в судебное заседание явился, с учетом представленного стороной истца в судебном заседании заключения, возражений не представил.
Представитель третьего лица – Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке.
Представители сторон не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, рассмотрев дело, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Бондарук А.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, общей площадью 2999 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Ранее Бондарук A.M. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1172 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>.
20.09.2020 года Бондарук A.M., обратился в Администрацию г.о. Королев Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», в котором просил: утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2999 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для последующего заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: № и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Администрация г.о. Королёв Московской области
Решением Королевского городского суда Московской области от 26 апреля 2021г. в по иску Бондарука A.M. к Администрации г.о. Королёв Московской области об обязании утвердить схему расположения земельного участка, исковые требования Бондарука A.M. были удовлетворены. Суд обязал Администрацию г.о.Королёв Московской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2999 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>., заключить соглашение о перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, находящегося в собственности Бондарука А.М. и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В результате чего Бондарук A.M. стал собственником земельного участка с кадастровым номером: №, общей площадью 2999 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности было зарегистрировано, о чем в ЕГРН имеется запись регистрации № от 10.09.2021г.
Истец обратился в Администрацию г.о. Королев Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Образование земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении» с целью увеличения площади земельного участка с кадастровым номером № с 2999 кв.м до 5975 кв.м путем его перераспределения.
Администрацией г.о. Королев Московской области в адрес заявителя было направлено Решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 11.03.2022 № Р001-3462625278-56817876.
В обосновании отказа Администрацией г.о. Королев Московской области указано следующее. Учитывая сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области № 42-0 п. 99 от 10.03.2022 из перераспределяемого земельного участка, возможно, образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации.
Так же Администрация г.о. Королев Московской области дополнительно проинформировала заявителя, что статьей 28 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Королев Московской области, утвержденными Постановлением Администрации городского округа Королев Московской области от 19.08.2021 № 763- ПА (редакция от 27.08.2021 № 824-ПА): установлены предельные минимальные размеры формируемых земельных участков. Формируемый земельный участок, согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области № ГЗ-СМЭВЗ-200091821 от 24.02.2022 расположен в зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами), в которой определен минимальный предельный размер формируемого земельного участка 400 кв.м. Согласно представленной схеме расположения земельного участка площадь испрашиваемой территории составляет 2976 кв. м, что превышает минимальные размеры земельных участков и дает возможность образовать самостоятельный земельный участок.
Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области № № ГЗ-СМЭВЗ-200091821 от 24.02.2022 испрашиваемый (прирезаемый) земельный участок частично расположен в зоне эксплуатации автодороги местного значения <адрес>, в соответствии с Генеральным планом, городского округа Королёв Московской области, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Королёв Московской области от 20.12.2017 №417/91.
Дополнительно Администрация г.о. Королев Московской области сообщила, что согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области № № ГЗ-СМЭВЗ-200091821 от 24.02.2022 испрашиваемый земельный участок: частично расположен в водоохраной зоне Дул ев ручей и в прибрежной защитной полосе Дулев ручей; полностью расположен в Приаэродромной территории аэродрома Чкаловский (5974.71 кв.м) и третьей подзоне аэродрома Москва (Шереметьево) (5974.71 кв.м).
При разрешении заявленных требований суд исходит из следующего.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка Администрации на позицию Министерства имущественных отношений Московской области не является препятствием для перераспределения земельного участка, поскольку структура исполнительных органов государственной власти Московской области утверждена постановлением Губернатора Московской области от 16.09.2013 N 221-ПГ "О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области и составе Правительства Московской области", в соответствии с которой в систему органов исполнительной власти входят: Правительство Московской области, Министерства Московской области, Комитеты и Главные управления Московской области. Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области формируется при Градостроительном совете Московской области в целях формирования позиции органов исполнительной власти, подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях и проектов решений Градостроительного совета Московской области (пункт 12.3 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 N 180/9 "О Градостроительном совете Московской области" (далее - Положение о Градостроительном совете Московской области). При этом сам Градостроительный совет Московской области, как коллегиальный орган, создан в целях формирования и практической реализации единой градостроительной политики и рационального использования земель для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности на территории Московской области (пункты 1, 2 Положения о Градостроительном совете Московской области).
Решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, отражают только позицию органов исполнительной власти Московской области по тому или иному вопросу и носят рекомендательный характер для органа государственной власти или органа местного самоуправления, к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались на заседании комиссии. Таким образом, решения данной комиссии носят рекомендательный характер, они не могут подменять собой процедуру предоставления земельных участков, предусмотренную нормами федерального законодательства.
Отказывая в перераспределении земельного участка, Администрация г.о. Королев Московской области указала, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами), в которой определен минимальный предельный размер формируемого земельного участка 400 кв.м. Согласно представленной схеме расположения земельного участка площадь испрашиваемой территории составляет 2976 кв. м, что превышает минимальные размеры земельных участков и дает возможность образовать самостоятельный земельный участок.
В соответствиями с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Королев Московской области, утвержденных постановлением Администрации городского округа Королев Московской области № 763-ПА от 19.08.2021 для зоны Ж-2 с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства установлены минимальный предельный размер земельных участков - 400 кв.м и максимальный предельный размер земельных участков 500000 кв.м.
Основания перераспределения земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлены подпунктом 3 пункта 1 ст. 39.28 ЗК РФ, в соответствии с которым перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Кодекса).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Кодекса).
В силу подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 1 статьи 11.9 Кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В то же время подпункт 8 пункта 9 статьи 39.29 Кодекса в качестве самостоятельного основания для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении устанавливает случай, когда в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
Таким образом, законодатель в качестве препятствия для заключения соглашения о перераспределении рассматривает только случай, когда в результате перераспределения площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные градостроительным регламентом предельные максимальные размеры земельных участков, (данная позиция закреплена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2022 N 18-КАД22-30-К4).
Предусмотренное пунктами 1 и 2 статьи 11.9 Кодекса требование о соответствии земельного участка предельным минимальным размерам земельных участков установлено для вновь предоставляемых земельных участков, в то время как для земельных участков, образованных в результате перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлено лишь требование о соответствии таких участков предельным максимальным размерам земельных участков.
Размер образуемого земельного участка (5975 кв.м) соответствует минимальным и максимальным предельным размерам земельных участков, что также подтверждается представленным стороной истца заключением кадастрового инженера.
Пункт 6 статьи 11.9 Кодекса устанавливает положение о том, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные этим кодексом, другими федеральными законами.
Это означает, что недостатки, которые препятствуют рациональному использованию и охране земель и которые могут быть законным основанием, препятствующим образованию нового земельного участка и утверждению его схемы расположения в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Кодекса, должны нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами об образовании земельных участков, и быть реальными, то есть подтвержденными соответствующими документами, указанными в пункте 2 статьи 11.10 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 11.10 Кодекса предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Довод, что испрашиваемый (прирезаемый) земельный участок частично расположен в зоне эксплуатации автодороги местного значения <адрес> не находит документального подтверждения. СП42.13330.2011 Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений (Актуализированная редакция СНиП 2.07.0-89* таблица № 8), установлено, что для второстепенного проезда число полос движения - 1, полоса шириной 3,5 м. Расстояние от предполагаемой границы образуемого в результате вышеуказанного перераспределения земельного участка до зоны эксплуатации автодороги местного значения соответствует требованиям СП42.13330.2011, в связи с чем, при формировании испрашиваемого земельного участка в указанных границах - функциональная роль автодороги местного значения <адрес> не будет утрачена.
Довод Администрации, что образуемый земельный участок расположен в приаэродромной территории аэродрома Чкаловский и третьей подзоне аэродрома Москва (Шереметьево) несостоятелен, поскольку ограничения использования земельных участков, расположенных в пределах приаэродромной территории, установлены нормами ст. 47 Воздушного кодекса РФ, в частности, ее ч. 3, и среди них не имеется оснований, запрещающих перераспределение таких земельных участков. Особое использование приаэродромной территории требует согласования размещения объекта капитального строительства, что в данном случае не является препятствием в части предоставления земельного участка.
Довод Администрации, что испрашиваемый земельный участок: частично расположен в водоохраной зоне Дулев ручей и в прибрежной защитной полосе Дулев ручей несостоятелен, поскольку согласно ответа отдела водных ресурсов Московско-Окского БВУ от 02.03.2021 исх. № 08-00-21/245 — сведения, о водном объекте, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером: № в государственном водном реестре отсутствуют. На портале, РГИС МО - разработанном Правительством Московской области отсутствуют сведения о нахождении спорного участка в зоне санитарной охраны водозаборов. Суду не представлено документального подтверждения каким образом нахождение земельного участка в водоохранной зоне препятствует его перераспределению применительно к положениям статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Спорный земельный участок не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, то есть территорией, которой пользуется неопределенный круг лиц. Земельный участок не зарезервирован, а также согласно сведениям ЕГРН он относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, что соответствует основному виду разрешенного использования, установленного Правилами землепользования и застройки территории для зоны Ж-2 - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Размер образуемого земельного участка (5975 кв.м) соответствует минимальным и максимальным предельным размерам земельных участков.
Иных доводов Решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 11.03.2022 № Р001-3462625278-56817876 не содержит.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Бондарука А.М. подлежат удовлетворению в полном объёме.
В силу ст.98 ГПК РФ, в соответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату госпошлины в размере 300,00 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Бондарука Анатолия Моисеевича (<данные изъяты>) к Администрации г.о. Королёв Московской области (ОГРН:1025002047883) – удовлетворить.
Признать незаконным Решение Администрации г.о. Королёв Московской области №Р001-3462625278-56817876 от 11.03.2022 года об отказе в предоставлении Бондаруку Анатолию Моисеевичу земельного участка в собственность путем перераспределения из земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 5975 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г.о. Королёв Московской области утвердить в порядке перераспределения схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: № и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Обязать Администрацию г.о. Королёв Московской области предоставить Бондаруку Анатолию Моисеевичу государственную услугу «Образование земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 5975 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г.о. Королёв Московской области заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 5975 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Администрации г.о. Королёв Московской области в пользу Бондарука Анатолия Моисеевича расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королёвский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В. Громова
Мотивированное решение составлено 28 сентября 2022 года.
Судья: Н.В. Громова