Судья Лабутина Н.А. |
№ 33-1392-2022 УИД 51RS0001-01-2021-007082-12 Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 июня 2022 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
01 июня 2022 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Киселевой Е.А. |
судей |
Свиридовой Ж.А. Сазановой Н.Н. |
при секретаре |
Малик А.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-81/2022 по иску военного прокурора гарнизона Заозерск в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Ситиматик», администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционным жалобам акционерного общества «Ситиматик», администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 28 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Киселевой Е.А., выслушав объяснения представителя ответчика акционерного общества «Ситиматик» Хохолева А.В. и Проминой Е.А., представителя ответчика администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области –Аслановой А.Г., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, возражения относительно доводов жалобы помощника военного прокурора гарнизона Заозерск Казакова А.Е., представителя третьего лиц филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России – Казак И.Н., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Военный прокурор гарнизона Заозерск обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к акционерному обществу (далее – АО) «Ситиматик» (Мурманский филиал) о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что 30 октября 2020 г. между жилищно-коммунальной службой № 5 (пгт. Печенга) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения (далее – ФГБУ) «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по ОСК Северного флота) и Мурманским филиалом АО «Ситиматик» (ранее - Мурманский филиал АО «Управление отходами») заключен договор № * на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Приложением №2 к договору в редакции, урегулированной решением Арбитражного суда Мурманской области от 19 апреля 2021 г. по делу № А42 - 1300/2021) предусмотрен вывоз ТКО с территории военного городка №*, расположенного по адресу: ..., с периодичностью 3 раза в месяц по 3 куб. метра ТКО.
По результатам проведенной прокуратурой совместно с представителями Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора проверки выявлены нарушения условий названного договора, выразившиеся в том, что вывоз ТКО с территории военного городка № * представителями Мурманского филиала АО «Ситиматик» (далее - Региональный оператор) не осуществляется, в связи с чем военнослужащие войсковой части * по заполнении контейнеров для сбора мусора вынуждены складировать их содержимое на самодельный прицеп, после чего отвозить их и сваливать в небольшой овраг, расположенный на территории военного городка.
В результате неисполнения договора по вывозу ТКО на участке площадью 11 940 кв.м., образовалась несанкционированная свалка ТКО, находящаяся на расстоянии от 200 до 400 метров от береговой полосы Баренцева моря и, следовательно, расположенная в пределах природоохранной зоны. Накопление отходов осуществляется на открытом грунте, территория свалки не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, ее поверхность не имеет искусственного, водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.
Согласно справке по результатам осмотра от 29 сентября 2021 г., составленной представителем Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора, не вывоз ТКО с территории военного городка приводит к их накоплению, которое происходит с нарушениями части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и наносит ущерб почве, как объекту охраны окружающей среды, а также приводит к засорению водного объекта - губы Вайда Баренцева моря.
Государственным заказчиком в адрес Регионального оператора неоднократно направлялись требования о необходимости оказания вышеназванной услуги в установленные договором сроки, которые остались без рассмотрения.
Поскольку АО «Ситиматик» является единственным региональным оператором на территории Мурманской области, то у Государственного заказчика отсутствует возможность заключения договора с иным исполнителем услуг по вывозу ТКО.
Из поступившего в военную прокуратуру гарнизона Заозерск обращения начальника филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по ОСК Северного флота) следует, что филиалом неоднократно направлялись запросы о проведении проверки по факту несоблюдения Региональным оператором норм действующего законодательства в прокуратуру Мурманской области, в управление Роспотребнадзора по Мурманской области, в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
Каких-либо действенных мер в отношении Регионального оператора (АО «Ситиматик») до настоящего времени не принято, к вывозу мусора последний не приступил.
Неоднократно уточнив заявленные требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просил суд обязать Мурманский филиал АО «Ситиматик» и администрацию Печенгского муниципального округа Мурманской области в срок до 10 июля 2022 г. осуществить вывоз твердых коммунальных отходов с места накопления твердых коммунальных отходов военного городка № *, расположенного по адресу: ..., а также свалки твердых коммунальных отходов, образовавшейся на территории военного городка № *, расположенного по адресу: ....
Судом постановлено решение, которым иск военного прокурора гарнизона Заозерск в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворен.
На администрацию Печенгского муниципального округа Мурманской области возложена обязанность в срок до 30 октября 2022 г. организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых твердых коммунальных отходов с места накопления, а также свалки твердых коммунальных отходов, образовавшейся на территории военного городка № *, расположенного по адресу: ....
На Мурманский филиал АО «Ситиматик» возложена обязанность в срок до 30 октября 2022 г. осуществить вывоз твердых коммунальных отходов с места накопления твердых коммунальных отходов военного городка № *, расположенного по адресу: ....
С администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области, АО «Ситиматик» взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей с каждого из ответчиков.
В апелляционной жалобе представитель АО «Ситиматик» (Мурманский филиал) Хохолев А.В., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить в части возложения на АО «Ситиматик» обязанности по вывозу твердых коммунальных отходов с места накопления твердых коммунальных отходов военного городка № *, расположенного по адресу: ... в срок до 30 октября 2022 г.
В обоснование жалобы указывает, что отсутствие надлежащего транспортного сообщения к месту вывоза ТКО фактически лишает регионального оператора возможности надлежащим образом осуществить мероприятия по их вывозу с территории военного городка № *, расположенного в ..., что приводит к неисполнимости судебного решения.
Выражает несогласие с установленным в решении суда сроком для осуществления вывоза ТКО, полагая его произвольным и немотивированным.
Обращает внимание, что спорное место накопления ТКО на момент рассмотрения дела было исключено из Территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 7 октября 2016 г. № 492-ПП/10.
Полагает не подтвержденным надлежащими доказательствами вывод суда о том, что стихийная свалка, фактически образованная третьим лицом в/ч *, образовалась до исключения поселка ... из Территориальной схемы.
Приводит доводы о том, что мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки должны быть возложены именно на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, поскольку справкой по результатам осмотра от 29 сентября 2021 г., составленной представителем Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора, подтверждено, что несанкционированная свалка образовалась именно в результате жизнедеятельности военного городка №*.
Считает, что в решении суда не приведено оснований, по которым военный прокурор обратился с данным иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России вправе самостоятельно защитить свои права, в том числе понуждая АО «Ситиматик» к исполнению договора по вывозу ТКО из пункта ....
В апелляционной жалобе представитель администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области Китаев А.А., просит решение суда отменить в части возложения на администрацию Печенгского муниципального округа Мурманской области возложена обязанности организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых твердых коммунальных отходов с места накопления, а также свалки твердых коммунальных отходов, принять в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Приводит доводы о том, что для принятия решения о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке суду необходимо было установить собственника земельного участка (землепользователя, землевладельца) и собственника отходов, между тем данные обстоятельства установлены не были.
Считает, что администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области является ненадлежащим ответчиком по заявленному спору, поскольку принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами земельных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти, в данном случае – к компетенции Министерства имущественных отношений Мурманской области.
Полагает, что обязанность проведения мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, как на собственника отходов, поскольку именно оно является ответственным лицом, осуществляющим полномочия по обеспечению и размещению на спорной территории мест (площадок) накопления и сборников твердых коммунальных отходов и, как следствие, предоставление проживающим в указанной войсковой части надлежащей жилищно-коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
Ссылаясь на Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, указывает, что действующим законодательством предусмотрена обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадка) накопления, предусмотренных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обращает внимание, что судом не установлено наличие либо отсутствие в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО и в схеме обращения с отходами указания на место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, по которому войсковая часть *, военный городок * (потребитель) вправе осуществлять складирование твердых коммунальных отходов.
Приводит доводы о том, что в решении суда не указано на конкретные организационные мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых ТКО, которые должна осуществить администрация Печенгского муниципального округа, что может повлечь в будущем затруднения при исполнении судебного акта.
В отзывах на апелляционные жалобы представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России Казак И.И., ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» Шушарин К.В., полагая решение законным, просят в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота», командира в/части 36138-Д, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; в том числе, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Положениями статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу пунктов 1-3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах: определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселении, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 8.1 указанного Закона).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на не предназначенном для этих целей земельном участке региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и о необходимости его ликвидации в течение 30 дней после получения уведомления, а также направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18 Правил N 1156).
Если в течение 30 дней со дня получения уведомления от регионального оператора собственник земельного участка не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, несанкционированную свалку в соответствии с пунктом 17 Правил N 1156 ликвидирует региональный оператор.
Формулировка данного пункта позволяет сделать вывод о том, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, причем такая обязанность носит публичный характер.
Постановлением Правительства Мурманской области № 397-ПП от 28 августа 2019 г. утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Мурманской области (далее – Порядок), пункт 3.1 которого предусматривает, что в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, территориальной схемой твердые коммунальные отходы подлежат накоплению (в том числе раздельному накоплению) в местах (площадках) накопления отходов, определенных договором, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и вывозу (транспортированию) на объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, определенные территориальной схемой.
На основании пунктов 4.1, 4.3, 4.4, 4.6 Порядка места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов оборудуются в местах, определенных в соответствии с территориальной схемой. Порядок определения мест размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах в порядке, предусмотренном Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Территориальная схема обращения с ТКО в Мурманской области утверждена Постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области».
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 01 января 2019 г. единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области является АО «Управление отходами» (переименован в АО «Ситиматик») (далее- Региональный оператор).
6 ноября 2020 г. ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России поступил подписанный со стороны Регионального оператора договор №* с приложениями на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30 октября 2020 г. Срок действия договора определен с 01 января 2021 г. по 31 октября 2021 г.
10 ноября 2020 г. ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее- ФГБУ «ЦЖКУ») направил АО «Ситиматик» подписанный со своей стороны договор с протоколом разногласий от 26 октября 2020 г., содержащий в том числе включение в приложение к договору места накопления ТКО (включенного в территориальную схему обращения с отходами на территории Мурманской области): ....
8 февраля 2021 г. в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России поступило от АО «Ситиматик» письмо № 394-АДО с приложением протокола согласования разногласий к договору, согласно которому региональный оператор исключил объект: ....
Возникшие разногласия при заключении договора были переданы на рассмотрение Арбитражного суда Мурманской области.
Вступившим в законную силу 22 июля 2021 г. решением Арбитражного суда Мурманской области от 19 апреля 2021 г. разногласия, возникшие между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и АО «Ситиматик» урегулированы путем внесения в приложение №2 к договору пункта 38, которым следующий объект: ..., включен в перечень обслуживаемых АО «Ситиматик».
Таким образом, АО «Ситиматик» принял на себя обязательства по вывозу ТКО с указанного спорного объекта.
Кроме того, как следует из материалов дела, согласно адресному перечню мест накопления ТКО на территории Печенгского района, Территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области, утвержденной Постановлением Правительства Мурманской области № 492-ПП/10 от 7 октября 2016 года, в редакции в ред. постановления Правительства Мурманской области от 14.12.2018 N 589-ПП под номером 59 указано, что по н.п. ... относится к месту нахождения источника образования ТКО. Данный пункт исключен из Таблицы 2 постановлением Правительства Мурманской области от 08.12.2020 N 855-ПП, с 16.12.2020.
По результатам проведенной 29 сентября 2021 г. прокуратурой совместно с представителями Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора проверки выявлены нарушения условий названного договора, выразившиеся в том, что вывоз ТКО с территории военного городка № * представителями Мурманского филиала АО «Ситиматик» (далее - Региональный оператор) не осуществляется, в связи с чем военнослужащие войсковой части * по заполнении контейнеров для сбора мусора вынуждены складировать их содержимое на самодельный прицеп, после чего отвозить их и сваливать в небольшой овраг, расположенный на территории военного городка.
В результате неисполнения договора по вывозу ТКО на участке с кадастровым номером *, площадью 11 940 кв.м., образовалась несанкционированная свалка ТКО, находящаяся на расстоянии от 200 до 400 метров от береговой полосы Баренцева моря и, следовательно, расположенная в пределах природоохранной зоны. Накопление отходов осуществляется на открытом грунте, территория свалки не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, ее поверхность не имеет искусственного, водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.
Согласно справке по результатам осмотра от 29 сентября 2021 г., составленной представителем Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора, не вывоз ТКО с территории военного городка приводит к их накоплению, которое происходит с нарушениями части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и наносит ущерб почве, как объекту охраны окружающей среды, а также приводит к засорению водного объекта - ....
Судом установлено, что администрация Печенгского муниципального округа Мурманской области, на территории которой находится свалка твердых коммунальных отходов и место накопления твердых коммунальных отходов военного городка №*, не осуществила надлежащее транспортное сообщение к данному месту, что лишает возможности регионального оператора по обращению с ТКО надлежащим образом осуществить мероприятия по вывозу бытовых и твердых коммунальных отходов образовавшихся на территории военного городка № *, расположенного по адресу: ....
Разрешая спор, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив, что АО «Ситиматик», являясь единственным Региональным оператором, в нарушение условий договора не принял надлежащие меры по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, правомерно возложил на АО «Ситиматик» обязанность в срок до 30 октября 2022 г. осуществить вывоз твердых коммунальных отходов с места накопления твердых коммунальных отходов военного городка № *, расположенного по адресу: ....
При этом, возлагая обязанность на Администрацию Печенгского муниципального округа Мурманской области, по организации и осуществлению мероприятий по сбору и вывозу мусора и бытовых твердых коммунальных отходов с места накопления, а также свалки твердых коммунальных отходов, образовавшейся на территории военного городка № *, расположенного по адресу: ..., суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, на котором обнаружено несанкционированное складирование ТКО, находится в границах муниципального образования Печенгского муниципального округа Мурманской области.
Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований считать их неправильными вопреки доводам апелляционных жалоб у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы АО «Ситиматик» об отсутствии у регионального оператора возможности надлежащим образом осуществить мероприятия по вывозу бытовых и твердых коммунальных отходов, образовавшихся на территории военного городка № *, расположенного в ... в связи с отсутствием надлежащего транспортного сообщения к месту вывоза ТКО судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Из материалов дела следует, что единственным региональным оператором по вывозу ТКО на территории Мурманской области является АО «Ситиматик».
Материалами дела также подтверждено, и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, что вывоз ТКО с территории военного городка № * представителями Мурманского филиала АО «Ситиматик» не осуществлялся в нарушение условий заключенного договора №* с учетом дополнительного соглашения от 24 сентября 2021 г., что подтверждается актами о фиксации нарушений, письмами филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Поскольку АО «Ситиматик» является надлежащим ответчиком как региональный оператор, который в соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" является лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, то удовлетворение к нему исковых требований является обоснованным.
Отсутствие в перечне автомобильных дорог общего пользования автомобильной догори до ... (место расположения военного городка №*) не свидетельствует об отсутствии фактического проезда автотранспортными средствами на объект для вывоза твердых коммунальных отходов. Имеющийся в материалах дела акт комиссионного обследования дорожных условий на маршрутах транспортирования ТКО от 24 августа 2021 г., составленный в присутствии представителей АО «Ситиматик», «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, ЖСК № 5(Печенга), также не свидетельствует об отсутствии возможности проезда к месту вывоза твердых коммунальных отходов, в том числе иным транспортном, помимо мусоровоза.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда о возложении на АО «Ситимати» обязанности по вывозу ТКО с территории военного городка * по доводам апелляционной жалобы, поскольку бесспорных доказательств того, что отсутствует любая возможность вывоза ТКО ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанций не представлено.
Учитывая наличие договора с АО «Ситиматик» на вывоз ТКО, тот факт, что спорное место накопления ТКО на момент рассмотрения дела было исключено из Территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 7 октября 2016 г. № 492-ПП/10, не может является основанием для отмены решения суда в указанной части.
Кроме того, данный вопрос обсуждался на рабочем совещании Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области 24 мая 2022 г. Как следует из протокола от 27 мая 2022 г. № Пр-21/44-АЛ рабочего совещания на тему организации вывоза твердых коммунальных отходов с территорий отдаленных военных формирований и обновления контейнерного парка военных формирований, расположенных на территории Мурманской области, решено одобрить подход к осуществлению накопления ТКО, образуемых на территориях, в том числе ... (Печенгский муниципальный округ), непосредственно на территориях военных формирований бесконтейнерным способом (в мешки, предоставляемые региональным оператором по обращению с ТКО), с вывозом накопленных ТКО 2 раза в год (в летне-осенний период) т оказанием содействия региональному оператору по обращению с ТКО в погрузке накопленных мешков с ТКО в кузов транспортного средства (пункт 1.2 протокола).
Ссылка в жалобе о том, что мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки должны быть возложены на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, поскольку подтверждено, что несанкционированная свалка образовалась именно в результате жизнедеятельности военного городка *, отклоняется как несостоятельная, поскольку данный довод ничем не подтвержден и противоречит условиям заключенного 06 ноября 2020 г. договора на оказание услуг по вывозу ТКО.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в решении суда указания на основания, по которым с настоящим иском в суд обратился прокурор, судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные, поскольку часть первая статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предполагает обращение прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - такое решение принимается им в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации").
Судебная коллегия не усматривает оснований и для изменения решения суда в части срока, установленного судом для исполнения возложенной на АО «Ситиматик» обязанности.
Устанавливая указанный срок исполнения решения суда судом первой инстанции учтены фактические обстоятельств дела, значительный период времени, в течение которого ответчику было известно о том, что вывоз ТКО не производится, продолжительность срока, в течение которого ответчиком не предпринималось меры по вывозу ТКО, необходимость соблюдения баланса интересов сторон.
Кроме того, ответчик при наличии соответствующих обстоятельств в порядке статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе просить суд об отсрочке исполнения судебного постановления.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что суд необоснованно возложил на администрацию Печенгского муниципального округа Мурманской области обязанности организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых твердых коммунальных отходов с места накопления, а также свалки твердых коммунальных отходов, образовавшейся на территории военного городка *, поскольку Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняются в силу следующего.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 приведенного Кодекса).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
При установлении лица, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, на которого возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, следует учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
12 ноября 2020 г. решением Совета депутатов Печенгского муниципального округа Мурманской области принят Устав Печенгского муниципального округа Мурманской области, пунктом 14 статьи 4 которого предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа.
Статьей 29 Устава предусмотрено, что администрация Печенгского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области.
Пунктом 28 статьи 4 Устава Печенгского муниципального округа Мурманской области предусмотрено в частности, что к вопросам местного значения также относится осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального округа.
Поскольку собственник отходов на земельном участке с кадастровым номером *, расположенном на территории военного городка * в границах муниципального образования Печенгский муниципальный округ Мурманской области, не установлен, справкой по результатам осмотра от 29 сентября 2021 г., составленной Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора, состав отходов и их принадлежность не исследовалась, исходя из вышеуказанного пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, размещенные на вышеуказанной территории отходы являются собственностью муниципального образования, которое в силу статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обязано организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов, строительного мусора на территории соответствующего муниципального образования.
Проверяя довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство имущественных отношений, судебная коллегия установила, что согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером *, на территории которого образовалась несанкционированная свалка в ..., ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 3.3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2001 № 137-░░ « ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.12.2019 N 2459-01-░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░ 2022 ░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 202 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 333.36 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327, 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: