Судья Трищ П.Н. Дело № 33-2111/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2015 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Гореловой Т.В., Сафроновой М.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) и Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району на решение Усть-пристанского районного суда Алтайского края от 25 декабря 2014 года
по иску Скурыдиной О. П. к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края и Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края о возложении обязанности включить в дополнительный список на предоставление материальной помощи на неотложные нужды и взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Скурыдина О.П. обратилась в суд с иском к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края и Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, в котором просила обязать администрацию Усть-Пристанского района включить ее в дополнительный список граждан на предоставление материальной помощи на неотложные нужды, а также обязать Управление социальной защиты населения выплатить ей материальную помощь на неотложные нужды из средств краевого бюджета в размере <данные изъяты>.
В обоснование иска указала, что в мае-июне 2014 г. ее домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, пострадало в результате паводка: затонули зерноотходы, сено, произошло вспучивание полов в доме и надворных постройках, потрескались стены и фундамент дома, затоплен погреб. Однако администрация Усть-Пристанского района Алтайского края незаконно не включила ее в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи на неотложные нужды в размере <данные изъяты> рублей в связи с тем, что вода в ее доме не поднималась выше уровня пола.
Решением Усть-пристанского районного суда Алтайского края от 25 декабря 2014 года иск Скурыдиной О.П. удовлетворен.
Суд обязал администрацию <адрес> Алтайского края включить Скурыдину О.П. в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на территории <адрес> Алтайского края в мае-июне 2014 г., для предоставления единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края.
Взыскана с Управления социальной защиты населения по <адрес> Алтайского края в пользу Скурыдиной О.П. единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> руб. за счет средств бюджета Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик Главное Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) просит решение суда отменить, указывая на то, что судом при разрешении данного спора не были применены Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и Порядок рассмотрения обращения малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденный приказом Главного управления ДД.ММ.ГГ № ***. Скурыдина О.П. никаких документов о наличии у нее трудной жизненной ситуации в управление не представила, основания для предоставления ей материальной помощи за счет средств краевого бюджета отсутствовали. Скурыдина О.П. не представила доказательств наличия неудовлетворенных неотложных нужд (трудной ситуации), при этом ранее она уже получала <данные изъяты> тысяч руб. в связи с паводком.
В апелляционной жалобе ответчик Управления социальной защиты населения по <адрес> просит решение суда отменить, указывая на те же доводы жалобы, что и ответчик Главалтайсоцзащита.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Главалтайсоцзащиты – ФИО1, поддержала доводы жалоб, истец Скурыдина О.П., возражала против удовлетворения жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.121994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно подпункта «л» п. 1 ст. 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
На основании распоряжения Правительства РФ от 9 июня 2014 года № 994-р администрации Алтайского края выделены денежные средства для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Постановлением администрации Алтайского края от 10 июня 2014 года N 270 "Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года", утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года (далее – Порядок, утвержденный постановлением №270), в силу которого получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества (далее также - "денежные выплаты") являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации.
В силу п.п. 2.4, 2.7 Порядка основаниями для предоставления единовременной материальной помощи являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации. Списки граждан, указанные в пунктах 2.4 и 2.6 настоящего Порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и оформляются в виде таблиц.
Распоряжением губернатора Алтайского края от 05.06.2014 г. № 201-р выражено согласие с предложением Главалтайсоцзащиты о выделении из резервного фонда администрации Алтайского края указанному органу 20 000 тыс. руб. на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае – июне 2014 г. (по 10 тыс. рублей на домовладение, жилое помещение). Согласно приказу Главалтайсоцзащиты от 10.06.2014 г. № 211 (с учетом внесенных изменений от ДД.ММ.ГГ г.), полномочиями по принятию решения о предоставлении вышеуказанной единовременной материальной помощи гражданам наделено Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу, которому приказано осуществлять предоставление единовременной материальной помощи гражданам на неотложные нужды в пределах 10 000 руб. на каждое домовладение (жилое помещение), руководствуясь списками пострадавших граждан и информацией о затопленных домовладениях, предоставленными администрацией <адрес> и органами МЧС России.
Приказом Главалтайсоцзащиты № 209 от 05.06.2014 г. Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи при данном управлении наделены полномочиями на принятие решения о предоставлении единовременной материальной помощи пострадавшим от паводка в Усть-Пристанском районе.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Скурыдиной О.П. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, она зарегистрирована и по месту жительства и фактически проживает по данному адресу.
В июне 2014 г. <адрес> Алтайского края, в том числе и жилой <адрес>, попал в зону затопления в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Скурыдина О. П. была включена в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета, на основании Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 г., утвержденного постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, и получила указанные денежные средства.
В то же время согласно имеющейся в деле информации МЧС дом истца не был затоплен.
Согласно протоколу заседания комиссии по социальным вопросам Управления социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** рассмотрено коллективное обращение жителей <адрес> об оказании материальной помощи в связи с паводком на неотложные нужды из средств краевого бюджета, в том числе Скурыдиной О. П., принято решение об отказе, поскольку информацией о затоплении указанных домовладений Управление не располагает.
Вместе с тем, представленным актом обследования поврежденного объекта от ДД.ММ.ГГ, утвержденного главой администрации <адрес> и начальником отдела ГО и ЧС администрации <адрес>, установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, имеет слабой степени разрушения: замачивание фундамента и образование двух трещин, вымывание земли из завалинки, образование трещины между стенами, вымывание земли и оседание столбов под лагами пола.
Удовлетворяя исковые требования Скурыдиной О.П., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец относится к категории граждан, пострадавших от паводка и имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей на домовладение. То обстоятельство, что вода в доме не поднималась выше уровня пола не означает, что домовладение не пострадало от паводка, поэтому данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в выплате единовременной денежной компенсации, предназначенной для граждан, пострадавших от наводнения. Определяющее значение для выплаты компенсации имел факт наличия или отсутствия затопления дома и включения в связи с этим в списки пострадавших.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на законе и подтверждены материалами дела.
Довод жалоб, со ссылками на Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ № 466, а также Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденных приказом Главалтайсоцзащиты от ДД.ММ.ГГ № 187, об отсутствии оснований для включения Скурыдиной О.П в списки пострадавших граждан для получения единовременной материальной помощи на домовладение за счет средств краевого бюджета, признается несостоятельным по следующим основаниям.
Так, распоряжение администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ №201-р и от ДД.ММ.ГГ №204-р, являющиеся основаниями направления средств резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной помощи в связи с паводком в мае-июне 2014 года, не содержат указания на порядок предоставления такой материальной помощи, а круг лиц в целях предоставления единовременной материальной помощи в распоряжении определен как граждане, пострадавшие от паводка в мае-июне 2014 года.
Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ № 466, а также Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденный приказом Главалтайсоцзащиты от ДД.ММ.ГГ № 187, регулируют иные отношения.
В таком случае, как указывалось ранее, нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014 года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от ДД.ММ.ГГ № 270.
Единственным различием в формировании списков (структуре, наименовании) для выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Алтайского края является указание в последнем случае на краевой бюджет как источник финансирования.
Списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) ни органы государственной власти Алтайского края, ни органы местного самоуправления не предусмотрели.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционные жалобы не содержат.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционные жалобы ответчиков Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) и Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району на решение Усть-пристанского районного суда Алтайского края от 25 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: