Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2015 года Черемховский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Роговой И. В.
при секретаре Козловой Н. Н.
с участием прокурора Артемьевой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело <данные изъяты> по исковому заявлению прокурора г.Черемхово в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Узкий Луг о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха,-
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Черемхово обратился в суд с заявлением к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Узкий Луг о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, в заявлении указал, что прокуратурой города проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В ходе проверки установлено, что Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Узкий Луг (далее – школа с. Узкий Луг) осуществляет эксплуатацию угольной котельной, угольная котельная, эксплуатируемая школой с. Узкий Луг, является стационарным источником выбросов в атмосферу с организованным выбросом, школа с. Узкий Луг осуществляет эксплуатацию котельной без специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, проект ПДВ загрязняющих веществ не разработан. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным, школой с. Узкий Луг не производится оплата за негативное воздействие на окружающую среду в установленный срок, а также не производится расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Прокурор полагает, что не исполняя вышеизложенные требования законодательства, ответчик препятствует реализации принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и, тем самым, нарушает права неопределенного круга лиц (учащихся школы, работников учреждения, жителей расположенных вблизи домов и пр.), предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме того прокурор считает, что действиями ответчика нарушены интересы Российской Федерации, которые заключаются в том, что при осуществлении эксплуатации стационарного источника выбросов в атмосферу (котельной) в отсутствие разрешения на выбросы, в отсутствие проведенной инвентаризации источников выбросов, а также проекта ПДВ, нарушаются требования федерального законодательства, в то время как в соответствии с ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с уставом, школа с. Узкий Луг является юридическим лицом, имеет статус казенного учреждения. Согласно уставу школы, функции учредителя от имени Черемховского районного муниципального образования осуществляет отдел образования администрации Черемховского районного муниципального образования, в связи с чем отдел образования привлечен к участию в рассмотрении настоящего искового заявления в качестве третьего лица. Прокурор требует обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Узкий Луг в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно: провести инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха и разработать проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и обеспечить ежеквартальное внесение такой платы.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, А.Т.И. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика – Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Узкий Луг Б.С.А.., действующая на сновании доверенности в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, суду показала, что Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Узкий Луг. действительно, осуществляет эксплуатацию угольной котельной, однако, негативное воздействие на окружающую среду не установлено, а потому просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, обеспечив ежеквартальное внесение такой платы, против удовлетворения требований о возложении обязанности провести инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха и разработать проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу не возражала.
Представитель третьего лица - отдела образования администрации Черемховского районного муниципального образования в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, хотя о времени и месте слушания дела был извещен своевременно надлежащим образом.
Выслушав истца, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита гражданских прав.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Статьей 45 ГПК РФ прокурору, представлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, порчи и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В силу ст. 42 Конституции РФ, п.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с уставом, школа с. Узкий Луг является юридическим лицом, имеет статус казенного учреждения. Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования отвечает орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Согласно уставу школы, функции учредителя от имени Черемховского районного муниципального образования осуществляет отдел образования администрации Черемховского районного муниципального образования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Узкий Луг (далее – школа с. Узкий Луг) осуществляет эксплуатацию угольной котельной.
В соответствии с "Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333) стационарным источником выброса является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными. Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:
- источники с организованным выбросом;
- источники с неорганизованным выбросом.
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы.
Таким образом, угольная котельная, эксплуатируемая школой с. Узкий Луг, является стационарным источником выбросов в атмосферу с организованным выбросом.В соответствии со ст.ст. 22, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» на юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, возлагаются определенные обязанности. В частности, юридические лица обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с "Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов. Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности.
Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы, определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ.
Статьей 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для юридических и физических лиц – природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Пунктом 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
Сообщением администрации Черемховского районного муниципального образования от 24.02.2015 года подтверждается, что ввиду крайне тяжелого финансового положения провести инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха и разработать проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу котельной школы с.Узкий Луг не представляется возможным.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела судом требования закона о проведении инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха и разработке проекта предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу школой с. Узкий Луг не соблюдаются – инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, проект ПДВ загрязняющих веществ не разработан.
При таких обстоятельствах суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора г.Черемхово к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Узкий Луг провести инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха и разработать проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, поскольку действиями ответчика нарушены интересы Российской Федерации, которые заключаются в том, что при осуществлении эксплуатации угольной котельной в отсутствие проведенной инвентаризации источников выбросов, а также проекта ПДВ, нарушаются требования федерального законодательства, в то время как в соответствии с ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Не исполняя вышеизложенные требования законодательства, ответчик препятствует реализации принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и, тем самым, нарушает права неопределенного круга лиц (учащихся школы, работников учреждения, жителей расположенных вблизи домов и пр.), предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Кроме того, прокурором г.Черемхово заявлено требование о возложении обязанности получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, обеспечив ежеквартальное внесение такой платы, в удовлетворении следует отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно п. 7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 392/171-пп, Министерство осуществляет выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Согласно ст. 28 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы, определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ, а допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются для конкретного стационарного источника выбросов
Таким образом, проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух определяют наличие выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и необходимость получить ответчиком разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, обеспечив ежеквартальное внесение такой платы.
При таких обстоятельствах, суд не находит подлежащими удовлетворению заявленные прокурором г.Черемхово исковые требования о возложении обязанности получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, обеспечив ежеквартальное внесение такой платы
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,-
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: