. Дело № 2-1128/2023
44RS0002-01-2022-005787-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2023 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,
с участием представителя истца Тихомирова А.Н., ответчиков Рагулина И.В., Смирновой О.В., представителей ответчиков Рыжова В.А., Ботовой М.В., Терпигорьевой В.В., прокурора Михиной Д.А.,
при секретаре Павловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к Долгих Т. Б., Долгих С. В., Рагулину И. В., Рагулиной А. И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>, Николенко Д. В., Смирновой О. В. об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилые помещения с выплатой денежной компенсации, выселении и снятии с регистрационного учета и по встречному иску Долгих Т. Б. к муниципальному образованию городской округ ... в лице администрации ... об обязании предоставить другое жилое помещение взамен изымаемого,
установил:
Муниципальное образование городской округ ... в лице администрации ... обратилось в суд к Долгих Т.Б., Долгих С.В., Рагулину И.В., Рагулиной А.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> Николенко Д.В., Смирновой О.В. с вышеуказанным иском, который мотивирован тем, что согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания от dd/mm/yy № многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации ... от dd/mm/yy № «О дальнейшем использовании многоквартирного ...» (с изменениями, внесенными постановлениями администрации ... от dd/mm/yy №, от dd/mm/yy №, от dd/mm/yy №) признан необходимым снос многоквартирного ..., установлен срок отселения жителей из указанного дома до dd/mm/yy.
Правообладателями жилых помещений - квартир 1, 6, 10, расположенных по адресу: ..., являются следующие граждане: Долгих Т.Б. (...), Рагулин И.В. (...), Смирнова О.В. (..., 2/3 доли в праве общей долевой собственности), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 01.04.2019 № 115-а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», постановлением администрации города Костромы от 04.07.2019 № 1131 утверждена муниципальная программа ... «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа ...» (далее - Программа), в соответствии с которой многоквартирный дом по адресу: ..., включен в перечень многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации Программы: 2020 - 2024 годы.
Администрацией ... принято постановление от dd/mm/yy № «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений, расположенных по адресу: ...». Администрацией ... в адрес Долгих Т.Б., Рагулина И.В., Смирновой О.В. сопроводительными письмам направлены копии постановлений администрации ..., требования о сносе или реконструкции вышеуказанного многоквартирного дома, проект соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, что подтверждается приложенными к исковому заявлению документами. Подписанные соглашения в адрес администрации ... ответчиками не представлены.
С учетом изложенного и уточнений исковых требований, сделанных в ходе рассмотрения дела, администрация ... просит суд:
- принудительно изъять для муниципальных нужд у Долгих Т.Б. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1046 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 53,5 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 386 055 руб.; прекратить право собственности Долгих Т.Б. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения; выселить Долгих Т.Б., Долгих С.В. из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу;
- принудительно изъять для муниципальных нужд у Рагулина И.В. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1046 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 53,3 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 634 756 руб.; прекратить право собственности Рагулина И.В. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения; выселить Рагулина И.В., Рагулину Л.И., <данные изъяты>., Николенко Д.В. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу;
- принудительно изъять для муниципальных нужд у Смирновой О.В. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1046 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 55,3 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 540 881 руб.; прекратить право собственности Смирновой О.В. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения; выселить Смирнову О.В. из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу;
- признать право собственности муниципального образования городской округ ... на земельный участок пропорционально размеру площади жилых помещений и на вышеуказанные жилые помещения.
Долгих Т.Б., действуя через представителя по доверенности Терпигорьеву В.В., обратилась в суд со встречным иском к администрации ..., в котором просила суд установить иную стоимость возмещения за изымаемое жилое помещение с учетом рыночной стоимости объектов недвижимости и суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. В дальнейшем Долгих Т.Б. изменила встречные исковые требования, в соответствии с которыми просит обязать муниципальное образование городской округ ... в лице администрации ... предоставить ей в собственность благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В деле в качестве третьих лиц участвовали Управление Росреестра по ..., УМВД России по ....
В судебном заседании представитель администрации ... по доверенности Тихомиров А.Н. полностью поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения, не признав встречный иск Долгих Т.Б.
Ответчик Рагулин И.В. и его представитель адвокат Рыжов В.А. в судебном заседании исковые требования администрации ... признали частично, просили установить возмещение за изымаемое жилое помещение согласно заключению судебного эксперта в размере 3 180 733 руб.
Ответчик Смирнова О.В. и ее представитель Ботова М.В. в судебном заседании также исковые требования администрации ... признали частично, просили установить возмещение за изымаемое жилое помещение согласно заключению судебного эксперта в размере 3 015 354 руб.
Представитель Долгих Т.Б. по доверенности Терпигорьева В.В. в судебном заседании полностью поддержала встречные исковые требования с учетом их уточнения, не признав первоначальный иск администрации ....
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приняв во внимание заключение прокурора, согласно которому требования администрации ... к Долгих Т.Б. не подлежат удовлетворению, встречный иск Долгих Т.Б. необходимо удовлетворить, в отношении остальных ответчиков требования администрации ... подлежат частичному удовлетворению исходя из определения стоимости возмещения за изымаемые жилые помещения согласно заключению судебного эксперта, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, многоквартирный дом по адресу: ..., 1927 года постройки, является двухэтажным. Дом состоит из двух рядом стоящих срубов, объединенных общей крышей и коридором с лестничными маршами. Лестничные клетки, ведущие на второй этаж, металлические, выполнены со вторым светом. Здание с двумя входами, коридорного типа. Со стороны дворового фасада выполнена одноэтажная пристройка. Фундаменты ленточные, выполнены из глиняного кирпича. Отмостка отсутствует. Стены здания рубленые из бревен. С наружной стороны стены обшиты строганной доской, окрашены. Крыша ...-х скатная (вальмовая), кровля выполнена из черного кровельного железа. Отвод воды с кровли неорганизованный. Здание подключено к центральным сетям водопровода и канализации. Горячая вода отсутствует.
Указанная информация о доме содержится в отчете ООО «<данные изъяты>» от dd/mm/yy №.
Долгих Т.Б. с dd/mm/yy на праве собственности принадлежит ..., общей площадью 53,5 кв.м, в указанном доме. В данном жилом помещении зарегистрированы <данные изъяты>
Квартира № в доме по адресу: ..., с dd/mm/yy находится в собственности у Рагулина И.В. В квартире зарегистрированы: Рагулин И.В., Рагулина А.И., <данные изъяты>., Николенко Д.В.
Смирнова О.В. является собственником ... указанном доме, 1/3 доли в праве принадлежит ей с dd/mm/yy, 1/3 доли в праве – с dd/mm/yy, 1/3 доли в праве перешла к Смирновой О.В. по наследству после смерти <данные изъяты>. В данном жилом помещении зарегистрирована Смирнова О.В.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН, справками МКУ ... «Центр регистрации граждан», сообщением нотариуса по наследственному делу к имуществу <данные изъяты>.
Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания от dd/mm/yy № многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации ... от dd/mm/yy № «О дальнейшем использовании многоквартирного ...» (с изменениями, внесенными постановлениями администрации ... от dd/mm/yy №, от dd/mm/yy №, от dd/mm/yy №) признан необходимым снос многоквартирного ..., установлен срок отселения жителей из указанного дома до dd/mm/yy.
В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 01.04.2019 № 115-а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», постановлением администрации города Костромы от 04.07.2019 № 1131 утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа ...», в соответствии с которой многоквартирный дом по адресу: ..., включен в перечень многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации Программы: 2020 - 2024 годы.
Администрацией ... принято постановление от dd/mm/yy № «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений, расположенных по адресу: ...».
Администрацией ... в адрес Долгих Т.Б., Рагулина И.В., Смирновой О.В. сопроводительными письмам направлены копии постановлений администрации ..., требования о сносе или реконструкции вышеуказанного многоквартирного дома, проект соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, что подтверждается приложенными к исковому заявлению документами. Подписанные соглашения в адрес администрации ... ответчиками не представлены.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 названного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1).
Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений; 4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки; 5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части; 6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан (ч. 6).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от dd/mm/yy № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Указанная правовая позиция изложена в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации dd/mm/yy
При этом согласно тому же Обзору судебной практики требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных обстоятельств применительно к приведенным выше правовым нормам и разъяснениям по их применению, суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой дом, в котором находятся принадлежащие ответчикам жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчиком Долгих Т.Б. избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, то заявленные требования администрации ... к Долгих Т.Б. являются незаконными, а встречные исковые требования Долгих Т.Б. подлежат удовлетворению.
При этом ссылки представителя администрации ... на то, что региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... на 2019 - 2025 годы» и утвержденной в ее развитие муниципальной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа ...» не предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений иных жилых помещений в собственность взамен аварийных, судом отклоняются как несостоятельные, с учетом того, что предусмотренное федеральным законодателем нормой, имеющей большую юридическую силу, право собственника жилого помещения, признанного аварийным, на предоставление иного жилого помещение не ставится в зависимость от того, установлена ли данная возможность соответствующей адресной программой субъекта по переселению.
Кроме того, из ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует, что на федеральном уровне выделяются денежные средства на приобретение иных жилых помещений, в том числе и для собственников признанных в установленном законом порядке аварийными жилых помещений, что подтверждается и положениями региональной адресной программы и муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области.
При таких обстоятельствах, на муниципальное образование городской округ ... в лице администрации ... подлежит возложению обязанность предоставить Долгих Т.Б. в собственность благоустроенное жилое помещение в черте ..., равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Остальные ответчики против изъятия жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, прекращения права собственности на жилое помещение с выплатой денежной компенсации, выселения не возражали. Фактически между данными сторонами имеется спор относительно выкупной стоимости жилого помещения.
В соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Статья 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
В связи с этим невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как было указано ранее, дом по адресу: ..., был построен в 1927 г.
По сообщению администрации ... и ОГБУ «<данные изъяты>» первый договор приватизации жилого помещения в указанном доме был заключен dd/mm/yy.
Документация по проведению капитального ремонта указанного многоквартирного дома за период до 2014 г. администрацией ... не представлена.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, отсутствие доказательств проведения капитального ремонта дома на момент первой приватизации квартиры в нем, суд приходит к выводу о том, что в выкупную стоимость изымаемого спорного жилого помещения подлежит включению сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что ограничения, установленные ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по размеру выкупной цены изымаемого жилого помещения на ответчиков не распространяются.
С целью определения стоимости спорного имущества по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты>
Согласно заключению эксперта №:
- размер возмещения за квартиру по адресу: ..., площадью 53,3 кв.м, при ее изъятии составляет 3 180 733 руб., из которых: 2 639 059 руб. – рыночная стоимость жилого помещения с учетом стоимости доли в праве собственности на общее имущество в доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, 463 274 руб. – компенсация за непроизведенный капитальный ремонт квартиры, 78 400 руб. – убытки в связи с переездом, поиском другого жилого помещения, оформлением права собственности на него;
- размер возмещения за квартиру по адресу: ..., площадью 55,3 кв.м, при ее изъятии составляет 3 015 354 руб., из которых: 2 456 297 руб. – рыночная стоимость жилого помещения с учетом стоимости доли в праве собственности на общее имущество в доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, 480 657 руб. – компенсация за непроизведенный капитальный ремонт квартиры, 78 400 руб. – убытки в связи с переездом, поиском другого жилого помещения, оформлением права собственности на него.
При расчёте компенсации за непроизведенный капитальный ремонт экспертом учитывалось следующее.
Капитальный ремонт в жилых домах заключается в замене и восстановлении отдельных частей или целых конструкций и оборудования зданий в связи с их износом и разрушением. Износ отдельных конструктивных элементов и инженерного оборудования в процессе эксплуатации жилых домов неодинаков и зависит от природы материала, а поэтому сроки службы их по времени различны. Наиболее длительные сроки службы в каменных домах имеют фундаменты и стены. В силу этих причин в капитальном ремонтируемом каменном здании при замене конструктивных элементов последние должны предусматриваться из материалов более долговечных, приближающихся к срокам службы фундаментов и стен здания.
Все работы по капитальному ремонту жилых домов делятся на следующие группы: комплексный капитальный ремонт, охватывающий ремонтом отдельные конструктивные элементы, части здания или инженерное оборудование в доме; выборочный капитальный ремонт, заключается в ремонте отдельных конструктивных элементов, неисправность которых может ухудшить состояние смежных конструкций жилого дома и повлечь за собой их повреждение или полное разрушение. В данном случае, этот вид ремонта при расселении ветхого и аварийного жилья не рассматривается, поскольку происходит полная утрата недвижимого имущества.
Комплексный ремонт является основным видом капитального ремонта жилого здания и предусматривает одновременное восстановление изношенных конструктивных элементов, отделки, инженерного оборудования и повышение степени благоустройства в них. Жилые дома дореволюционных и предвоенных лет постройки во многих случаях имеют неравнопрочные конструкции по срокам их службы.
Ремонт фундамента не подразумевает его полную замену, как других конструктивных элементов многоквартирного дома, поскольку заменить его (фундамент) физически не представляется возможным. В абсолютном большинстве случаев работы связанные с фундаментом относятся к чрезвычайным ситуациям возникшими при воздействии внешних факторов, таких как, например, несоблюдение минимальных расстояний или технологий строительства при рытье котлованов вблизи многоквартирного дома повлекшее за собой оползневые явления грунта в котловане и последующую деформацию из-за этого фундамента многоквартирного дома и т.п., что возникает крайне редко и не связано с плановым капитальным ремонтом жилого многоквартирного дома.
Поэтому при расчете компенсации за не произведенный капитальный ремонт затраты на воспроизводство фундамента не учитываются. Также не учитываются отделочные работы внутренних жилых помещений, включающие оконные и межкомнатные дверные проемы относящиеся к жилому помещению, поскольку это обязанность собственника помещений.
Сроки проведения капитального ремонта существенным образом зависят от долговечности материалов основных конструктивных элементов жилых и общественных зданий, т.е. от сроков службы, как отдельных конструктивных элементов, так и от срока службы здания в целом.
Учитывая межремонтные сроки проведения капитального ремонта в жилом доме и нормативные сроки жизни короткоживущих конструктивных элементов дома эксперт может рассчитать сколько раз за установленный промежуток времени - 24 года, по каждому элементу дома должен быть проведен капитальный ремонт. Затем, исходя из удельного вклада в процентном выражении каждого короткоживущего элемента дома в общую стоимость воспроизводства (замещения) многоквартирного жилого дома в текущих ценах проводится расчет рыночной величины компенсации за непроизведенный капитальный ремонт по каждому элементу и "всего жилого дома в таблице. В случае, если необходимый капитальный ремонт по срокам должен был сделан более 1 раза, то оставляем 1. Принятое значение основывается на логическом выводе, что если бы капитальный ремонт многоквартирного жилого дома и был бы проведен, то проведен только один раз, поскольку подобные объекты ставятся на капитальный ремонт с одномоментной заменой всех подлежащих ремонту конструктивных элементов, а в межремонтные сроки обслуживание многоквартирного дома проходит за счет текущего ремонта. А сроки следующего капитального ремонта еще не подошли.
Поскольку с начала эксплуатации жилого дома не производился капитальный ремонт, то учитывается коэффициент 1. Эксперт не принимал к расчету стоимость фундамента, несущих стен, перегородки, межкомнатных дверей, оконных проемов и отделку жилых помещений.
Оснований не доверять приведенному заключению эксперта у суда не имеется, заключение эксперта соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, является полным и обоснованным, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт <данные изъяты> проводившая экспертизу, имеет высшее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2003 г., неоднократно проходила повышение квалификации.
Выводы эксперта сделаны на основе исследования материалов дела, непосредственного обследования объектов недвижимости и места его расположения на земельном участке, не вызывают сомнений в их правильности и обоснованности.
Каких-либо обоснованных возражений относительно проведенного судебного исследования представителем администрации ... не заявлено. Доказательств, которые бы опровергали выводы эксперта, в дело не представлено.
Таким образом, заключение судебного эксперта может быть положено в основу судебного решения.
Приобщенные администрацией ... к иску отчеты <данные изъяты>» об оценке объектов суд не принимает в качестве достоверных доказательств выкупной стоимости квартир ответчиков, поскольку данные отчеты выполнены без соблюдения требований ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, стоимость квартир в нем рассчитана на дату dd/mm/yy, с которой прошло достаточно большое время, исходя из внутренних и внешнеэкономических процессов в стране данный отчет не отражает реальную стоимость выкупаемых жилых помещений.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об установлении выкупной стоимости спорных жилых помещений согласно заключению судебного эксперта.
В силу ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При таких обстоятельствах, исковые требования муниципального образования городской округ ... в лице администрации ... к остальным ответчикам подлежат частичному удовлетворению.
Принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, то лица, проживающие и зарегистрированные в спорных жилых помещениях, после выплаты соответствующего возмещения подлежат выселению и снятию с регистрационного учета.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований муниципального образования городской округ ... в лице администрации ... к Долгих Т. Б., Долгих С. В. об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилое помещение с выплатой денежной компенсации, выселении и снятии с регистрационного учета отказать.
Встречные исковые требования Долгих Т. Б. к муниципальному образованию городской округ ... в лице администрации ... удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ ... в лице администрации ... предоставить Долгих Т. Б. в собственность благоустроенное жилое помещение в черте ..., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
После предоставления Долгих Т. Б. жилого помещения взамен изымаемого:
- прекратить право собственности Долгих Т. Б. на квартиру, общей площадью 53,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый №, и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 046 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;
- признать право собственности муниципального образования городской округ ... на жилое помещение – квартиру, общей площадью 53,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый №, и земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1 046 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;
- снять с регистрационного учета по указанному адресу Долгих Т. Б., Долгих С. В..
Исковые требования муниципального образования городской округ ... в лице администрации ... к Рагулину И. В., Рагулиной А. И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>, Смирновой О. В. удовлетворить частично.
Принудительно изъять для муниципальных нужд у Рагулина И. В. в пользу муниципального образования городской округ ... жилое помещение, общей площадью 53,3 кв.м, расположенное по адресу: ..., кадастровый №, и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 046 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, путем выплаты возмещения в размере 3 180 733 руб.
После выплаты указанного возмещения:
- прекратить право собственности Рагулина И. В. на квартиру, общей площадью 53,3 кв.м, расположенное по адресу: ..., кадастровый №, и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 046 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;
- признать право собственности муниципального образования городской округ ... на жилое помещение – квартиру, общей площадью 53,3 кв.м, расположенное по адресу: ..., кадастровый №, и земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1 046 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;
- выселить Рагулина И. В., Рагулину А. И., <данные изъяты> из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу.
Принудительно изъять для муниципальных нужд у Смирновой О. В. в пользу муниципального образования городской округ ... жилое помещение, общей площадью 55,3 кв.м, расположенное по адресу: ..., кадастровый №, и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 046 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, путем выплаты возмещения в размере 3 015 354 руб.
После выплаты указанного возмещения:
- прекратить право собственности Смирновой О. В. на квартиру, общей площадью 55,3 кв.м, расположенное по адресу: ..., кадастровый №, и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 046 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;
- признать право собственности муниципального образования городской округ ... на жилое помещение – квартиру, общей площадью 55,3 кв.м, расположенное по адресу: ..., кадастровый №, и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 046 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения,
- выселить Смирнову О. В. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу.
В удовлетворении исковых требований муниципального образования городской округ ... в лице администрации ... к Рагулину И. В., Смирновой О. В. об установлении иной выкупной стоимости жилого помещения отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.П. Королева
Мотивированное решение суда изготовлено 5 октября 2023 года
.
.