Дело2а-4440/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2018 года
Индустриальный районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Судаковой Н.Г.
при секретаре Пономаревой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 29 ноября 2018 года
административное дело по административному иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Ларисе Михайловне, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №
установил:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП Росси по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству № по делу Родионова М.А.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства Пермского края поступило постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с должника Правительство Пермского края, в размере 50 000 руб. по делу Родионова Максима Алексеевича.
Предметом исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ является возложение обязанности на Правительство Пермского края предоставить Родионову М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, согласно норме предоставления (но не менее 33 кв.м.) в границах <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП и ИИ УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное № на основании исполнительного листа № № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу Родионова М.А., выданного <данные изъяты>
Данное постановление получено Правительством ДД.ММ.ГГГГ
В пятидневный срок в адрес судебного пристава - исполнителя была направлена информация, где были указаны причины невозможности исполнить решение суда.
Родионов М.А. выразил согласие на предоставление ему жилого помещения по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ с заключен договор с Родионовым М.А. № дс на предоставление ему жилого помещения по вышеуказанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом - исполнителем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, где предметом исполнения является исполнительский сбор.
ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт на приобретение 10 жилых помещений на территории <адрес> на основании протокола подведения итогов аукциона в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия контракта - до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ данные жилые помещения на основании приказа Министерства строительства и архитектуры Пермского края СЭД-3 5-04-61-13 были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
Таким образом, Правительство не бездействовало, а предпринимало все необходимые меры для исполнения решения <данные изъяты>
В настоящее время решение суда исполнено, жилье взыскателю предоставлено.
На основании изложенного Правительство полагает, что вина в не предоставлении жилого помещения в установленные сроки, отсутствует, поскольку договор на приобретение жилых помещений в <адрес> был заключен, условия договора со стороны Правительства не нарушены. Взыскатель был информирован о сложившейся ситуации.
Правительство представило доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, а так же представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М., представитель УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены о дате судебного заседания надлежащим образом, возражений по доводам искового заявления не представили.
Суд, исследовав материалы дела, исполнительное производство № приходит к следующему.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.
Согласно части 1 статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. на основании решения <данные изъяты>, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, предмет исполнения – возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Родионову Максиму Алексеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, согласно норме предоставления (не менее 33 кв.м.) в границах <данные изъяты>
Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней (л.д. 8). Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 11.08.2017г.
ДД.ММ.ГГГГ. Правительством Пермского края в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация о причинах неисполнения в установленный срок решения <данные изъяты> - отсутствие на момент исполнения решения суда свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № в связи с тем, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 9-10).
В материалы дела в подтверждение доводов административного искового заявления представлены следующие документы: государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Министерством строительства и архитектуры Пермского края и ИП Богатыревой Л.И., на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированный жилых помещений на территории <адрес> края, в том числе жилых помещений в доме по адресу: <адрес>. (л.д. 10-16), дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 17), план формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2018г. (л.д.18).
Согласно п. 2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2.1).
Порядком предоставления детям-сиротам помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п, определено, что предоставление жилого помещения осуществляется по месту жительства лица, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальному образовании.
Согласно плана формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах и включение в специализированный Пермского края по государственным контрактам ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> запланирована на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края № № от ДД.ММ.ГГГГ. жилое помещение по адресу: <адрес> включено в специализированный жилищный фонд Пермского края с отнесением к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.22).
Взыскатель выразил согласие на предоставление ему жилого помещения по адресу: <адрес>
Приказом ГКУ ПК «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» № от ДД.ММ.ГГГГ Родионову М.А. предоставлена квартира, общей площадью 33,2 кв.м., в том числе жилой площадью 14,3 кв.м., этаж 4 по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» и Родионовым М.А. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № (л.д. 20-21).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство № окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.25).
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что заявленные Правительством Пермского края требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению, поскольку предметом судебной проверки по заявленным истцом требованиям является установление наличия либо отсутствия вины должника в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.
Истцом с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства предпринимались необходимые меры для исполнения решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения.
Вместе с тем, государственный контракт на приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края, в том числе в <адрес> заключен ДД.ММ.ГГГГ
Регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений и включение в специализированный Пермского края по государственным контрактам ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> планировалась на ДД.ММ.ГГГГ
При разрешении спора по существу суд принимает во внимание, что административный истец, не имея жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным решением суда, не имел фактической возможности передать квартиру взыскателю в более ранние сроки (в течение пяти рабочих дней после получения постановления о возбуждении исполнительного производства). В разумные сроки после передачи квартиры административному истцу, он организовал передачу квартиры в оперативное управление подведомственному учреждению, включил в специализированный жилищный фонд.
При таких обстоятельствах, учитывая период исполнения должником требований исполнительного документа, суд считает возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что должник по исполнительному производству проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для скорейшего надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие отсутствия жилых помещений на территории г. Пермь, о чем Правительством Пермского края было сообщено приставу-исполнителю до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, административный истец предпринял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства перед взыскателем на стадии исполнительного производства, в настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением судебного акта, в связи с чем, суд считает возможным требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Ларисы Михайловны от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (04.12.2018г.).
Председательствующий Н. Г. Судакова