Левашинский районный суд РД Дело № 2а-61/2021
судья Магомедов Т.М. УИД 05RS0032-01-2020-002336-64
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33а-2346/2021 г.
г. Махачкала 22 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Джарулаева А.-Н.К.,
судей Гончарова И.А. и Магомедовой З.А.
при секретаре Шахбанове М. М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора города Махачкала РД ФИО4 к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Левашинского районного суда РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия
установила:
И. о. прокурора города Махачкала РД обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к ФИО1 о прекращении права на управление транспортными средствами и признании недействительным водительского удостоверения №, выданного 30.11.2015г отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по РД, обязав ФИО1 сдать в отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по РД водительское удостоверение.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 имеет право на управление транспортными средствами категорий «В, В1(АS), С, С1, М», что подтверждается выданным ему <дата> отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по РД (дислокация в г. Махачкала) водительским удостоверением №.
Согласно справке ГБУ РД «Левашинская центральная районная больница» и сведениям ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» с 2002 года ФИО1, <дата> года рождения, состоит на учете у врача-психиатра с диагнозом «умственная отсталость легкой степени» (код заболевания по утвержденной приказом Минздрава РФ от <дата> № Международной классификации болезней F-70).
Согласно статьям 5 и 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик (пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Из статьи 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ следует, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» вводятся ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» наличие у гражданина психического заболевания, в том числе на стадии ремиссии, является несовместимым с управлением авто и мототранспортными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 утвержден перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, к числу которых относятся психические расстройства и расстройства поведения гражданина. Согласно перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством в список психических расстройств включен диагноз «умственная отсталость легкой степени» (код заболевания по утвержденной приказом Минздрава РФ от 27.05.1997 № 170 Международной классификации болезней F-70).
Таким образом, управление ФИО1, страдающим психическим расстройством, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, в результате чего может быть причинен вред жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Опасность причинения вреда ФИО1 при управлении транс-портным средством при наличии заболевания, относящегося к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Решением Левашинского районного суда РД от <дата> постановлено: «Административное исковое заявление и. о. прокурора г. Махачкала РД удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами ФИО1, <дата> года рождения.
Признать недействительным водительское удостоверение №, выданного <дата> Отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по РД (дислокация в г. Махачкала).
Обязать ФИО1 сдать в Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по РД (дислокация в г. Махачкала) водительское удостоверение №, выданное ему <дата>.».
С этим решением не согласился административный ответчик ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит судебную коллегию отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в иске.
Административные истец и ответчик, заинтересованные лица МРЭО ГИБДД при МВД по РД с дислокацией в г. Махачкала, ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер», извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В связи с этим судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии сторон и заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.10.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пунктов 1, 2 ст.23 названного закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, целью которых является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> <дата>, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством. В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, наряду с остальными мерами медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, устанавливается федеральным законом.
В соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.14 №1604, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для управления автомобилем является умственная отсталость (F70-F79), куда входит, согласно Международной классификации болезней МКБ-10 и «умственная отсталость легкой степени» (F70).
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Из материалов дела следует, что ФИО1, <дата> года рождения, житель <адрес> РД, <дата> получил в Отделе государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по РД (дислокация в г. Махачкала) водительское удостоверение №, категорий «В, В1(АS), С, С1, М».
Из копии справки б/н от <дата> врача-психиатра ФИО5 усматривается, что ФИО1, <дата> года рождения, житель <адрес> РД, состоит на учете у врача-психиатра с диагнозом F-70.
Из ответа ГБУ РД «РПНД» на запрос прокурора г. Махачкала следует, что ФИО1, <дата> г.р. наблюдается в РПНД с 2002 года.
Из копии амбулаторной карты следует, что ФИО1, <дата> г.р., житель <адрес> является больным с диагнозом F70.
Решение врачебной комиссии в установленном порядке о снятии административного ответчика с учета не принято.
Сам факт нахождения ФИО1 на учете у психиатра до настоящего времени и отсутствие данных медицинского учреждения о наличии оснований для снятия его с учета также свидетельствуют об имеющемся у него медицинском психиатрическом противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами и признании недействительным соответствующего водительского удостоверения.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1, что им не было совершено каких-либо противоправных деяний, справка о допуске его к управлению транспортными средствами выдана врачебной комиссией, а потому каких-либо оснований для удовлетворения иска прокурора не было, судебная коллегия считает необоснованными. Эти доводы являлись предметом судебного разбирательства, им дана критическая оценка и поэтому оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Левашинского районного суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в 6-ти месячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Левашинский районный суд РД.
Председательствующий А.-Н. К. Джарулаев
Судьи И. А. Гончаров
З. А. Магомедова
Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 26 апреля 2021 года.