Судья Михайлова О.В. УИД 24RS0027-01-2022-000670-34
дело № 33-6929/2023
стр. 2.211
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 августа 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Кучеровой С.М.,
судей Медведева И.Г., Парфеня Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валехматовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кучеровой С.М. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кежемского района к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кежемская районная больница», администрации города Кодинск Кежемского района Красноярского края о возложении обязанности,
по апелляционному представлению заместителя прокурора Кежемского района Алексаниной И.В., апелляционной жалобе представителя администрации г. Кодинска Кежемского района Красноярского края Бажановой Л.А.
на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 1 марта 2023 года, которым постановлено:
«Прокурору Кежемского района в удовлетворении исковых требований к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кежемская районная больница» (ОГРН 1022400828592) о возложении обязанности организовать подъездной путь к земельному участку с кадастровым номером № расположенному по адресу: <адрес> в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу, организовать парковку на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу - отказать.
Прокурору Кежемского района в удовлетворении исковых требований к администрации города Кодинск (ОГРН 1062420007484) о возложении обязанности сформировать и предоставить краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кежемская районная больница» с городской территории общего пользования земельный участок для организации подъездного пути к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кежемского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском (с учетом уточнения) к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кежемская районная больница» (Далее по тексту - КГБУЗ «Кежемская РБ») о возложении обязанности организовать подъездной путь к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу, организовать парковку на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу<адрес> в соответствии с утвержденным Приказом Минздрава России № 802н от 12.11.2015 года Порядком в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, возложить на администрацию города Кодинска Кежемского района Красноярского края обязанность сформировать и предоставить КГБУЗ «Кежемская РБ» с городской территории общего пользования земельный участок для организации подъездного пути к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокурором проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите маломобильных групп населения, инвалидов со стороны КГБУЗ «Кежемская РБ», имеющего структурное подразделение по адресу: <адрес> (здание детской поликлиники), не оснащенное парковкой для автотранспорта. Прилегающая территория не оборудована местами для парковки автотранспорта инвалидов, родителей, имеющих детей инвалидов-колясочников. Прокурором района 30.05.2022 года главному врачу КГБУЗ «Кежемская РБ» внесено представление для устранения выявленных нарушений. По результатам рассмотрения КГБУЗ «Кежемская РБ» сообщила о невозможности устройства парковки для автотранспорта, примыкающего к земельному участку детской поликлиники, в связи с застройкой и отсутствием свободной территории. Вместе с тем, проверкой установлено, что постановлением администрации Кежемского района № 1568-п от 17.12.2013 года МБУЗ «Кежемская ЦРБ» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> для благоустройства территории площадью 2256 кв.м. В нарушение требований раздела 5.2 СП 59.13330.2020 КГБУЗ «Кежемская РБ» не обеспечили условия для доступности инвалидов и лиц, имеющих детей инвалидов-колясочников к объекту социальной инфраструктуры, иметь возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски. В силу п. 5 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Росссийской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и функционирование парковок, в связи с чем, администрация города Кодинск обязана создать и обеспечить функционирование парковки к зданию детской поликлиники.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Кежемского района Алексанина И.В. просит вышеуказанное решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованность выводов суда о невозможности полностью приспособить к потребностям людей с ограниченными возможностями подъезд со стороны КГБУЗ «Кежемская РБ», поскольку согласно представленным материалам в бессрочном (постоянном) пользовании КГБУЗ «Кежемская РБ» находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, который был предоставлен для благоустройства территории <адрес> однако с 2013 года указанная территория не благоустроена, места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, не выделены. Кроме того, указывает, что свободным также является земельный участок с кадастровым номером 24:20:0812001:5489, принадлежащий муниципальному образованию город Кодинск, по которому возможно организовать подъездный путь.
Представитель администрации г. Кодинска Кежемского района Красноярского края Бажанова Л.А. в своей апелляционной жалобе также просит вышеуказанное решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований к КГБУЗ «Кежемская РБ», принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не было принято во внимание, что предоставленный КГБУЗ «Кежемская РБ» спорный земельный участок не используется по назначению с 2013 года, на нем необоснованно установлены контейнеры для сбора мусора. Кроме того, суд не учел заявление Администрации города о готовности формирования земельного участка под организацию подъездных путей к спорному земельному участку. Иного способа организовать столь необходимую парковку для посетителей районной детской поликлиники нет и, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд фактически лишил права инвалидов и других посетителей поликлиники беспрепятственно подъезжать парковаться у здания поликлиники, нарушив тем самым правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Гераскевич А.С., поддержавшей доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы представителя администрации г. Кодинска Кежемского района Красноярского края, а также выслушав представителя КГБУЗ «Кежемская районная больница» Прейн Г.В. (действующую на основании доверенности, представившей диплом о высшем юридическом образовании), считающую решение суда законным и обоснованным, по доводам апелляционных жалобы и представления не подлежащим отмене, и, полагая возможным в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее по тексту – ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие остальных участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, не возражавших против рассмотрения дела в их отсутствие, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного 26.10.2015 года повторно взамен свидетельства от 17.02.2012 года, в оперативном управлении КГБУЗ «Кежемская РБ» находится объект - здание детской поликлиники, назначение: нежилое здание, площадью 1740,5 кв.м, количество этажей 2, в том числе подземных, адрес местонахождения объекта: Российская <адрес> Кадастровый номер №; в постоянном (бессрочном) пользовании КГБУЗ «Кежемская РБ» - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для благоустройства территории, общая площадь 2256 кв.м, адрес местонахождения объекта: <адрес> Кадастровый номер №.
Из представления и.о. заместителя прокурора Кежемского района Красноярского края от 30.05.2022 года, направленного в адрес главного врача «КГБУЗ Кежемская РБ», следует, что при осмотре здания детской поликлиники КГБУЗ «Кежемская РБ», расположенного по адресу: <адрес> было установлено, что здание детской поликлиники не оснащено парковкой для автотранспорта инвалидов, имеет однополосный подъезд к воротам организации, тротуар для лиц, следующих в здание поликлиники отсутствует.
Главным врачом Радыгиным С.В. КГБУЗ «Кежемская РБ» на представление об устранении нарушений федерального законодательства дан ответ прокурору Кежемского района, со указанием на то, что здание детской поликлиники построено и введено в эксплуатацию в 1989 году в центре г. Кодинска. На момент строительства здания обязательных требований к медицинским учреждениям по оснащению парковочных площадок для автотранспорта не было, в связи с чем требования технических регламентов и законодательства вышедшего позже строительства детской поликлиники не могут распространятся к ранее построенному зданию. В настоящее время прилегающая территория не позволяет выполнить обустройство парковки для автотранспорта, в связи с отсутствием свободного земельного участка, так как с двух сторон расположен земельный участок, предназначенный под городской бульвар, с остальных сторон расположены земельные участки находящиеся в собственности жилых домов <адрес> <адрес>
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями, регулирующими спорные правоотношения, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не нашел предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Кежемского района.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что здание детской поликлиники, расположенное по адресу: <адрес>», находящееся в оперативном управлении КГБУЗ «Кежемская РБ», введенное в эксплуатацию в 1989 году, действительно, не оснащено парковкой для автотранспорта инвалидов, однако земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> переданный в пользование КГБУЗ «Кежемская РБ» для благоустройства, не имеет подъездных путей, в силу чего организация парковки по смыслу п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе, для автотранспорта инвалидов, на данном земельном участке в настоящее время не возможна. Кроме того, истцом суду не было представлено положительных заключений о возможности использования земельного участка с кадастровым номером № для организации парковки, доказательств формирования земельного участка для организации подъездного пути к находящемуся в пользовании больницы земельному участку №. При этом суд указал, что КГБУЗ «Кежемская РБ» приняты меры для обеспечения доступа инвалидов к месту оказания услуг в детской поликлинике, в том числе обеспечено представление услуг по месту жительства инвалидов.
В части разрешения спора в отношении администрации г. Кодинска решение сторонами не обжалуется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в иске КГБУЗ «Кежемская РБ», так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционного представления прокурора Кежемского района Красноярского края, а также апелляционной жалобы представителя администрации города Кодинска Кежемского района Красноярского края о необоснованном отказе в удовлетворении требований иска прокурора к КГБУЗ «Кежемская РБ» об организации стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски. На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной инфраструктуры выделяется не менее 10 процентов мест для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
В соответствии с п. 5 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 12.11.2015 года № 802н, кроме условий доступности услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, органами и организациями, предоставляющими услуги, обеспечиваются оборудование на прилегающих к объекту территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.
Согласно п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Аналогичное определение парковки содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения).
Из приведенных положений нормативных актов следует, что парковка, входит в состав транспортной инфраструктуры, и, как правило, является принадлежностью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий строений или сооружений, создается как элемент их благоустройства и выполняет вспомогательную роль по организованной стоянке транспортных средств.
В соответствии с п. 6 Постановлением Правительства РФ от 09.10.2019 года № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» министерством транспорта Российской Федерации утверждены «Методические рекомендации по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность медицинской инфраструктуры для населения», в соответствии с которыми финансирование мероприятий, запланированных в части объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих транспортную доступность объектов медицинской инфраструктуры, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе средств региональных и муниципальных дорожных фондов органами государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, согласно указанным рекомендациям, с целью обеспечения соответствия объектов транспортной инфраструктуры требованиям нормативных и иных регулирующих документов в части транспортно-эксплуатационных характеристик, технического состояния, содержания автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения (в том числе учитывая особенности передвижения МГН), а также возможности обеспечения своевременного, беспрепятственного, комфортного проезда транспортных средств к объектам медицинской инфраструктуры органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями рекомендовано разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению транспортной доступности объектов медицинской инфраструктуры, включающий в себя, в том числе, мероприятия по формированию перечня автомобильных дорог общего пользования и участков улично-дорожной сети, непосредственно примыкающих к территории объектов медицинской инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, находящийся в пользовании КГБУЗ «Кежемская РБ» земельный участок №, имеющий разрешенной использование - для благоустройства, подъездных путей не имеет. При этом, с требованиями об организации подъездных путей к указанному земельному участку в администрацию города Кодинска Кежемского района Красноярского края КГБУЗ «Кежемская РБ» не обращалось, а потому суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных прокурором Кежемского района требований о возложении на администрацию города Кодинска Кежемского района Красноярского края обязанности по формированию и предоставлению КГБУЗ «Кежемская РБ» земельного участка для этих целей в связи с их преждевременностью, указав на отсутствие правовых оснований для возложения обязанности по организации подъездного пути к месту парковки автотранспортных средств инвалидов на само медицинское учреждение с учетом вышеупомянутых норм права.
Задача по конкретизации заявленных требований, определению их предмета и фактических оснований возлагается на истца и относится к объему его процессуальных действий в суде, рассматривающем спор по существу; к задачам суда относится обеспечение законности при рассмотрении соответствующих требований и исполнимости судебных актов.
Более того, согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Вступившее в законную силу решение суда приобретает определенные качества (свойства) и влечет установленные законом правовые последствия, а именно: обязательность, неопровержимость, исключительность, преюдициальность, исполнимость. Совокупность названных качеств судебного решения обеспечивает стабильность подтвержденных судом фактов и правоотношений, а также защиту нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов субъектов материальных правоотношений.
Таким образом, решение суда должно отвечать требованию исполнимости, в том числе, с учетом его возможного принудительного исполнения.
Между тем, с учетом вышеприведенных норм права, возложение на медицинское учреждение обязанности по организации на находящемся в его пользовании земельном участке 24:20:0812001:2885 парковки автотранспортных средств инвалидов при отсутствии подъездных путей к нему приведет к невозможности исполнения решения суда, что противоречит нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционного представления прокурора о нарушении конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения (Далее по тексту – МГН) в связи с ограничением их доступа к объекту медицинской инфраструктуры и невозможностью получения медицинских услуг судебной коллегией также отклоняются как несостоятельные.
Так, согласно постановлению главы Кежемского района №11-пг от 27.10.2015 года утвержден перечень мероприятий (дорожная карта) по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг. Согласно п. 19 данной карты для КГБУЗ «Кежемская РБ» предусмотрены мероприятия: устройство пандуса, устройство специализированного туалета, установки кнопки вызова сотрудников.
В соответствии с порядком предоставления медицинских услуг инвалидам и МГН в КГБУЗ «Кежемская РБ», утвержденному приказом главного врача № 460 от 25.11.2019 года, в КГБУЗ «Кежемская РБ» обеспечивается создание лицам с ограниченными физическими возможностями, в том числе, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта к месту предоставления услуги, в том числе, с помощью работников КГБУЗ «Кежемская РБ», возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе, с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников КГБУЗ «Кежемская РБ».
В частности согласно п. 4.2.1 данного порядка ответственный за сопровождение работник поликлиники встречает пациента у входа и сопровождает к месту приема, по окончании приема сопровождает инвалида до выхода из здания, а при необходимости по пути движения до стоянки транспортного средства либо вызывает такси по просьбе пациента и оказывает помощь в посадке/высадке.
Согласно приказа № 182 от 1.04.2019 года и.о. главного врача КГБУЗ «Кежемская РБ» о создании условий для обеспечения доступности при оказании первичной медико-санитарной помощи детям инвалидам, передвигающимся на коляске, приказано учитывая технические характеристики здания детской поликлиники, при обращении законного представителя с ребенком-инвалидом, передвигающимся на коляске или немобильного, с просьбой оказания медицинской помощи на дому, организовать осмотр специалистами, проведение обследования, доступного для оказания на дому, забора крови в домашних условиях.
Таким образом, вопреки доводам апелляционного представления прокурора КГБУЗ «Кежемская РБ», с учетом имеющихся у него возможностей, осуществило в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке комплекс мероприятий для беспрепятственного предоставления медицинских услуг инвалидам и МГН в КГБУЗ «Кежемская РБ».
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе/представлении, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически они выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, т.к. иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Выводы решения сделаны на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права, коллегия с ними согласна.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуюсь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кежемского районного суда Красноярского края от 1 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Кежемского района Алексаниной И.В., апелляционную жалобу представителя администрации г. Кодинска Кежемского района Красноярского края Бажановой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий – С.М. Кучерова
Судьи - И.Г. Медведев
Т.В. Парфеня
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 августа 2023 года