Дело № 12-167/2023 г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Элиста 06 декабря 2023 года
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цикировой Г.М.,
при секретаре судебного заседания Каруевой А.С.,
рассмотрев жалобу Кукинова Сергея Александровича в интересах Общества с ограниченной ответственностью «Консервпищепром» на постановление № 8/12-4072-23-И/12-4204-И/109 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия от 07 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Консервпищепром»,
у с т а н о в и л:
Постановлением по делу об административном правонарушении № 8/12-4072-23-И/12-4204-И/109 от 07 ноября 2023 года, вынесенным главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия, Общество с ограниченной ответственностью «Консервпищепром» (далее – ООО «Консервпищепром») привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «Консервпищепром» Кукинов С.А. обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что вынесенное постановление является незаконным и подлежащим отмене, поскольку требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных актах РФ, обществом соблюдены, в частности разработана и утверждена инструкция по охране труда для рабочего. Несчастный случай с работником ФИО1 произошел в нерабочее время и не связан с исполнением им своих трудовых обязанностей. Кроме того, административным органом при назначении наказания не учтены положения ст. 4.4 КоАП РФ. Считает, что при проведении одного контрольного мероприятия в ходе осуществления государственного контроля в отношении ООО «Консервпищепром» выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более частями одной статьи КоАП РФ. Постановлениями № 8/12-4070-23-И/12-4204-И/109, № 8/12-4070-23-И/12-4205-И/109, № 8/12-4071-23-И/12-4203-И/109, № 8/6-15-23-ИЗ/12-4202-И/109 от 07 ноября 2023 года ООО «Консервпищепром» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1, ч. 2 ст. 5.27.1, ч. 3 ст. 5.27.1, ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб., 60000 руб., 110000 руб., 130000 руб. соответственно.
В судебном заседании представитель ООО «Консервпищепром» Кукинов С.А. жалобу поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия – главный государственный инспектор Цеденов Ц.С. просил постановление № 8/12-4072-23-И/12-4204-И/109 от 07 ноября 2023 года оставить без изменения, пояснив, что протоколе об административном правонарушении №8/12-4072-23-И/12-4087-И/109 от 31 октября 2023 года допущена техническая опечатка.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.3 ст.30.6, ст.30.7 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с доводами заявителя и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 ст. 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Как видно из материалов дела, протокол №8/12-4072-23-И/12-4087-И/109 об административном правонарушении от 31 октября 2023 года в отношении ООО «Консервпищепром» содержит исправления в части квалификации его действий: часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ исправлена на часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Доказательства того, что внесенные в протокол исправления выполнены в присутствии представителя ООО «Консервпищепром», в материалах дела не имеется. Из копии протокола об административном правонарушении №8/12-4072-23-И/12-4087-И/109 от 31 октября 2023 года, выданной представителю ООО «Консерпищепром», следует, что действия Общества квалифицированы по часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
В нарушение указанных требований КоАП РФ, потерпевший ФИО1 не привлекался к участию в деле, не извещался о времени и месте составления протокола и постановления по делу об административном правонарушении. (постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08 декабря 2022 года №16-7610/2022)
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Невыполнение должностным лицом требований ст. 28.2 КоАП РФ о внесении изменений в протокол является существенным нарушением процессуальных требований названного Кодекса и повлекло нарушение права на защиту, а также повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, законность принятого постановления, однако оставлено должностным лицом без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена, вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является в силу статьи 1.6 КоАП РФ существенным, а потому протокол об административном правонарушении, составленный в отношении ООО «Консервмпищепром», является недопустимым доказательством по делу.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, не истекли, допущенное нарушение процессуальных требований воспрепятствовало всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, в связи с чем суд считает необходимым возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Консервпищепром» Кукинова Сергея Александровича удовлетворить частично.
постановление № 8/12-4072-23-И/12-4204-И/109 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Цеденова Ц.С. от 07 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республике Калмыкия.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня получения его копии через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Г.М. Цикирова