Решение по делу № 33а-5108/2021 от 15.04.2021

УИД34RS0001-01-2020-006254-92 Административное дело № 2а-363/2021

Судья Дрогалева С.В., Дело № 33а-5108/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 29 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сергеева С.С.,

судьей Камышниковой Н.М., Гоношиловой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Сологубовой Н.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Дергачевой Н.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Дергачева А.С. к Управлению МВД России по городу Волгограду о признании решения об отказе в регистрации по месту пребывания незаконным, возложении обязанности произвести регистрацию по месту пребывания

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления МВД России по городу Волгограду Докимук Н.С.

на решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 12 февраля 2021 года, которым постановлено:

административный иск Дергачевой Н.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Дергачева А.С. к Управлению МВД России по городу Волгограду о признании решения об отказе в регистрации по месту пребывания незаконным, возложении обязанности произвести регистрацию по месту пребывания – удовлетворить в части.

Признать незаконным решение начальника отдела по вопросам миграции ОП № 5 Управления МВД России по городу Волгограду Кувшинова А.В. от 17 октября 2020 года.

Возложить обязанность на административного ответчика рассмотреть повторно обращение Дергачевой Н.А. о регистрации ее и несовершеннолетнего ребенка Дергачева А.С. 22 июля 2020 года рождения, по месту пребывания граждан Российской Федерации от 22 сентября 2020 года.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дергачева Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Дергачева А.С., обратилась в суд с административным иском к Управлению МВД России по городу Волгограду, в обоснование указала, что ее несовершеннолетний сын Дергачев И.С. является собственником <.......> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Собственником <.......> доли указанного жилого помещения является ее дочь Дергачева Д.С. 22 июля 2020 года у Дергачевой Н.А. родился сын Дергачев А.С. С момента рождения ее сын Дергачев А.С. зарегистрирован по адресу регистрации матери Дергачевой Н.А.: <адрес>

Указывает, что она и ее несовершеннолетние дети фактически проживают по адресу: <адрес>, она несет расходы на содержание дома и оплату коммунальных услуг за <.......> доли жилого помещения. С целью получения субсидий и пособий положенных многодетной семье Дергачева Н.А. 22 сентября 2020 года обратилась в ОВМ УМВД России по г. Волгограду с заявлением о регистрации ее и ее несовершеннолетнего сына Дергачева А.С. по месту пребывания по адресу: <адрес> Решением начальника отдела по вопросам миграции ОП № 5 Управления МВД России по городу Волгограду Кувшинова А.В. от 17 октября 2020 года отказано Дергачевой Н.А. в регистрации ее и ее несовершеннолетнего сына по месту пребывания в связи с отсутствием согласия собственников жилого помещения.

Дергачева Н.А. полагает отказ незаконным, поскольку нарушает ее конституционное право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Просила признать неправомерным отказ Отдела по вопросам миграции ОП №5 УМВД России по г. Волгограду в государственной регистрации по месту пребывания Дергачевой Н.А. и малолетнего Дергачева А.С., обязать Отдел по вопросам миграции ОП №5 УМВД России по г. Волгограду произвести регистрацию по месту пребывания сроком на 5 лет.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Управления МВД России по городу Волгограду Докимук Н.С. ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, исследовав материалы дела, выслушав административного истца действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Дергачева А.С. – Дергачеву Н.А. не согласившуюся с апелляционной жалобой, представителя административного ответчика Докимук С.Н. и заинтересованное лицо Кувшинова А.В. поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статей 2,18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Дергачева Н.А. является матерью Дергачева И.С., <.......> рождения, Дергачевой Д.С., <.......> года рождения, Дергачева А.С., <.......> года рождения,

В мае 2016 года умер отец Дергачев С.В., <.......>

Согласно справке ГУЗ «Детская поликлиника № 6» от 24 августа 2020 года, дети Дергачевой Н.А.: Дергачев И.С., Дергачева Д.С., Дергачев А.С. проживают по адресу: <адрес>, с рождения по настоящее время наблюдаются в ГУЗ «ДП № 6».

Собственниками данного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются двое несовершеннолетних детей истца:

Дергачева Д.С.- собственник <.......> доли в праве общей долевой собственности,

Дергачев И.С.- собственник <.......> доли в праве общей долевой собственности, также сособственником данного жилого помещения является Дергачев А.В. -собственник <.......> доли в праве общей долевой собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22 января 2021 года.

Дети истца, являющиеся сособственниками названного жилого помещения зарегистрированы по месту жительства в данном жилом помещении в доме <адрес>: Дергачева Д.С. с 24 января 2007 года, Дергачев И.С. с 24 января 2007 года, что подтверждается копией домовой книги.

Истец Дергачева Н.А. и сын Дергачев А.С., 22 июля 2020 года значатся зарегистрированными по месту жительства по адресу: <адрес>

Из справки ГКУ «Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда» № 149 от 28 августа 2020 года следует, что Дергачева Н.А. имеет право пользования мерами социальной поддержки, установленными для многодетных семей.

22 сентября 2020 года Дергачева Н.А. обратилась в Отдел по вопросам миграции ОП № 5 УМВД России по г. Волгограду с заявлением о регистрации себя и своего несовершеннолетнего ребенка Дергачева А.С. по месту пребывания в жилом помещении, принадлежащем её двум несовершеннолетним детям по адресу: Волгоград, ул. Татищевская, д. 26, где она фактически проживает со своими детьми. В заявлении также указано, что место нахождения третьего сособственника жилого помещение Дергачева А.В. ей не известно, по данному адресу он не зарегистрирован.

Решением начальника отдела по вопросам миграции ОП № 5 Управления МВД России по городу Волгограду Кувшинова А.В. от 17 октября 2020 года Дергачевой Н.А. отказано в регистрации ее и ее несовершеннолетнего сына по месту пребывания в связи с отсутствием согласия собственников жилого помещения со ссылкой на п. 43.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984.

Удовлетворяя административный иск в части, суд признал отказ начальника отдела по вопросам миграции ОП № 5 Управления МВД России по городу Волгограду Кувшинова А.В. от 17 октября 2020 года в удовлетворении заявления истца о регистрации по месту пребывания неправомерным и нарушающим права и законные интересы истца.

Судебная коллегия полагает данный вывод по существу принятого решения правильным, основанным на представленных в материалы дела доказательствах и подлежащих применению к спорным правоотношениям нормах права.

Статями 4, 9 Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной ассомблеей ООН 20.11.1989г. (вступившей в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года) закреплено право ребенка на проживание с родителями. Государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.

В силу статьи 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Членами семьи собственника жилого помещения являются его родители, дети (статья 31 ЖК РФ).

Родители являются законными представителями несовершеннолетних детей и совершают от их имени юридически значимые действия, управление имуществом, принадлежащем детям (статьи 26,28,36 ГК РФ)

Также статья 27 Конституции РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее Закон о свободе передвижения) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В силу статьи 2 названного закона под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

Статья 3 Закона о свободе передвижения регламентирует регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливая, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 1).

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2).

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 3)

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации (6).

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы (7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 утверждены «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее также - Правила регистрации)».

Согласно пункта 9 Правил регистрации (пункты 9-15 предусматривают порядок регистрации по месту пребывания) граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.

Согласно пункта 10 Правил регистрации регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками жилых помещений.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 10 настоящих Правил.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства(п.15 Правил).

Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 утвержден «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее Административный регламент).

В силу пункта 40 Административного регламента для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 41 Административного регламента. Заявление о регистрации по месту пребывания подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.

Пункт 43 Административного регламента предусматривает перечень документов, которые предоставляются в орган регистрационного учета одновременно с заявления о регистрации по месту пребывания посредством почтового отправления.

В частности, согласно пункту 43.3 Административного регламента, одновременно с заявлением предоставляется согласие собственника (нанимателя), а также проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (при необходимости), засвидетельствованное лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, либо лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к которым относятся (пункт 58):

нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению (пункт 58.1);

отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (пункт 58.2).

Таким образом, законодательство провозглашая право гражданина свободно выбирать место жительства предусматривает его обязанность регистрироваться по месту пребывания (по месту жительства) в пределах Российской Федерации, понимая регистрацию как фиксацию органом регистрационного учета сведений о месте его нахождении в данном месте пребывания. Также законодателем предусмотрена обязанность органа регистрационного учета зарегистрировать гражданина по месту пребывания на основании представленных последним установленного перечня документов. При этом основанием для отказа в регистрации гражданина по месту пребывания является непредставление последним только тех документов, обязательное представление которых предусмотрено названным Административным регламентом.

Между тем пункт 43.3 Административного регламента, которым обусловлен отказ ответчика в регистрации истца по месту пребывания в жилом помещении, не содержит безусловной обязанности заявителя представлять письменное согласие всех долевых сособственником жилого помещения.

Таким образом, поскольку согласие всех сособственников не является обязательным, императивным требованием Административного регламента, следовательно оспариваемый отказ в регистрации по месту пребывания ввиду непредставления согласия одного из сособственников жилого помещении, при наличия согласия и волеизъявления двух остальных сособственников жилого помещения – несовершеннолетних детей истца, которая представляет их интересы в правоотношениях с органом регистрационного учета, не может быть признан соответствующим требованиям вышеназванного законодательства.

Тем более, что как следует из материалов дела истец лишена возможности по объективным причинам получить согласие третьего сособственника жилого помещения - Дергачева А.В. (сособственника в порядке наследования), поскольку в указанном жилом помещении он не зарегистрирован и не проживает, место его нахождения ей не известно.

Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что материалы дела не содержат данных о наличии каких-либо возражений Дергачева А.В. относительно регистрации истца и её ребенка по месту пребывания в жилом помещении. Но, даже если бы такие возражения с его стороны имелись, то приоритетной защите подлежало бы закрепленное Международной конвенцией право детей, являющихся собственниками того же жилого помещения, проживать вместе с матерью в данном жилом помещении, не разлучаться с ней помимо их воли и соответственно право (обязанность) матери быть зарегистрированной по месту пребывания в указанном жилье. Кроме того, жилищное законодательство РФ (статьи 30.31 ЖК РФ) относит родителей к членам семьи собственника жилого помещения, которые правомочны быть вселенными и проживать вместе со своими детьми и соответственно состоять на регистрационном учете по указанному месту пребывания.

В связи с чем, доводы автора апелляционной жалобы о нарушении прав собственника Дергачева А.В. и ссылка на положения статьи 247 ГК РФ, согласно которым владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех её участников, не состоятельны к отмене судебного решения.

Как и не обоснованы доводы административного ответчика о несоблюдении при регистрации положений статьи 20 ГК РФ в силу которых местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительство их законных представителей – родителей, поскольку именно регистрация матери в жилом помещении, где проживают её дети и будет способствовать реализации данных правоустановлений.

Учитывая, что регистрация по месту пребывания (месту жительства) как она определенна в Закона о свободе передвижения – это фиксация органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания, имеет значение доказательства места нахождения (проживания) гражданина РФ. Тогда как наличие отсутствие таковой, может влиять на реализацию гражданами РФ определенных прав, в том числе социальных, на препятствие в реализации которых ссылается истец в иске.

Исходя из вышеизложенного, суд установив незаконность оспариваемого решения государственного органа регистрационного учета и нарушение им прав и законных интересов административного истца, исходя из требований части 2 статьи 227 КАС РФ принял верное решение об удовлетворении иска в части.

При том, что данное решение способствует не только восстановлению нарушенных прав административного истца, но отвечает интересам всех несовершеннолетних детей истца (в защиту, в том числе, прав которых она фактически обратилась) на проживание с матерью в жилом помещении, принадлежащим им на праве собственности и получение социальной помощи от государства как многодетной семье.

Решение суда отвечает как требованиям законности, так и принципам справедливости, оно обеспечивает реализацию конституционной гарантии приоритета защиты прав личности и гражданина, составляющую смысл и содержания деятельности всех публичных органов Российской Федерации как социально ориентированного государства.

Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 26 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления МВД России по городу Волгограду Докимук Н.С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-5108/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дергачева Наталья Александровна
Ответчики
Управление МВД России по г. Волгограду
Другие
ДЕРГАЧЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ
Начальник отдела по вопросам миграции ОП-5 УМВД России по г. Волгограду Кувшинов Алексей Владимирович
Дергачев Александр Васильевич
Дергачева Дарья Сергеевна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Камышникова Наталья Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
16.04.2021Передача дела судье
29.04.2021Судебное заседание
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2021Передано в экспедицию
29.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее