Дело № 2-1947/2021
УИД 22RS0015-01-2019-004656-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 20 июля 2021 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Владимировой Е.Г.,
при секретаре Кудриной К.В.,
с участием истца Поповой Т.С.
представителя ответчика Ванпилина С.Н.,
третьего лица Попова Ю.А., представителя третьего лица Малинина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Поповой Т. С. к Администрации Первомайского района Алтайского края, Администрации Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Попова Т.С., обратилась в суд с указанным иском, в котором просит признать за ней право собственности на часть земельного участка площадью 0,2247 га., расположенный в АДРЕС.
В обоснование требований указано, что ДАТА ею оплачена стоимость спорного земельного участка в размере 135000 рублей, в похозяйственную книгу были внесены сведения о принадлежности ей земельного участка площадью 0,2247 га., с этого времени она считала себя собственником спорного участка. В последующем в 2018 году она обратилась за документами на участок, однако ей они выданы не были.
Истец Попова Т.С. в судебном заседании на иске настаивала, пояснила, что администрация её обманула. Не оформив никаких документов.
Представитель ответчика администрации Первомайского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчика администрации Бобровского Ванпилин С.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что указанный земельный участок на который претендует Попова Т.С. ей не передавался, денежные средства с нее были взяты за другой земельный участок, на котором она построила сараи на землях сельсовета, она должна была оформить все документы, но они до настоящего времени не оформлены.
Третье лицо Минакова И.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, представитель Малинин А.В. в судебном заседании пояснил, что Попова Т.С. претендует на земельный участок, который принадлежит Минаковой И.Н. и всегда в ходил в состав её земельного участка.
Третье лицо Попов Ю.А. в судебном заседании исковые требования подержал, просил удовлетворить, пояснил, что когда были внесены денежные средства за участок, документы его мать никакие не оформляла.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 31 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года, в редакции, действовавшей до издания Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287, устанавливалось, что право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Согласно ст. 32 ЗК РСФСР приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности.
ЗК РСФСР 1991 года (ст. 112 - 113) предусматривал необходимость проведения землеустроительных работ для выноса границ земельного участка в натуре.
Согласно ст. 112 ЗК РСФСР землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель.
Землеустройство включало в себя в том числе составление проектов образований новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей (п. 3 ст. 113 ЗК РСФСР).
В ст. 114 ЗК РСФСР было указано, что землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
Землеустройство проводится по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета.
Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.
Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Согласно Закону Российской Федерации N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действующей на момент приобретения истцом земельного участка, кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.
Согласно Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1).
Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Межевание земель включает, в числе прочего, полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков; формирование межевого дела; сдачу материалов в архив (1.2).
Межевые знаки размещают на всех поворотных точках границы земельного участка, кроме границ, проходящих по "живым урочищам" и линейным сооружениям, совпадающим с границами земельного участка (4.3).
Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке (9.1).
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца (9.2).
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Чертеж границ земельного участка составляется инженером - землеустроителем, выполнившим межевые работы, и утверждается председателем (заместителем председателя) комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (12.4).
Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков и утверждает следующие документы: технический проект или техническое задание на межевание земельного участка; акт установления и согласования границ земельного участка на местности; чертеж границ земельного участка; акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков (14.1 - 14.2).
По завершении межевых работ производитель работ формирует и сдает в комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое дело, которое регистрируется и постоянно хранится в межевом архиве комитета по земельным ресурсам и землеустройству (16.1 - 16.2).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что ДАТА Попова Т.С по договору купли-продажи приобрела у А. земельный участок, площадью 0,1977 га, с расположенным на нем жилым домом по адресу: АДРЕС (л.д.8-9), что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю (л.д.10-11, 12 т.1).
Из искового заявления следует, что по итогам произведенного ДАТА кадастрового замера истцу стало известно, что фактически в пользовании Поповой Т.С. площадь земельного участка на 2,7 кв.м. превышает площадь, указанную в правоустанавливающих документах.
Истец указывает, что при обращении ДАТА в Бобровский сельский совет Первомайского района Алтайского края Поповой Т.С. был передан подготовленный кадастровым инженером план землепользования земельного участка, общей площадью 2 247 кв.м. и произведена оплата земельного участка, площадью 2,7 кв.м., примыкающего к принадлежащему истцу на праве собственности земельному участку, расположенному по адресу: АДРЕС, в сумме 135 000 рублей (л.д.13 т.1).
В похозяйственные книги за ДАТА гг. НОМЕР л\с НОМЕР была внесена запись о том, что к земельному участку, расположенному по адресу: АДРЕС, площадью 0,1977 га прибавлен земельный участок, площадью 0,0227 га. с указанием записано со слов.
Согласно постановлению Администрации Бобровского сельсовета от ДАТА НОМЕР произведено упорядочение нумерации домов в АДРЕС НОМЕР изменен на НОМЕР.
В декабре ДАТА Попова Т.С. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей экземпляра договора о предоставлении части земельного участка в 1997 году, однако договор ей не предоставили.
Согласно сведениям, представленным администрацией Первомайского района каких-либо сведений и документов по существу спора не имеется (л.д. 56 т. 1).
Из ответа администрации Первомайского района, отдела по делам архива, следует, что постановление о предоставлении Поповой Т.С. спорного земельного участка отсутствует.
Квитанция от ДАТА не содержит сведений о предоставлении Поповой Т.С. спорного земельного участка.
Как следует из пояснил в судебном заседании истца, земельный участок до настоящего времени не имеет границ и не определен на местности, какие-либо кадастровые работы в отношении него истцом не производились.
Таким образом, после внесения платы в сельсовет за спорный земельный участок (по утверждению истца) землеустроительные мероприятия Поповой Т.С. не проводились.
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 7, 8 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 вышеуказанного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Учитывая вышеприведенные положения закона, истец, в подтверждение своих доводов должна была предоставить доказательства места нахождения данного участка и расположения его границ.
Порядок и процедура межевания земель на момент приобретения истцом земельного участка, устанавливались Инструкцией по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 8 апреля 1996 года и включали в себя, в числе прочего, составление технического проекта (задания) межевания земель, согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка, определение площади земельного участка, составление чертежа границ земельного участка, государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков, формирование межевого дела, сдачу материалов в архив.
Между тем, Акта установления и согласования границ земельного участка истца, который должен составляться по утвержденной форме (приложение 3.5 Инструкции) суду не представлен.
В материалы дела истцом не предоставлены технический проект (задание) межевания земель, доказательства закрепления границ участка межевыми знаками установленного образца, акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков, подтверждающий формирование межевого дела на земельный участок, подписанный инженером-землеустроителем и представителем Райкомзема (приложение 3.6 Инструкции).
Истцом также не представлены доказательства того, что по завершении межевых работ было сформировано и сдано в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое дело.
Поскольку межевой план земельного участка в материалах дела отсутствует, то суд исходит из того, что спорный земельный участок, как объект недвижимости не был сформирован и его границы не были определены.
Поповой Т.С. в установленном законом порядке для реализации своего права на регистрацию права на земельный участок никаких действий не предпринято.
Доказательств того, что спорный земельный участок существует как объект недвижимого имущества суду не представлено.
Более того, решением Новоалтайского городского суда от ДАТА году установлено, что доводы Поповой Т.С., о принадлежности ей спорного участка с условным обозначением НОМЕРа, суд признал несостоятельными, поскольку данный участок Поповой Т.С. не предоставлялся на законных основаниях, был занят ею самовольно. В рамках рассмотрения гражданского дела НОМЕР иску Минакова Н. В. к Поповой Т. С. об установлении границ земельного участка, возложении обязанности по демонтажу забора производился анализ документов служивших основанием возникновения права собственности на земельные участки истца и ответчика, в том числе и при производстве экспертизы. Каких либо документов свидетельствующих о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату или на ином основании Поповой Т.С. судом добыто не было (л.д.77-92 т.2).
В ходе рассмотрения настоящего спора также какие-либо документы бесспорно свидетельствующие о принадлежности спорного земельного участка Поповой Т.С. добыты не были, стороной истца суду не представлено.
Учитывая изложенное, исходя из того, что поскольку спорный земельный участок, как объект гражданских прав не существовал на момент внесения денежных средств в кассу, то оснований для удовлетворения исковых требований о признании права собственности на данный участок не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Поповой Т. С. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий Е.Г. Владимирова
Решение в окончательной форме составлено 26 июля 2021 года.