Дело № 2-1308/2022
(УИД61RS0020-01-2022-001777-39)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 августа 2022 года г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Горбань И.А.,
при секретаре Заярской Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1308/2022 по иску Атаджанова Р.М., Атаджановой О.И. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Атаджанов А.Р. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области, Министерству энергетики Российской Федерации об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением, в котором просят обязать Администрацию г. Новошахтинска заключить с ними, зарегистрированными по адресу: <адрес> договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в срок до 31.12.2022.
В обоснование своих требований истцы указали, что Атаджанов Р.М. является собственником квартиры <адрес>, право собственности зарегистрировано в ЕГРН 16.03.2015. Совместно с ним зарегистрированы и проживают члены его семьи супруга Атаджанова О.И. и несовершеннолетний сын Атаджанов А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанный дом признан непригодным для постоянного проживания по критериям безопасности в 2016 году. Они включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь» не пригодным для проживания по критериям безопасности под ТЭО № 860. Однако до настоящего времени по независящим от них причинам проживают в непригодном для проживания жилье. Им положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 54 кв.м. Он предоставил весь необходимый пакет документов для переселения в Администрацию города, и написал заявление о том, что они желают направить социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке. Администрация города заверила, что рассмотрение вопроса о включении их в список расчета размера предоставляемых социальных выплат для приобретения жилья возможно при наличии средств. Однако до настоящего времени конкретный срок переселения их семьи не определен. Они проживают в непригодном для проживания доме, из которого большая часть семей переселена. Техническое состояние дома таков, что по независящим от них причинам он разрушается, трещины по всему дому, как с внутренней, так и с внешней стороны. Считают, что Администрация города необоснованно и немотивированно отказывает им в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке.
Истцы в судебное заседание не явились о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно заявлению, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно заявлению представителя Администрации г. Новошахтинска Никулиной О.Н., последняя просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г. Новошахтинска, решение вынести на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Атаджанов Р.М. является собственником квартиры <адрес> с 08.11.2011 на основании договора дарения квартиры от 17.09.2010, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 08.06.2011.
Атаджанов Р.М., его супруга Атаджанова О.И. и их несовершеннолетний сын Атаджанов А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы по вышеуказанному адресу.
Жилой дом <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь».
Семья Атаджановых включена в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь», под ТЭО №860, протоколом АЯ 672пр от 27.09.2016.
Как следует из сведений, представленных ответчиком Администрацией города Новошахтинска, в списки граждан на переселение по данному дому включено 7 семей, 4 семьи переселено, семья истцов не переселена.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013№ 403, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления с учетом причастности граждан к льготной категории (с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан из основных списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города), установленной федеральным и областным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ЖК РФ защите в судебном порядке подлежат нарушенные (оспариваемые) права, в частности жилищные права.
По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
Помимо указанного, суд считает необходимым отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которое лицо считает нарушенным, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.
Как следует из материалов дела истец Атаджанов Р.М. в октябре 2021 года обратился в Администрацию г.Новошахтинска с письменным заявлением о заключении с ним и его членами семьи договора социальной выплаты на приобретение жилья.
07.10.2021 Администрацией города Новошахтинска на указанное обращение дан ответ, из которого следует, что заключить договор о предоставлении социальной выплаты не представляется возможным в виду отсутствия средств. Список граждан, подлежащих переселению на выделенные в текущем году муниципальному образованию «Город Новошахтинск» денежные средства, сформирован на весь объем денежных средств и согласован в Министерстве энергетики РФ, а включение в список на переселение возможно только при наличии средств. При этом конкретный срок переселения истцов не указан.
Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.
Учитывая вышеизложенное, а также обозрев в судебном заседании фотоматериал дома <адрес>, суд считает невозможным проживание истцов в указанном доме, так как его признанное состояние (непригодный для проживания по критериям безопасности), создает угрозу жизни и здоровью последним.
Суд приходит к выводу, что проведение «выборочного» переселения из ветхого жилья города, отсутствие в Администрации г. Новошахтинска графика переселения граждан и соответственно даты переселения из аварийного жилья истцов, а также то, что с истцами по неясным причинам с 2015 года не заключен договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов истцов.
Ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований. Само по себе недостаточное финансирование не является основанием для освобождения ответчика от обязанности переселить истца в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.07.2005 № 428.
Право истцов на переселение из ветхого жилья ответчиком не оспаривается.
Восстановить нарушенное право истцов суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики РФ за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, предъявленных к Администрации города Новошахтинска.
Принимая во внимание, что требования к ответчику Минэнерго РФ истцом не предъявлены, несмотря на то, что оно было привлечено к участию в деле, суд считает необходимым в удовлетворении иска к указанному ответчику, отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Атаджанова Р.М., Атаджановой О.И. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Атаджанова А.Р. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области (ИНН 6151005266, ОГРН 1026102485034) заключить с Атаджановым Р.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серия №), Атаджановой О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт: серия №) и Атаджановым А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в срок до 31.12.2022.
В удовлетворении требований к Министерству энергетики РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Горбань
Мотивированное решение суда составлено 08 августа 2022 года.