№2-7146/2020
10RS0011-01-2020-014104-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Большаковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Радаевой Н.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода работы в стаж, назначении пенсии,
установил:
Истец обратилась в суд с иском по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением пенсионного возраста она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении страховой пенсии по старости ей было отказано, при этом ответчиком частично не были учтены периоды ее работы. Истец полагает указанное решение незаконным. С учетом увеличенных исковых требований просит признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии не соответствующим нормативным правовым актам и обязать устранить нарушения прав, обязать ответчика включить в педагогический стаж следующий период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Школе-гимназии № 5 г.Алма-Аты Республики Казахстан.
Истец и её представитель по ордеру Казанская Е.В. в судебном заседании поддержали исковые требования, уточнив, что просят назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика по доверенности Маркина Е.В. в судебном заседании не согласилась с иском, полагая его необоснованным.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, гражданское дело №, выплатное дело, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Из части 1.1. указанной статьи следует, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно Приложению 7 в 2019 г. срок назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Учитывая ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, указанным в п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерльного закона «О страховых пенсиях», которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости назначается ранее наступления срока, установленного приложением 7, но не более чем за 6 месяцев.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Радаева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ - Управление ПФР в г. Петрозаводске РК (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении указанной пенсии отказано в связи с недостаточным стажем педагогической деятельности.
В специальный (педагогический) стаж истца учтено 04 года 07 месяцев 23 дня, при требуемом стаже 25 лет.
Ответчик не включил истцу в педагогический стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Школе-гимназии № 5 г.Алма-Аты Республики Казахстан.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без удовлетворения исковые требования Радаевой Н.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу отменено, вынесено новое решение; исковые требования удовлетворены; государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске (межрайонное) обязано включить Радаевой Н.А. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-Ф3 «О страховых пенсиях» периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Яслях-саду № 195 г. Алма-Аты Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Яслях-саду № 243 г. Алма-Аты Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя физической культуры в Школе-гимназии № 5 г. Алма-Аты Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Алматинском городском Доме Надежды Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по.ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя физической культуры в учреждении образования «Международный колледж непрерывного образования» г. Алма-Аты Республики Казахстан.
С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях». Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение), ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан, в том числе Республики Казахстан. В соответствии со ст. 37 Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 г. №675-XII «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» право на пенсию за выслугу лет имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школе,- при стаже указанной работы не менее 25 лет.
Действие ст. 37 вышеуказанного Закона Республики Казахстан было приостановлено до 1 января 2001 года в соответствии со статьями 2, 5 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1996 года №32-I «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской СССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской СССР» со дня опубликования Закона от 16 июля 1996 г. №32-I (с 27 июля 1996 года).
Институт досрочной пенсии педагогическим работникам в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. № 136-1 с 1 января 1998 г. С 1 января 1998 г. вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16 января 1996 года N 32-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», которым не. предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет. Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок зачета периодов работы за пределами территории Российской Федерации в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, то есть до 13 марта 1992 г. Из положений указанного Соглашения и письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 № 1-369-18 (зарегистрировано в МЮ РФ 21.02.1994 № 497) следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.). Частью 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В силу ч. 2 ст. 1.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-Ф3 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Аналогичные положения изложены в п.2 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок зачета периодов работы за пределами территории Российской Федерации в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости. Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось. Кроме того, отмена на территории Республики Казахстан с 1 января 1998 г. института досрочных пенсий не будет являться основанием к отказу в удовлетворении иска, поскольку в ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истица проживает на территории Российской Федерации.
Из п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР (приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»), следует, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 №О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или)иная деятельность. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Ранее действовали Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, и Списки и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067. В данных Списках поименованы должности - учитель, воспитатель. Списки и Правила обозначенные выше применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.20 14 № 665. Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Указанным выше судебным постановлением установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должностях учителя физкультуры, заместителя директора по ВР в Школе-гимназии № 5 г.Алма-Аты Республики Казахстан, ДД.ММ.ГГГГ истице присвоена высшая категория. Период работы истицы в школе-гимназии № 5 г. Алма-Аты в заявленном объеме (до ДД.ММ.ГГГГ) подлежит включению в специальный стаж.
Из записи справки, уточняющей характер работы и условия труда № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Коммунальным государственным учреждением «Школа-гимназия № 5» Управления образования города Алматы, следует, что Радаева Н.А. назначена с ДД.ММ.ГГГГ на 0,5 ставки на должность заместителя директора по образовательному (воспитательному процессу) без освобождения от основной должности учителя физической культуры на основании представления от ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ прекратила деятельность в должности заместителя директора по воспитательной работе. Уволена с должности учителя физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии ст.28 п.1 ЗОТРК (по собственному желанию) по истечении очередного трудового отпуска (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). В указанный период работы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Радаева Н.А. имела педагогическую (учебную) нагрузку в размере 1,5 ставки учителя физкультуры (27 часов в неделю) и с ДД.ММ.ГГГГ года исполняла обязанности 0,5 ставки заместителя директора по образовательному (воспитательному) процессу и имела педагогическую учебную нагрузку в размере 1 ставки (18 часов в неделю). При этом архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ содержит указание о том, что в указанный период времени у Радаевой Н.А. не было: отпуска без сохранения заработной платы, учебного отпуска, курсов повышения квалификации с отрывом от производства, прогулов, отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком, работы с сокращенным рабочем днем и прочих периодов, в течение которых работник непосредственно не исполнял трудовые обязанности предусмотренные должностной инструкцией. Школа-гимназия №5 Алатауского района г. Алма-аты – это общеобразовательное учреждение, основное звено системы непрерывного образования в пределах государственных стандартов. Предметом деятельности указанного учреждения, в том числе является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и гимназического компонента в вариативной части.
Совокупность представленных доказательств позволяет включить в специальный стаж истицы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном учреждении.
Принимая во внимание ст.22 Федерального закона №400-ФЗ, п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", учитывая достаточность, с учетом оспариваемого периода по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стажа, требуемого для назначения ей досрочной страховой пенсии, суд приходит к выводу об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В силу изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске (межрайонное) включить Радаевой Н.А. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-Ф3 «О страховых пенсиях» период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Школе-гимназии №5 г.Алма-Аты Республики Казахстан; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко