Судья Широкова Н.В. Дело № 2А-1733/2019
№ 33А-4363/2019
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Киров 22 октября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи |
Кощеева А.В., |
судей |
Опалева О.М., |
Сметаниной О.Н., |
|
при секретаре |
Шурминой Н.В., |
с участием прокурора |
Кузьмина Д.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области об установлении административного надзора в отношении Мищенко В.Б.
по апелляционной жалобе Мищенко В.Б.
на решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 23 августа 2019г., которым постановлено:
установить в отношении Мищенко В.Б. административный надзор на срок 2 года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить Мищенко В.Б. административные ограничения в виде:
запрета пребывать вне жилого дома или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 час. до 06.00 час.;
запрета выезда за пределы <данные изъяты> без разрешения соответствующего органа внутренних дел.
Обязать Мищенко В.Б. являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Мищенко В.Б. административного надзора и административных ограничений в виде: запрещения пребывания вне жилого дома или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 час. до 06.00 час.; запрещения выезда за пределы <данные изъяты> без разрешения соответствующего органа внутренних дел; обязании явки четыре раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. В обоснование требований указали, что Мищенко В.Б. освобождается из исправительного учреждения и будет иметь неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. В период отбывания наказания Мищенко В.Б. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Мищенко В.Б. просит решение суда отменить, указывая, что судом неверно установлены сроки отбывания им наказания, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области он не признавался, был трудоустроен, имел поощрения.
На апелляционную жалобу поступили возражения участвовавшего в рассмотрении дела в суде первой инстанции старшего помощника Кирово-Чепецкого городского прокурора Порошиной Т.Л., в которых указано на законность решения суда, несостоятельность доводов Мищенко В.Б.
В судебном заседании участвующий посредством систем видеоконференц-связи Мищенко В.Б. доводы жалобы поддержал, просил не устанавливать в отношении него административный надзор.
Прокурор Кузьмин Д.С. в удовлетворении жалобы возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме и не связана основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре) административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В свою очередь, административное ограничение представляет собой временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом об административном надзоре.
Административный надзор согласно статье 2 Закона об административном надзоре устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла данной нормы закона следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц, нарушение их конституционных прав.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 16 мая 2017г. №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, часть 8 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 Закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Как усматривается из материалов дела, Мищенко В.Б. по приговору мирового судьи судебного участка № 1 г.Лермонтова Ставропольского края от 13 августа 2015г., оставленному без изменения апелляционным определением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 16 сентября 2015г., признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 175 Уголовного кодекса Российской Федерации. С учетом присоединения неотбытого по приговору Предгорного районного суда Ставропольского края от 14 ноября 2012г. наказания за совершение преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 3 статьи 158, части 4 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также постановлений Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 05 декабря 2018г., от 26 сентября 2019г., президиума Ставропольского краевого суда от 19 июня 2019г. окончательное наказание Мищенко В.Б. назначено в виде лишения свободы сроком на 4 года 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок отбытия наказания установлено исчислять со дня вступления приговора суда в законную силу (16 сентября 2015г.), с зачетом в срок лишения свободы времени его содержания под стражей в период с 13 августа 2015г. по 16 сентября 2015г., из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Мищенко В.Б. освобождается из исправительного учреждения 23 октября 2019г.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступления, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 158, частью 4 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся к категории тяжких преступлений.
Согласно части 4 статьи 15 и пункту «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона, действовавшего на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания.
21 декабря 2017г. постановлением начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан Мищенко В.Б. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Доказательств отмены, изменения постановления в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, основания для установления административного надзора в отношении Мищенко В.Б. имелись.
Вопреки доводам апелляционной жалобы срок административного надзора определен судом в пределах, установленных законом. Судебная коллегия не усматривает оснований для изменения срока административного надзора в связи с вынесением Кирово-Чепецким районным судом Кировской области постановления от 26 сентября 2019г. о снижении назначенного по вышеуказанным приговорам суда Мищенко В.Б. наказания.
В данном случае срок административного надзора не зависит от даты окончания отбытия Мищенко В.Б. наказания в виде лишения свободы.
Административные ограничения установлены Мищенко В.Б. в соответствии со статьей 4 Закона об административном надзоре, с учетом характеризующих его данных. Иных характеристик Мищенко В.Б. суду не представлено.
Ограничения являются профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения заявителем правонарушений, не ограничивают его законных прав и интересов.
Установленные ограничения могут быть впоследствии отменены с учетом поведения поднадзорного лица.
Доводы дополнений к жалобе о незаконном содержании Мищенко В.Б. в исправительном учреждении с 23 августа 2019г. отклоняются, поскольку порядок отбывания наказания не является предметом судебного разбирательства по настоящему делу.
Решение суда законно, основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 23 августа 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мищенко В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Судьи: |