Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2020 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л.,
помощника Калашник Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балабаевой Т.В, к Администрации г. Шахты, третьим лицам - Министерству энергетики РФ, Балабаеву В.А., Балабаевой А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Диденко П.А., об обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что она и члены её семьи - третьи лица по делу проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого она является.
Жилой <адрес> в <адрес> значится в согласованном с Министерством энергетики РФ списке домов, подлежащих сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Южной» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности с ДД.ММ.ГГГГ.
После признания её дома непригодным для проживания в рамках реализации программы по направлению «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого» она, предоставив требуемый пакет документов, обратилась в Администрацию г. Шахты с заявлением о переселении из ветхого жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета. Решением Шахтинского городского суда от 05.03.2020 суд обязал Администрацию г. Шахты включить их семью в составе 4 человек в списки на переселение из ветхого жилья. Администрация г. Шахты во исполнение решения суда включила ее семью в списки на переселение.
Договор о предоставлении социальной выплаты с ней до сих пор не заключен, и ее семья вынуждена проживать в жилом помещении непригодном для проживания.
Просит обязать Администрацию г. Шахты заключить с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья для её семьи, состоящей из 4 человек, за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» из расчета общей площади 18 м2 на каждого члена семьи.
Истец Балабаева Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Балабаевой Т.В. - Яценко Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явились, иск поддержала, в обоснование привела доводы, аналогичные вышеизложенным.
Представитель Администрации г. Шахты, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Минэнерго РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил письменный отзыв.
Третьи лица Балабаев В.А. и Балабаева А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования Балабаевой Т.В., обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Правила устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Этот Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5).
Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 840).
В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу п. 12 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что Балабаева Т.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В данном доме зарегистрированы и проживают истец Балабаева Т.В. и члены ее семьи Балабаев В.А., Балабаева А.В., несовершеннолетняя Диденко П.А.
Жилой <адрес> в 2018 году признан, непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Южная» ОАО «Ростовуголь».
На основании решения Шахтинского городского суда от 05.03.2020 по гражданскому делу №2-933/20 Балабаева Т.В. и члены ее семьи Балабаев В.А., Балабаева А.В., несовершеннолетняя Диденко П.А. включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (протокол № АЯ-173пр).
Жилой <адрес> непригоден для проживания. Проживание в данном доме угрожает безопасности жильцов, но переселиться из данного жилья они не могут, так как другого жилья не имеют.
Из ответа Администрации г. Шахты на обращение истца Балабаевой Т.В. по вопросу переселения из ветхого жилья от 03.08.2020 следует, что ответчик, ссылаясь на отсутствие достаточного количества выделяемых денежных средств, сообщил, что рассмотрение вопроса о переселении семьи истца будет возможно, ориентировочно, после 2022 года. Аналогичный ответ 21.10.2020 года дан истцу ответчиком на обращение от 13.10.2020 года
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истцу на семью имеются. После включения семьи истицы в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья Администрация г. Шахты не приняла никаких мер к предоставлению социальной выплаты семье истицы.
Соответственно, отказ Администрации г. Шахты в заключении с истцом договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, является необоснованным и нарушает права истца на жилище, гарантированные Конституцией РФ.
Ссылка ответчика на отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа истцу в иске, поскольку отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием к реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат, и государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию города Шахты заключить с Балабаевой Т.В, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет федерального бюджета средств, предусмотренных на реализацию программы «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» на семью из 4 человек из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья Т.Л. Кинзбурская