Решение по делу № 33-4417/2022 от 16.06.2022

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-4417/2022

УИД:

Строка № 080 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Воронеж 14 июля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л.В.,

судей Гусевой Е.В., Квасовой О.А.,

при секретаре Морозовой М.Д.,

с участием прокурора Кривцова В.А.,

адвоката Ишкова Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Кузнецовой Л.В.

гражданское дело № 2-2129/2022 по иску Попова Александра Ивановича к
ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании недоплаты по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью

по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Крицкой М.С.

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2022 г.

(судья райсуда Васина В.Е.),

У С Т А Н О В И Л А:

Попов А.И. обратился в суд с вышеназванным иском к ГУ МВД России по Воронежской области, указывая, что является ликвидатором аварии на ЧАЭС, имеет группу инвалидности. Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 19 июля 2011 г. на ГУ МВД России по Воронежской области возложена обязанность назначить и выплачивать Попову А.И. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 14 998,69 рублей с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции. Однако должником не были приняты во внимание новый порядок индексации и сроки выплат, установленные с 1 февраля 2016 г., в связи с чем, образовалась недоплата в части ежемесячной денежной компенсации.
Попов А.И. просит взыскать с ответчика недоплату по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1 февраля 2016 г. по 31 марта 2022 г. в размере 49 620 рублей; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 1 апреля 2022 г. и производить ее дальнейшую выплату с последующей индексацией один раз в год с
1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации (л.д. 5-11).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2022 г. с ГУ МВД России по Воронежской области в пользу Попова А.И. взыскана недоплата по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1 февраля 2016 г. по 31 марта 2022 г. в размере 49 620 рублей; ГУ МВД России по Воронежской области обязано произвести
Попову А.И. перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 1 апреля 2022 г. и производить ее дальнейшую выплату с последующей индексацией один раз в год с
1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации (л.д. 53, 54-58).

В апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Крицкой М.С. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ввиду нарушения судом норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований (л.д. 60-62).

В суде апелляционной инстанции представитель ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокина Д.А. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, считает решение суда подлежащим отмене.

Представитель истца Попова А.И. адвокат Ишков Е.А. полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Прокурор Кривцов В.А. считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Попов А.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей сторон, заключение прокурора, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 18-П сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр денежных компенсаций, в том числе, ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

В силу части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", размеры выплат, установленные данным Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в Определении от 14 мая 2018 г. N 1112-О, статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Признание данного права и обеспечение его реализации, по смыслу статей 1, 2, 7, 18, 19 и 53 Конституции Российской Федерации, составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П, от 18 сентября 2014 года N 23-П и др.).

Реализуя названную обязанность, законодатель предусмотрел в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возмещение вреда и меры социальной поддержки для лиц, подвергшихся воздействию радиации в связи с чернобыльской катастрофой. Наиболее широкий перечень таких мер был установлен для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (пункт 2 части первой статьи 13, статья 14, пункт 1 части первой и пункт 1 части третьей статьи 27.1, часть первая статьи 29, части первая и вторая статьи 39).

Длящийся характер правоотношений по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая выплату ежемесячных денежных компенсаций гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам-чернобыльцам, предполагает обязательность их индексации.

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" действие пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 было приостановлено изначально до 1 января 2016 г., затем - до 1 января 2017 г. и до 1 января 2018 г. Этим же Законом был определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законами № 1244-1, № 175-ФЗ, № 2-ФЗ.

Статьей 4 названного Закона было закреплено, осуществить с 1 февраля 2016 г. индексацию на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и установленным в 2015 году в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона размером индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Частью 2 статьи 4 Закона установлено, что размер индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 4.2 Закона, введенной в действие Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 371-ФЗ, было определено осуществить с 1 февраля 2017 г. индексацию исходя из фактического роста потребительских цен за 2016 г. выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в пунктах 1, 3, 5-14, 18, 19 и 22 статьи 1 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 455-ФЗ)

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Попов А.И. является инвали<адрес> группы вследствие увечья, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ему производится выплата компенсаций и предоставляются льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 19 июля 2011 г. на ГУ МВД России по Воронежской области возложена обязанность назначить и выплачивать Попову А.И. с 1 мая 2011 г. ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 14 998,69 рублей с последующей ежегодной индексацией исходя из уровня инфляции и роста денежного довольствия в установленном законом порядке.

Из материалов дела видно, что выплачиваемая истцу ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью ответчиком ежегодно индексировалась с применением коэффициента инфляции, устанавливаемого законом о федеральном бюджете на очередной год, с 1 января 2016 г. на коэффициент 1,04; с 1 января 2017 г. - на коэффициент 1,04; с 1 января 2018 г. – на коэффициент 1,04; с 1 января 2019 г. - на коэффициент 1,043; с 1 января 2020 г. - на коэффициент 1,03; с 1 января 2021 г. - на коэффициент 1,037; с 1 января 2022 г. – на коэффициент 1,04.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из представленных доказательств и содержащихся в Федеральном законе от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» норм, принятых во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации, пришел к выводу, что ответчиком при индексации истцу ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в спорный период расчет производился неверно.

С учетом названных положений закона, приняв, представленный истцом расчет, не оспоренный ответчиком, и сочтя его верным, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца недоплаченной ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1 февраля 2016 г. по 31 марта 2022 г. в сумме 49 620 рублей, и обязании ответчика произвести истцу перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 1 апреля 2022 г., производя ее дальнейшую выплату с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством Российской Федерации коэффициентом индексации.

Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нормы материального права судом применены и истолкованы судом верно. Доводы апелляционной жалобы в указанной части нельзя признать обоснованными.

Ссылка в апелляционной жалобе на положения статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельной, основания для применения которой исходя из характера спорных правоотношений, отсутствуют.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к субъективному толкованию правовых норм и не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности постановленного решения, в связи с чем, не могут повлечь его отмены.

Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, ее содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда не является.

Ссылка в жалобе на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19 июля 2011 г., предусматривающее иной механизм индексации, которое исполняется ответчиком, не может повлечь отмены решения суда, вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть обжалуемого решения суда указанием об отзыве исполнительного листа, выданного на основании вышеназванного решения.

С учетом изложенного предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Крицкой М.С. – без удовлетворения.

Исполнительный лист, выданный на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от , отозвать.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.07.2022 г.

33-4417/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Александр Иванович
Прокурор Центрального района г. Воронежа
Ответчики
ГУ МВД России по Воронежской области
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кузнецова Людмила Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
16.06.2022Передача дела судье
14.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2022Передано в экспедицию
14.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее