Решение по делу № 3а-440/2020 от 09.01.2020

УИД: 59ОS0000-01-2020-000007-50

Дело № 3а-440/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 августа 2020 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при секретаре Гатиной О.Ф.,

с участием административного истца Перминовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Перминовой Елены Геннадьевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Перминова Е.Г. обратилась в Пермский краевой суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником объекта недвижимости – не завершенный строительством жилой дом с кадастровым номером **:25, расположенный по адресу: ****. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости была утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 года № 1588-П и составила 49632205,50 рублей по состоянию на 22 июня 2012 года. Считает, что указанная кадастровая стоимость определена неверно, в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, а именно: при расчете кадастровой стоимости использовались сведения о площади объекта, равной 1530 кв.м., при реальной площади – 153 кв.м. Таким образом, по ее мнению, завышенная кадастровая стоимость объекта недвижимости нарушает ее право на уплату налога на имущество физических лиц в законно установленном размере.

В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец изменил предмет заявленных требований, в окончательной форме просит признать недостоверными сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости - объект незавершенного строительства (по проекту жилой дом) с кадастровым номером **:25, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Кузнецкая, 54.

Административный истец Перминова Е.Г. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований (с учетом их уточнения) по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом. Согласно представленному в материалы дела отзыву на иск указывает, что Управлением результаты кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости не утверждались, следовательно, оно не является надлежащим ответчиком в настоящем деле.

Определением суда от 14 января 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Пермского края.

Административный ответчик Правительство Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представителя не направило, отзыв на заявленные требования представило в письменном виде.

Протокольным определением суда от 18 июня 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Приуральский филиал).

Заинтересованное лицо АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Приуральский филиал) в суд представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежаще.

Заслушав административного истца Перминову Е.Г., исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются, кроме прочего: документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.

Аналогичные положения содержатся в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года, при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что Перминова Е.Г. является собственником объекта незавершенного строительства (проектируемое назначение – жилое), с кадастровым номером **:25, площадь застройки 153 кв.м., расположенного по адресу: ****, что подтверждается представленной выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также Свидетельством о государственной регистрации права, выданным 15 февраля 2007 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2018 года.

Решением Пермской городской Думы от 21 ноября 2017 года № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» установлен и введен в действие с 01 января 2018 года налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что объект незавершенного строительства, принадлежащий административному истцу на праве собственности, с 01 января 2018 года является объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, то результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости влияют на права и обязанности истца как налогоплательщика, следовательно, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, административный истец, являющийся плательщиком налога на имущество физических лиц, вправе требовать пересмотра кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства.

Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером **:25 определена по состоянию на 22 июня 2012 года Постановлением Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 года № 1588-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» и составила 49632205,5 рублей.

По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества может быть подано в суд в период действия оспариваемых результатов кадастровой стоимости.

Судом установлено, что после утверждения кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства, государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Пермского края проведена в 2018 году, результаты утверждены Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края», который применяется с 01 января 2019 года, и в который вошел объект с кадастровым номером **:25 (за № 253135).

Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости является архивной.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Абзацем 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Положениями части 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Кроме того, исходя из положений статей 78, 79, 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Принимая во внимание дату внесения сведений в ЕГРН об архивной кадастровой стоимости объекта, дату обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, суд полагает, что Перминова Е.Г., являясь собственником объекта, имеет законный интерес в оспаривании кадастровой стоимости на период до даты применения новой кадастровой стоимости, то есть до 31 декабря 2018 года, поскольку истец обязан уплатить налог на имущество физических лиц, размер которого исчисляется от кадастровой стоимости объекта, за соответствующие налоговые периоды, предшествующие 2019 году, в которых истец являлся собственником объекта недвижимости.

Административный истец, полагая, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости были использованы неверные сведения, обратился в АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Приуральский филиал) с запросом о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.

В ответ на запрос Приуральский филиал АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель работ по определению кадастровой оценки) письмом от 04 декабря 2019 года № 0109/6010 сообщил, что работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края по состоянию на 22 июня 2012 года выполнены в соответствии с государственным контрактом от 18 июня 2012 года № 37Д/2012. Перечень объектов оценки, подлежащих ГКО ОН, предоставлен Росреестром. В Перечне объектов оценки указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета. АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Приуральский филиал) был предоставлен Перечень, в который вошел объект недвижимости с кадастровым номером **:25, с приведением соответствующих количественных и качественных характеристик объекта. Кроме того, в ответе на запрос указано, что кадастровая стоимость определялась путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС, который определяется расчетным путем) объекта недвижимости на его площадь, следующим образом: 32439,35 руб./кв.м. * 1530 кв.м. = 49632205,5 рублей.

Более того, в ответ на запрос суда Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю письмом от 29 июля 2020 года № 11692-210 сообщило, что объект недвижимости с кадастровым номером **:25, вошедший в Перечень объектов ГКО ОН, имел определенные характеристики, в частности площадь объекта составляла 1530 кв.м.

В ответе на запрос суда АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Приуральский филиал) содержится аналогичная информация (письмо от 27 июля 2020 года № 01.09/4982).

Таким образом, суд исходит из того, что при расчете кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства с кадастровым номером **:25 были использованы сведения о площади объекта, равной 1530 кв.м.

Между тем, из совокупности представленных в материалы дела доказательств, в частности: свидетельства о государственной регистрации права, выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, Технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Кузнецкая, д. 54 (лит.А), составленный Государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» по состоянию на 22 января 2007 года, следует, что объект незавершенного строительства имеет фактическую площадь 153 кв.м.

Проверив и оценив указанные документы по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что в настоящем деле административный истец представил надлежащие доказательства в подтверждение своих доводов о том, что при определении кадастровой стоимости объекта были использованы недостоверным сведения о площади объекта в размере 1530 кв.м. при реальной его площади в размере 153 кв.м. Данное обстоятельство повлекло неверное определение размера кадастровой стоимости.

Применение в расчете кадастровой стоимости неверной площади объекта нарушает права и законные интересы административного истца, как собственника объекта незавершенного строительства, обязанного уплачивать налоговые платежи.

При таком положении суд полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Принимая во внимание площадь объекта недвижимости в размере 153 кв.м., а также удельный показатель кадастровой стоимости для объекта недвижимости с кадастровым номером **:25 в размере 32439,35 руб./кв.м. (применение которого административным истцом не оспаривается), кадастровая стоимость спорного объекта составляет 4963220,55 рублей, из расчета: 32 439,35 руб./кв.м. * 153 кв.м.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

С учетом того, что Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 09 января 2020 года, следовательно, дата обращения в суд подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Перминовой Елены Геннадьевны удовлетворить.

Признать недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства, проектируемое назначение – жилой, с кадастровым номером **:25, расположенного по адресу: Пермский край, город Пермь, Мотовилихинский район, ул. Кузнецкая, д. 54, на период с 11 января 2013 года по 31 декабря 2018 года включительно, в части площади объекта незавершенного строительства равной 1530 кв.м., согласно Постановлению Правительства Пермского края от 28 декабря 2013 года № 1588-П.

Установить в отношении объекта незавершенного строительства, проектируемое назначение – жилой, с кадастровым номером **:25, расположенного по адресу: Пермский край, город Пермь, Мотовилихинский район, ул. Кузнецкая, д. 54, кадастровую стоимость в размере 4963220 рублей 55 коп. на период с 11 января 2013 года по 31 декабря 2018 года включительно.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 09 января 2020 года.

Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, т.е. с 01 января 2018 года, на период до 31 декабря 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья подпись

3а-440/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Перминова Елена Геннадьевна
Ответчики
Управление Росреестра по Пермскому краю
Правительство Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Хузяхралов Дмитрий Олегович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
09.01.2020Регистрация административного искового заявления
10.01.2020Передача материалов судье
14.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
07.05.2020Судебное заседание
15.06.2020Производство по делу возобновлено
18.06.2020Судебное заседание
16.07.2020Судебное заседание
13.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее