Дело № 2а-915/2021
91RS0004-01-2020-002425-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2021 года г.Алушта
Алуштиснкий городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Ксендз И.С.
при ведении протокола помощником судьи – ФИО5,
с участием представителя административного ответчика – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Алушта Республики Крым административное дело по иску Администрации города Алушта Республики Крым к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Алуштинского городского отдела Государственного комитета по Государственной Регистрации и кадастру Республики Крым ФИО7, заинтересованное лицо ФИО2, ФИО3 о признании незаконными действий по регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
На основании определения Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГг. исковые требования Администрации города Алушта Республики Крым к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными действий по регистрации права собственности выделены из гражданского дела № в отдельное производство для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Администрация города Алушта Республики Крым свои требования к Государственному комитету по Государственной Регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными действий по регистрации права собственности за ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 90:15:01:0102:1117 площадью 100 кв.м. расположенный по адресу: Республика Крым г.Алушта <адрес> в районе жилых домов №-№.09.2020г. №//090/2020-1 обосновала тем, что на основании судебных актов государственный акт о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 0110300000:01:002:0177, выданный на имя ФИО3 отменен. Вместе с тем, в настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о регистрации права собственности на данный земельный участок за ФИО3, что нарушает права муниципального образования городской округ Алушта. Административный истец проинформировал административного ответчика об отмене государственного акта на земельный участок, однако Госкомрегистр каких-либо мер для исключения записи не предпринял.
На основании определения суда от 15.04.2021г. к участию деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2, ФИО3
В судебном заседании представитель административного ответчика – заведующая Алуштинским городским отделом Государственного комитета по Государственной Регистрации и кадастру Республики Крым ФИО8 исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска. Пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 0110300000:01:002:0177 был внесен в ЕГРН как ранее учтенный. На момент регистрационных действий в Госкомрегистр не поступало сведений об отмене государственного акта. Заявитель предоставила государственный акт в связи с чем не было основания для отказа в регистрации права собственности ФИО3
Иные участники процесса и их представители в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли.
На основании ст.150 КАС РФ суд рассмотрел дело при указанной явке.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 6 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с частью 1 статьи 21 этого же Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу ФЗ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с выпиской из Реестра муниципального имущества, земельный участок кадастровый №, площадью 100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе жилых домов № -№ находится в собственности городского округа Алушта с 09.01.2019г.
Из выписки из ЕГРН от 16.09.2020г. следует, что право собственности на земельный участок кадастровый № (ранее учтенный кадастровый №), площадью 100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе жилых домов № -№ зарегистрировано за ФИО3, номер государственной регистрации - 90:15:010102:1117-90/090//2020 от 07.06.2020г.
В соответствии с делом правоустанавливающих документов на земельный участок кадастровый № право собственности на земельный участок за ФИО9 зарегистрировано на основании государственного акта серия ЯИ №, выданного на основании решения Алуштинского городского совета 37 сессии 5 созыва от 25.02.2009г. №, решения Алуштинского городского совета 45 сессии 5 созыва от 09.09.2009г. №, кадастровый №.
Изложенные выше требования закона были соблюдены органом государственной регистрации при проведении правовой экспертизы и совершении регистрационных действий по регистрации права собственности за ФИО3
При этом судом было установлено, что в соответствии с решением Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ № государственный акт серия ЯИ № о праве собственности ФИО3 на земельный участок площадью 0,01 га, расположенный по адресу: <адрес>, в районе домов 20, 22 признан неправомерным и отменен. На решении имеется отметка о вступлении в законную силу 22.09.2014г.
Дело № было рассмотрено без участия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, сведений о том, что административному ответчику направлялась копия судебного акта в материалы дела не представлено, судом не добыто.
Из пояснений представителя ответчика следует, что при совершении действий по регистрации прав ФИО3 Госкомрегистру не было представлено сведений об отмене государственного акта, копия решения суда не направлялась. Представленная в материалы дела переписка Администрации <адрес> Республики Крым с Госкомрегистру датирована 05-ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после регистрации права ФИО3
Таким образом, суд приходит к выводу, что представлены доказательства, подтверждающие, что обжалуемые действия совершены в рамках предоставленной законом компетенции, основания для проведения оспариваемых действий имелись, содержание оспариваемых действий соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Так же суд отмечает, что на основании решения Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 0110300000:01:002:0177, актуализированный кадастровый №, площадью 100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе жилых домов № № признано отсутствующим.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения административного иска.
Оценивая соблюдение сроков обращения в суд, суд принимает во внимание отсутствие достоверных сведений о том, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, с учетом даты поступления иска в суд, суд считает, что административный иск подан с соблюдение сроков, установленных ч. 3 ст. 219 КАС.
Мотивированный текст решения изготовлен 25 мая 2021 года.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 179, 194, 226, 227 КАС РФ, суд–
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Администрации города Алушта Республики Крым к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Алуштинского городского отдела Государственного комитета по Государственной Регистрации и кадастру Республики Крым ФИО7, заинтересованное лицо ФИО2, ФИО3 о признании незаконными действий по регистрации права собственности отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.
Судья: И.С. Ксендз