№ Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
г.ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ
Дзержинский районный суд г. ФИО2 в составе:
председательствующего судьи Резникова Е.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
помощнике судьи ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Комитету по управлению государственным имуществом <адрес>, ФИО4 о признании решений незаконным, возложении обязанности,
при участии: представителя ответчика Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> ФИО7, действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Администрации <адрес> ФИО10 действующего на основании доверенности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с требованиями к Комитету по управлению государственным имуществом <адрес>, ФИО4, о признании решений незаконным, возложении обязанности, указав, что решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 незаконно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес>, г.ФИО2, <адрес>, <адрес>. Также в последующем ФИО3 стало известно, что решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок предоставлен бесплатно в собственность ФИО4 С учетом уточнений, просит признать указанные решения незаконными, обязать Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> повторно рассмотреть его обращение в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность; взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> ФИО7, представитель третьего лица ФИО2 ФИО11. возражали против удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно статье 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Осуществление лицом своих прав и обязанностей, связанных с местом проживания, находится в зависимости от волеизъявления такого лица, которое при добросовестном отношении должно было позаботиться о получении почтовой корреспонденции, направляемой на его имя.
В соответствии с п. 63 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным выше, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Поскольку ФИО3 извещен лично под роспись, а судебное извещение ФИО4ФИО12. направлено по месту регистрации (жительства), ожидало получения, но в связи с истечением срока хранения было возвращено почтой, суд считает, что возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа (пункт 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
По делу установлено, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) обратился в Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность площадью 1000 кв.м, по адресу: г. ФИО2, <адрес>, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 в удовлетворении требований было отказано, поскольку согласно градостроительному заключению АГ 06-23-156 департамента по градостроительству и архитектуре ФИО2, указанный в заявлении участок расположен в зоне планируемой жилой застройки (Ж5) в границах застройки квартала 06_03_147, на который имеется утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № проект планировки и межевания территории западнее квартала 06_05_005 в <адрес>. При наличии проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с ГрК РФ, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка в границах такой территории осуществляется в соответствии с проектом межевания. Согласно проекту межевания испрашиваемый участок находится на территории образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (№ по чертежу Проекта межевания) площадью 1030,40 кв.м, планируемого для индивидуального жилищного строительства. Градостроительным регламентом зоны планируемой жилой застройки (Ж5) Правил землепользования и застройки городского округа город-герой ФИО2, утвержденных решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрена максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства – 1000 кв.м. Таким образом, образование земельного участка площадью 1030,40 кв.м не соответствует Правилам землепользования и застройки в части предельных размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне планируемой жилой застройки Ж5. В связи с чем, право на приобретение испрашиваемого участка, превышающей площадь предельных размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне планируемой жилой застройки Ж5 отсутствует.
Между тем в нарушение вышеуказанных требований закона оспариваемое решение административного ответчика об отказе ФИО3 в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержит оснований такого отказа, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а приведенные в нем обстоятельства не отнесены законом к таким основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно части 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Согласно градостроительному заключению АГ 06-23-156 испрашиваемый ФИО3 земельный участок расположен в кадастровом квартале 06_03_147 и в территориальной зоне Ж5 (зона планируемой жилой застройки), по проекту планировки территории предназначен под индивидуальное жилищное строительство.
Согласно пункту 6 статьи 27 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой ФИО2 максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства 1000 кв. м (максимальный).
Тем самым, испрашиваемый ФИО3 к предоставлению земельный участок площадью 1000 кв. м соответствует предельным размерам земельных участков, установленным градостроительным регламентом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности решения органа местного самоуправления об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основанию несоответствия его площади предельной максимальной площади, установленной в территориальной зоне Ж5.
Утверждение органа местного самоуправления о наличии оснований к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду расположения испрашиваемого земельного участка на территории, в отношении которой утвержден проект межевания, предусматривающий формирование спорного земельного участка площадью 1030,40 кв.м, несостоятельно, поскольку, как указано выше, предельные размеры земельных участков определяются градостроительными регламентами, которым указанный проект межевания в части максимальной площади земельного участка не соответствует. Данное несоответствие между проектом межевания территории и градостроительным регламентом не может влечь неблагоприятные последствия для заявителя. При разработке и утверждении проекта межевания территории западнее квартала 06_05_005 в <адрес>, на которой расположен спорный земельный участок, органом местного самоуправления не обеспечено соблюдение требований части 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в собственность ФИО4 был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером 34:34:060013:514 (г.ФИО2, <адрес>, <адрес>), государственная собственность не который не разграничена.
Основанием для принятия указанного решения, послужило то, что ФИО4 относится к категории граждан имеющих трех и более детей. Факт предоставления участка, в том числе подтверждается выпиской их ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой данный ответчик указан в качестве собственника земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с пп.6 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ч.1 ст.1 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N №-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (далее — Закон №-ОД) предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории <адрес> в собственность граждан Российской Федерации бесплатно предоставляются для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей (далее - граждане, имеющие трех и более детей).
Принятый на учет гражданин подлежит снятию с учета в случае принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес> (п.4 ч.4 ст. 5 Закона N №ОД).
Решением Облкомимущества от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 поставлена на учет граждан в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
В силу положений Закона №-ОД, Административного регламента №-н процедура предоставления земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер.
В соответствии с ч.5 ст. 9, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (далее — Закон №-ОД) граждане, состоящие на учете, изъявившие желание получить в собственность бесплатно земельный участок, который поставлен на государственный кадастровый учет, за исключением земельного участка, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», подают заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в уполномоченный орган по месту постановки на учет. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности их поступления в зависимости от даты и времени их поступления.
В соответствии с ч.ч.1,2,5 ст.9 Закона №-ОД предоставление земельных участков гражданам, состоящим на учете, осуществляется по месту постановки их на учет в границах соответствующего муниципального образования. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 3.1 Административного регламента №-н предоставление государственной услуги включает в себя определенные административные процедуры, в числе которых: формирование и направление межведомственных запросов документов (информации), необходимых для рассмотрения заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Абзацем 6 пункта 3.2.5. Регламента установлено, что при отсутствии документов, необязательных для представления заявителем, сотрудник отдела, ответственного за формирование результатов государственной услуги, осуществляет подготовку запросов в соответствующие структурные подразделения органов исполнительной власти <адрес>, федеральные органы исполнительной власти, структурные подразделения органов местного самоуправления.
Таким образом, с учетом выводов относительно оснований незаконности отказа в удовлетворении требований ФИО3, суд приходит к выводу о том, что решение о предоставление в собственность многодетной ФИО4 земельного участка с кадастровым номером № основано на законе, в связи с тем, требование в части признания незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что на момент рассмотрения исковых требований, земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности ФИО4, основания для возложения обязанности на Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, отсутствуют.
Разрешая требования ФИО3 в части судебных расходов, с учетом положения ст. 98 ГПК РФ, суд определяет ко взысканию с Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> в пользу ФИО3 подлежат расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░4 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░