Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 05 октября 2021 года
дело № 2-1620/2021
УИД 72RS0021-01-2021-001448-03
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Губской Н.В.
при секретаре Пугиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом МТУ «Росимущества» по Тюменской области, ХМАО – Югре, ЯНАО, Департаменту лесного комплекса Тюменской области о признании права собственности на земельный участок, признании недействительными результатов межевания,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчикам, мотивируя тем, что истец является членом СНТСН «Архитектор» и имеет в границах данного садоводства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1698 кв.м. Участок образован в результате раздела участка по <адрес>, который был представлен прежнему владельцу на основании Постановления МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и стоял на кадастровом учете. Обязанности члена товарищества истцом исполняются полностью, оплачиваются членские и целевые взносы, земельный участок освоен, огорожен, имеются постройки и посадки. Истцом проведены работы по установлению границ земельного участка. Истец обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлениями о предоставлении указанного земельного участка в собственность. Письмом департамента от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка. В обосновании отказа департамент указывает, что СНТ «Архитектор» представлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования подтвержденное госактом № и по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ; участок истца с адресным описанием: <адрес> не входит в границы земельных участков представленных СНТ «Архитектор», испрашиваемый участок расположен в границах зоны затопления. Истец считает, что действия департамента нарушают его права, поскольку ответчик не принимает во внимание наличие правоустанавливающих документов на земельные участки представленные истцу, а именно: распоряжением исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. № с/о «Архитектор» для расширения дополнительно был выделен земельный участок из земель Андреевского лесничества. Участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № с площадью 2,3289 га без установления границ на местности (далее участок 2,3 га). Согласно акта выбора от ДД.ММ.ГГГГ произведен выбор земельного участка под коллективные сады. Участок был выведен из состава лесного фонда, что подтверждается письмом Тюменского филиала ФГУП «Рослесинфорг» № от ДД.ММ.ГГГГ и фрагментом карты насаждений. Администрацией Андреевского МО Тюменского района было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор. В границы этого участка общей площадью 103 га вошли все ранее выделенные обществу участки площадью 6,3, 2,3 и 8,1 га. Органом кадастрового учета на основании вышеуказанного акта органа местного самоуправления внесены сведения о предоставленном земельном участке в государственный кадастровый кадастр со следующими характеристиками: местоположение: <адрес>», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства и огородничества; земельному участку присвоен кадастровый №. Согласно Постановления 40 был утвержден генеральный план МО п. Андреевский, который был пересмотрен в 2014, а затем в 2017г. Правила землепользования и застройки МО Андреевский утверждены Распоряжением ГУС ТО 07.02.2-18 №-Р. СНТ Архитектор был подготовлен Проект организации и застройки СНТ Архитектор и утвержден 18.12.2017г МО Андреевский. Участок истца входит в границы Проекта СНТ Архитектор. В 2002 году в границах участка 103 га на основании Акта выбора отДД.ММ.ГГГГ, Акта технического обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, согласован к отводу из состава гослесфонда участок 10,9 га на основании, согласований Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Администрации Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Заключения № от ДД.ММ.ГГГГ по акту выбора Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Тюменской области и Письма Тюменского лесхоза Комитета по лесуТюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Предоставлен земельный участок площадью 8,1 га, Постановлением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением администрации Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р, постановлением администрации Тюменского района Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ, а так же сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Аппарата Совета Министров Правительства Российской Федерации для нужд садоводческого общества «Архитектор» разрешен перевод лесных земель в нелесные с передачей в постоянное пользование под коллективные сады. Уполномоченным органом кадастрового учета 09.01.1994г земельному участку присвоен кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под размещение коллективных садов. Согласно выписке из протокола общего собрания и членской книжки истец является членом СНТ «Архитектор», земельный участок выделен для садоводства и огородничества в границах территории садоводческого общества. Таким образом, истец просит признать земельный участок с адресным описанием: <адрес> входящим в состав территории СНТ «Архитектор»; признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: <адрес>, в части включения в его границы границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о принадлежности земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек в части пересечения к границам земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации; признать за истцом право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1696 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ в предварительном судебном заседании к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ ТО «Тюменская авиабаза».
Представитель истца Звонарев С.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83), в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Департамента лесного комплекса Тюменской области – Колбин А.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 179), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Истец ФИО1, представители третьих лиц СНТСН «Архитектор», ФГБУ «Рослесинфорг», Управления Росреестра по Тюменской области, Федерального агентства лесного хозяйства Рослесхоз в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Третье лицо кадастровый инженер Басаргина Е.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд отзыв, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, принять решение на усмотрение суда (л.д. 109-112).
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд возражения, в которых просил исключить их из числа ответчиков, рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 86-91).
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, направил в суд возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 116-120).
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика Департамента лесного комплекса Тюменской области, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь требованиями закона, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Судом установлено, что ФИО1 является членом СНТ «Архитектор», оплачивает членские взносы, в его пользовании находится садовый участок по адресу: <адрес>, что подтверждается членской книжкой, выпиской из протокола № решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, списком членов СНТ «Архитектор» на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 17-18, 28-31).
Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан участков, находящихся в муниципальной собственности за исключением изъятия участков из оборота, установленного запрета на приватизацию участков.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ (в ред. Федерального закона 23.06.2014 № 171 -ФЗ) права на землю, непредусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В силу п. 2.7 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2.8 ст.3 указанного Федерального закона, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 названной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В соответствии с п. 3, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участок на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно Постановлению Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-п, от ДД.ММ.ГГГГ №-п, от ДД.ММ.ГГГГ №-п» и в соответствии с Законом Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области» с ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории). Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена переданы Департаменту имущественных отношений Тюменской области.
Судом установлено, что истец обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации. Земельный участок не входит в границы земельных участков, предоставленных СНТ «Архитектор» по государственному акту А-I №, и по решению исполнительного комитета Тюменского района от ДД.ММ.ГГГГ №. Предоставленная выписка из решения общего собрания членов СНТ «Архитектор» о распределении земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, применимым к данному документу (выписка не содержит информацию о распределяемой площади испрашиваемого земельного участка). Испрашиваемый земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории – зоне подтопления и зоне затопления (в соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов) (л.д. 14-15).
С целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела, ДД.ММ.ГГГГ судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО «Тюменские землемеры» (л.д. 130-134).
Из представленного экспертного заключения №(18)/2021 (л.д. 142-163) следует, что местоположение фактических границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, определены с учетом актуальной топографической основы территории по состоянию на момент проведения исследования. На исследуемом земельном участке расположен жилой дом.
Исследуемый земельный участок не входит в территорию садоводства, предоставленную СНТ «Архитектор»:
- постановлением администрации Андреевского МО № от ДД.ММ.ГГГГ;
- постановлением правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ;
- постановлением администрации Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земель под коллективные сады»
- распоряжением Администрации Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии земельного участка земель гослесфонда и передачи его садоводческому обществу «Архитектор»;
- актом выбора от 19.04.1993г.
Исследуемый земельный участок расположен в границах земельного участка площадью 10,9 га, сведения о котором отражены в Акте выбора земельного участка садоводческому товариществу «Архитектор-2» для коллективного садоводства и огородничества от ДД.ММ.ГГГГ.
Экспертом при проведении землеустроительной экспертизы установлено наложение фактических границ исследуемого земельного участка, на границы земельного (лесного) участка с кадастровым номером № Тюменская <адрес>, категория земель: земли лесного фонда). Площадь наложения составляет 1610 кв.м.
В соответствии с генеральным планом застройки Андреевского муниципального образования Тюменского района, правилами землепользования и застройки Андреевского муниципального образования Тюменского муниципального района спорный земельный участок входит в функциональную зону «зона садоводческих или огороднических товариществ», территориальную зону «Сх4» - зона, предназначенная для ведения садоводства.
В силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ суд оценивает заключение экспертизы по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд принимает вышеуказанное экспертное заключение, считает его соответствующим требованиями относимости, допустимости и достоверности, установленным ст. 67 ГПК РФ, поскольку оно проведено и составлено в соответствии с нормами действующего законодательства, научно обосновано, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, кроме того оно подтверждается и согласуется с иными, добытыми по делу доказательствами и не оспаривается сторонами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2.8 «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014 г., для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» вступил в действие 23.04.1998.
Садоводческий кооператив «Архитектор» был зарегистрирован в Государственном реестре предприятий и поставлен на налоговый учет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение доводы истца о том, что земельный участок по адресу: <адрес>, входит в границы земельного участка, предоставленного СНТ «Архитектор», является составной частью территории СНТ «Архитектор», в связи с чем исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
В силу ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из представленных документов и заключения эксперта судом установлено, что земельный участок по адресу: <адрес> фактически существует на местности, находится в фактическом пользовании истца.
Учитывая, что в настоящее время сведения о данном участке в реестре недвижимости отсутствуют, единственным способом защиты права является судебная защита прав истца, при этом обращение в суд с иском о признании права предусмотрено ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ. Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, суд полагает, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие у истца права на оформление земельного участка в собственность, реализации которого препятствует отсутствие сведений о том, что земельный участок входит в границы СНТ «Архитектор».
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок находится в фактическом пользовании истца, каких-либо требований об освобождении земельного участка, истребовании части участка из пользования истца ответчиками не предъявлялось. Доказательств того, что земельный участок, находящийся в фактическом пользовании истца, выходит за границы территории земельного участка СНТ «Архитектор», суду не представлено, так же как не представлено доказательств, препятствующих признанию за истцом права собственности на испрашиваемый земельный участок, сведения о зарегистрированных правах иных лиц отсутствуют, обстоятельств, исключающих возможность предоставления земельного участка истцу в собственность бесплатно не установлено, следовательно, исковые требования о признании за истцом права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1696 кв.м., в координатах границ, установленных по заключению судебной экспертизы, подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет, имеет разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, расположен по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, площадь участка 10643610+/-57093 кв.м. Сведения о местоположении границ и площади земельного участка внесены в ЕГРН на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Басаргиной Е.Г. в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенного между Департаментом лесного комплекса и ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» с целью исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 106-108).
Из статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» следует, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Частью 1 статьи 8 ЛК РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу прямого указания закона лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
В силу п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственность Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
На основании п. 3 ст. 214 и п. 1 ст. 125 ГК РФ права собственника в отношении федеральной собственности осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений - предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение аукционов.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. В соответствии с пунктом 5.8 указанного Положения Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Постановлению Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о Департаменте лесного комплекса Тюменской области» Департамент лесного комплекса Тюменской области осуществляет разработку лесных планов Тюменской области, организацию проведения на землях лесного фонда лесоустройства в части проектирования лесных участков, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Тюменской области, распоряжение землями лесного фонда, а также рассмотрения в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, а также обеспечение выбора участка земель лесного фонда и формирование необходимой документации для перевода земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
Согласно письму Министерства Экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О полномочиях по принятию решений о согласовании местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда» полномочия собственника в части согласования местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации не переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, согласование местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, то есть Росимуществом.
Из обстоятельств дела следует, что Департаментом лесного комплекса Тюменской области границы участка с кадастровым номером № при постановке его на кадастровый учет с истцом не согласованы, земельный участок истца, существовавший на местности на момент проведения межевания лесного участка, учтен не был, при этом судебной экспертизой установлено наложение границ земельного участка лесного фонда на фактически закрепленные на местности границы земельного участка истца, площадь наложения которого составила 1610 кв.м.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 ст. 39 данного Федерального закона, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с собственниками смежных земельных участков.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч.3 ст. 1 названного Закона).
Согласно ч. 1 ст. 43 выше названного Закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Как предусмотрено частью первой ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости) документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части третьей ст. 22 Закона о регистрации недвижимости в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с положениями пункта 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 39 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если, земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 25 части 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление учета изменений земельного участка приостанавливается, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.
На основании пункта 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Принимая во внимание, что при осуществлении действий по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № и внесении сведений о местоположении границ данного участка в ЕГРН, не было учтено наличие в его установленных границах земельного участка истца, что привело к включению границ земельного участка истца в границы земельного участка лесного фонда, суд находит не соответствующими требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих порядок проведения межевания, и нарушающими права правообладателя земельного участка по адресу: <адрес>, указанные действия по межеванию земельного участка и, следовательно, результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, в части включения в его границы земельного участка истца, подлежат признанию судом недействительными, требования истца в данной части удовлетворению.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года, в том числе предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
На основании ч. 5 ст. 14 названного Закона положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.
Согласно ч. 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
В силу ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О государственной регистрации недвижимости», если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принимая во внимание, что внесение в ЕГРН сведений об исправлении реестровой ошибки в координатах местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, определённых в соответствии с межеванием, подготовленным кадастровым инженером Басаргиной Е.Г., нарушает права истца только в части включения его участка в границы лесного участка, исключению из ЕГРН подлежат только границы земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения границ участков.
На основании изложенного, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 г. (в редакции закона на момент возникновения спорных правоотношений), Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 12, 55, 56, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать земельный участок с адресным описанием: <адрес>, входящим в состав территории СНТ «Архитектор».
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок, площадью 1696 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в координатах границ:
Номер характернойточки | Координаты (МСК № 1) | |
X | У | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части включения в его границы границ земельного участка, площадью 1610 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения с границами земельного участка по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2021 года.
Судья (подпись) Н.В. Губская
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья Н.В. Губская