Дело№
25RS0№-52Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 23 июня 2021г.
Ленинский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н.
при ведении протокола помощником судьи ФИО5
с участием истца ФИО2
представителя ответчика Администрации <адрес> ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации <адрес>, третьи лица <адрес>, Министерство образования <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения, в обоснование заявленных требований указав, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Совместно с братом, его женой и ребенком проживает по адресу: <адрес>. которая принадлежит им (истцу ФИО2 и его брату ФИО2 по ? доли в праве собственности), однако, площадь указанной квартиры, менее учетной нормы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Таким образом, он проживает в указанном жилом помещении в стесненных условиях. Государственная гарантия предоставления ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения до настоящего времени не исполнена.Тем самым администрацией <адрес> допущено нарушение его прав на жилище, закрепленное ст. 40 Конституции РФ.
Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», просил возложить на Администрацию <адрес> обязанность предоставить ФИО3, 17.01.1995г. рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной администрацией Владивостокского городского округа в пределах Владивостокского городского округа.
21.05.2021г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены <адрес>, Министерство образования <адрес>.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебном заседании просила в иске отказать, представила отзыв на иск, в котором указала, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возможно только из специализированного жилищного фонда, который сформирован из квартир, приобретенных на краевые субвенции. Вместе с тем в настоящее время специализированный жилищный фонд администрацией <адрес> не сформирован для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в Ленинском районном суде <адрес> рассматривается помимо данного дела еще 15 гражданских дел о возложении на администрацию <адрес> обязанности предоставить жилое помещение лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, возложение на администрацию <адрес> по данному гражданскому делу обязанности по предоставлению ФИО2 жилого помещения невозможно, поскольку орган местного самоуправления не может нести ответственность по осуществлению государственных полномочий за пределами выделенных на эти цели субвенции.
Полагает, что возложение на администрацию <адрес> по решению суда обязанности предоставить ФИО2 жилое помещение специализированного жилищного фонда возможно только после возложения на <адрес> обязанности предварительно профинансировать приобретение жилого помещения именно для ФИО2 в целях соблюдения положений статьей 16, 19, 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Ранее пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ было определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ пункт 2 части 2 статьи 57 признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Жилищным кодексом РФ в статье 57 не установлено, что имеются иные категории граждан, которые могут быть обеспечены вне очереди жилыми помещениями на основании какого-либо Федерального закона.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В настоящее время <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» регулирует отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей <адрес> №-КЗ установлен порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Так орган местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня включения жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд организует осмотр лицами, включенным в список, указанных жилых помещений; обеспечивает оформление письменного согласия лиц, включенных в список, о заключении договора найма специализированного жилого помещения в отношении осмотренного жилого помещения либо их письменного отказа от заключения указанного договора; принимает решения о предоставлении жилых помещений лицам, выразившим согласие о заключении договора найма специализированного жилого помещения.
То есть, данный порядок предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда определяет процедуру предоставления жилых помещений лицам, включенным в список, в порядке очередности.
Согласно ответу УУРЖ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ЗильбертВ.Ю.,17.01.1995г.р., в сводном списке не значится.
В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель соответчика <адрес>извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие; направил в адрес отзыв на иск, в котором указал, что действующим законодательством уже возложена обязанность по обеспечению истца жилым помещением.
Согласно имеющейся информации истец включен в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории Владивостокского городского округа (далее-Сводный список).
Лица, включенные в Сводный список, подлежат обеспечению жилым помещением в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 433-K3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» (далее - Закон ПК №-КЗ).
Администрация <адрес> является надлежащим ответчиком.
С ДД.ММ.ГГГГ в силу ч. 2 ст. 10 Закона ПК №-K3 лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии со ст. 5 Закона ПК №-K3 в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов <адрес>, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Учитывая, что согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, соответственно правом принимать решения о предоставлении жилого помещения, включенного в муниципальный специализированный жилищный фонд жилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, обладает только администрация соответствующего муниципального района.
Таким образом, в данном случае решение вместо <адрес> будет приниматься администрацией <адрес>. В связи с чем ответчиком по такой категории дел является соответствующий орган местного самоуправления, а не <адрес>.
Согласно ч. 5 ст. 7 Закона ПК №-КЗ уполномоченный орган исполнительной власти <адрес> в области образования является главным распорядителем средств субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям на осуществление государственных полномочий.
Департаментом образования и науки <адрес> субвенция доведена до администрации.
Доказательств недостаточности финансирования администрации <адрес> в суд не представлено. Более того, администрация <адрес> вправе обратиться за дополнительным финансированием в случае недостаточности. Доказательств отказа в предоставлении дополнительного финансирования также не представлено.
В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель соответчика Министерства образования Приморского извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дате судебного заседания надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории Владивостокского городского округа.
Согласно ответу Управления по учёту и распределению жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией <адрес> не предоставлялись ФИО2 жилые помещения по договорам социального найма.
По информации КГКУ «Управления землями и имуществом на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, сведений о наличии в собственности ФИО2 объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья, на территории <адрес> по данным, содержащимся в учетно-технической документации, не имеется.
ФИО2 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, с 22.01.2009г. и по настоящее время.
По информации МКУ «Учетно-регистрационный центр Владивостока» жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 45,8 кв.м., находится в собственности граждан, в том числе ФИО3 и ФИО2 (по 1/4 доли) на основании договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельств о праве собственности на наследство от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ;ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.11.2007г.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО8 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с тем, что площадь, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>».
В соответствии со ст. 5 указанного Закона, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных; районов и городских округов <адрес>, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда,; предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми- сиротами, в том числе в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми- сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.
Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, Владивостокский городской округ (ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ).
Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>».
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования <адрес>.
В силу ст. 10 этого же Закона лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Поскольку ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нанимателем по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, принимая во внимание, что площадь квартиры по адресу: <адрес>, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, то у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Таким образом, принимая во внимание тот факт, что истец на день обращения с иском в суд жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного ФИО2 иска.
При этом суд полагает доводы администрации <адрес>, изложенные в отзыве на иск, несостоятельны, поскольку гарантированное законом право ФИО2 на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилой площади. Отсутствие финансирования или недостаточный объем финансирования не освобождает администрации <адрес> от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению ФИО2 жилым помещением.
В соответствии с ч. 4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>" (принят Законодательным <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площадижилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования <адрес>.
Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Владивостоке» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв. м общей площади на одного человека.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Администрации <адрес>, третьи лица <адрес>, Министерство образования <адрес> о предоставлении жилого помещения- удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> края предоставить ФИО3, 17.01.1995года рождения, в границах Владивостокского городского округа благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам не менее нормы предоставления площади или помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Владивостокского городского округа.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Е.Н.Круковская
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.