Решение по делу № 33-11400/2018 от 20.06.2018

Судья Вафина Г.В.                                                                  Дело № 33-11400/2018

                                                                                                   Учет № 072г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

9 июля 2018 года                                                                                 город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гаянова А.Р. и Субботиной Л.Р.,

при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Хисамова Р.Ф. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 апреля 2018 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Хисамова Р.Ф. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), включении периодов в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии – отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Хисамова Р.Ф. и его представителя Забродина Е.Ю., поддержавших жалобу, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хисамов Р.Ф. обратился с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначении досрочной пенсии.

В обоснование своих требований истец указал, что 7 февраля 2018 года в связи с достижением возраста 55 лет и наличием стажа в тяжелых условиях труда продолжительностью более 12 лет 6 месяцев он подал в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением ответчика в назначении досрочной пенсии ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.

С данным отказом истец не согласен, считает, что из указанного стажа необоснованно исключены периоды его работы в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций с 11 июля 2000 года по 14 мая 2001 года в ГУП «Промстрой», с 1 января 2003 года по 12 января 2003 года в ООО СМУ «Экспро-Т», с 13 января 2003 года по 24 февраля 2003 года в ООО «Барс-Строй», с 11 сентября 2006 года по 24 июля 2009 года в ООО ПСК «КамЭнергоСтройПром». По изложенным основаниям истец просил суд признать решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии незаконным, возложив на пенсионный орган обязанность по включению приведенных выше периодов в специальный стаж и назначению досрочной пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением.

Представитель ответчика иск не признал, пояснив суду, что в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано правомерно в связи с отсутствием достаточных и допустимых доказательств осуществления им в спорные периоды времени трудовой деятельности в тяжелых условиях труда, а также его полной занятости в этих условиях.

Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, указывается, что представленными документами подтверждено осуществление им трудовой деятельности в тяжелых условиях труда в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций в течение спорных периодов, что не получило должной правовой оценки при разрешении настоящего спора.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу положений пункта 2 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Судом установлено, что 7 февраля 2018 года, после достижения возраста 55 лет, Хисамов Р.Ф. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

Решением ответчика от 20 февраля 2018 года № 147241/18 в назначении пенсии на льготных основаниях истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 12 лет 6 месяцев, в который в бесспорном порядке зачтено 8 лет 4 месяца 3 дня, а при условии предоставления индивидуальных сведений за период с 1 января 2017 года по 6 февраля 2018 года с кодом особых условий труда – 9 лет 5 месяцев 8 дней. При этом спорные периоды работы в его специальный стаж ответчиком включены не были.

Разрешая спор, суд, исходя из возникших между сторонами правоотношений и закона, подлежащего применению к этим отношениям, пришел к выводу о недоказанности занятости истца в оспариваемые периоды времени в тяжелых условиях труда в режиме полной занятости, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы необоснованными, исходя из следующего.

Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Реализуя указанные законоположения Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Подпунктом «б» пункта 1 этого постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда – Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а также Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

В разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, предусмотрены пенсионные льготы монтажникам по монтажу стальных и железобетонных конструкций.

Ранее действовавший Список № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, также предусматривал право на льготное пенсионное обеспечение лиц, работающих в качестве монтажников стальных и железобетонных конструкций (раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций»).

Исчисление периодов работы, а также порядок подтверждения страхового и специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила), Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.

Согласно пункту 4 названных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В соответствии с положениями пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат обязательному подтверждению.

При этом пунктом 4 данного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить –период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).

Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрена необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, а также порядок и условия его подтверждения.

Согласно записям в трудовой книжке, 26 апреля 1999 года истец был принят на работу в СМП «Промстрой» плотником-бетонщиком 4 разряда, 1 сентября 1999 года назначен бригадиром бетонщиков с присвоением 5 разряда бетонщика, 11 июля 2000 года на основании приказа от 11 июля 2000 года № 198-е переведен монтажником ЖБК 4 разряда и 14 мая 2001 года уволен по собственному желанию. 22 января 2002 года истец был принят на работу в ООО «Экспро-Т» монтажником стальных и ЖБК 4 разряда, откуда уволен 24 февраля 2003 года по собственному желанию. Далее, 11 сентября 2006 года истец был принят на работу в ООО ПСК «КамЭнергоСтройПром» на должность монтажника стальных и железобетонных конструкций 4 разряда, в которой проработал по 24 июля 2009 года.

Согласно архивной справке от 23 октября 2014 года № С-629, выданной Исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района, в документах ГУП «Промстрой» Менделеевского района Республики Татарстан имеются следующие сведения о работе Хисамова Р.Ф.: принят с 26 апреля 1999 года плотником-бетонщиком 4 разряда на участок № 1 временно на 6 месяцев со сдельной оплатой труда, с 1 сентября 1999 года переведен на постоянную работу и назначен бригадиром бетонщиков, с 1 сентября 1999 года присвоен 5 разряд бетонщика, уволен с 14 мая 2001 года бетонщиком 5 разряда участка № 1 по собственному желанию. Данная справка выдана на основании личной карточки формы Т-2, приказов по личному составу. При этом в справке также отмечено, что приказы по личному составу от 11 июля 2000 года № 198к, 198е на Хисамова Р.Ф. отсутствуют.

Также в архивной справке от 11 ноября 2011 года № 937 указано, что с 22 января 2002 года истец был принят на работу в ООО Строительно-монтажное управление «Экспро-Т» монтажником ст. и ЖБК 4 разряда (так в документах). В ведомостях по начислению заработной платы за 2002 – 2003 годы количество отработанных дней и род деятельности не указаны.

Помимо этого ООО ПСК «КамЭнергоСтройПром» истцу выдана о том, что документы, касающиеся трудовой деятельности истца, в данной организации утеряны. В пенсионный орган льготные списки не подавались.

Таким образом, в данном случае факт работы истца более 80 процентов рабочего времени в условиях труда, предусмотренных Списком № 2, какими-либо доказательствами не подтверждается. Более того, в выписке из индивидуального лицевого счета истца спорые периоды его работы после регистрации в качестве застрахованного лица – 29 апреля 1999 года отражены работодателями общим стажем без указания кода особых условий труда.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения оспариваемых периодов работы в специальный стаж истца.

Поскольку без учета спорных периодов у Хисамова Р.Ф. отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в назначении пенсии ему также отказано обоснованно.

В целом содержащиеся в апелляционной жалобе истца доводы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.

С учетом изложенных обстоятельств, учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 апреля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хисамова Р.Ф. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-11400/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Хисамов Р.Ф.
Ответчики
УПФ РФ в г. Набережные Челны
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
09.07.2018Судебное заседание
12.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее