Дело №
86RS0№-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижневартовск 21 марта 2024 года
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Житинского А.В.,
при секретаре Павловой Е.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Нижневартовского района Дамировой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Нижневартовского района в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская районная больница», Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности по устранению нарушений требований антитеррористической безопасности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «УВО ВНГ России» по ХМАО-Югре,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижневартовского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская районная больница» о возложении обязанности по устранению нарушений требований антитеррористической безопасности. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская районная больница» в ходе которого установлено, что в 2019 году проведено категорирование объекта БУ «Нижневартовская районная больница», филиал в д. Вата (фельдшерско-акушерский пункт), расположенного по адресу <адрес>, по результатам которого объекту присвоена 4 категория опасности. При этом с 2019 года до настоящего времени указанный объект не соответствует требованиям к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, поскольку отсутствует охрана объекта, а также система видеонаблюдения. ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес БУ «Нижневартовская районная больница» внесено представление об устранении нарушений закона, однако, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Таким образом, до настоящего времени указанный объект не соответствует требованиям к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, поскольку отсутствует охрана объекта, а также система видеонаблюдения. Учитывая, что Департамент здравоохранения ХМАО-Югры осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета автономного округа, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий, руководствуясь ст.ст. 27 и 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просил обязать БУ ХМАО - Югры «Нижневартовская районная больница» (ИНН №) обеспечить объект: БУ ХМАО - Югры «Нижневартовская районная больница» филиал в д. Вата (фельдшерско-акушерский пункт), расположенный по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, в течение 4 месяцев с момента вступления в силу решения суда, обязать Департамент здравоохранения ХМАО-Югры (ИНН 8601002141) обеспечить финансирование данных мероприятий в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Дамирова Т.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики, третье лицо, своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика БУ «Нижневартовская районная больница» ФИО3 в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Нижневартовского признала просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрение дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.11.2009 (далее - Концепция), основными задачами противодействия терроризму в Российской Федерации является: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; приоритеты защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, в том числе несовершеннолетних.
Согласно названной Концепции, противодействие терроризму, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма определены Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон №35-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона №35-ФЗ правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст. 2 Закона №35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст. 3 Закона №35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В силу ч. 3.1 ст. 5 Закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Такие требования к объектам Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», далее по тексту - Требования.
В соответствии с п. 14 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
В силу п. 16, 17, 18 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;
обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);
обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), которое достигаете" посредством: установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения; ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации; определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению; подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;
поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);
своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Нижневартовского района проведена проверка исполнения БУ «Нижневартовская районная больница» законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов здравоохранения.
В результате указанной проверки установлено, что БУ «Нижневартовская районная больница» в 2019 году проведено категорирование объекта БУ «Нижневартовская районная больница» филиал в д. Вата (фельдшерско-акушерский пункт), расположенного по адресу <адрес>, по результатам которого объекту присвоена 4 категория опасности.
Согласно разделу VIII Выводы и рекомендации паспорта безопасности на указанный объект указанному Учреждению рекомендовано установить систему видеонаблюдения, обеспечить хранение видеозаписи не менее 30 суток.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача БУ «Нижневартовская районная больница» заместителем прокурора Нижневартовского района внесено представление об устранении нарушений закона об антитеррористической защищенности на объекте здравоохранения, которое до настоящего времени не исполнено.
Согласно ч. 2 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок финансового обеспечения деятельности государственных учреждений определяется законом.
В силу ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Согласно постановлению Губернатора ХМАО - Югры от 01.07.2010 № 118 «О Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (вместе с «Положением о Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры») Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета автономного округа, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий; в пределах своей компетенции организует и осуществляет мероприятия по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; по противодействию идеологии терроризма, в том числе при реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации; проведение категорирования объектов (территорий), используемых для осуществления полномочий в сфере охраны здоровья, правообладателем которых является Департамент, а также контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности указанных объектов (территорий) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Прокурорской проверкой установлено, что БУ «Нижневартовская районная больница» ежегодно направлялись письма в Департамент здравоохранения ХМАО-Югры о необходимости выделения дополнительного финансирования в целях приведения объекта в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения. Вместе с тем, денежные средства до Учреждения не доводились.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства должностными лицами учреждения здравоохранения не предпринят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, что в свою очередь, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в учреждении здравоохранения.
Невыполнение требований к антитеррористической защищенности объекта свидетельствует о нарушении законодательства о противодействии терроризму, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, невозможность своевременного предупреждения и устранения последствий совершения террористического акта, противоречит охраняемым законом интересам общества и государства.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм и, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установленных обстоятельствах, требования прокурора Нижневартовского района о возложении на БУ «Нижневартовская районная больница» и Департамент здравоохранения ХМАО-Югры обязанности по оборудованию системой видеонаблюдения объекта здравоохранения, подлежат удовлетворению, с установлением БУ «Нижневартовская районная больница» срока исполнения указанных обязанностей четыре месяца с даты вступления решения суда в законную силу, Департаменту здравоохранения ХМАО-Югры двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Обязать Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская районная больница» (ИНН №) обеспечить объект: БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская районная больница» филиал в д. Вата (фельдшерско-акушерский пункт), расположенный по адресу <адрес>, системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее одного месяца, в течение четырёх месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент здравоохранения ХМАО-Югры (ИНН №) обеспечить финансирование данных мероприятий в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижневартовский районный суд.
Председательствующий судья: подпись А.В. Житинский
КОПИЯ ВЕРНА «___»___________2024 г.
Подлинный документ находится в деле №
Нижневартовского районного суд
Уникальный идентификатор дела 86RS0№-03
Судья Житинский А.В.________________________
Судебный акт вступил (не вступил)
в законную силу «_____»______________2024 г.
Секретарь суда ______________________