Решение по делу № 2а-803/2017 от 28.11.2017

Дело № 2а-803/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 декабря 2017 года

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Куприянова А.В.,

с участием административного истца Молчановой Т.Ю.,

представителя административного ответчика Счетной палаты Владимирской области на основании доверенности Герасимовой А.А.,

представителя административных ответчиков администрации муниципального образования «Судогодский район» и Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» на основании доверенностей Кузнецовой М.Ю.,

при секретаре Зуевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Судогде Владимирской области административное дело по иску Молчановой Т.Ю, к Счетной палате Владимирской области о признании акта контрольного осмотра земельных участков, расположенных в Головинском сельском поселении Судогодского района Владимирской области, от ... в части, касающейся проверки земельных участков с кадастровыми номерами ... ..., ... незаконным с его последующей отменой; к председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» о признании распоряжения от ... ... «О проведении внеплановой документарной и выездной проверки соблюдения обязательных требований на земельных участках с кадастровыми номерами ..., ..., ...» незаконным с его последующей отменой,

у с т а н о в и л:

... Молчанова Т.Ю. обратилась в Судогодский районный суд с иском к Счетной палате Владимирской области о признании акта контрольного осмотра земельных участков, расположенных в Головинском сельском поселении Судогодского района Владимирской области, от ... в части, касающейся проверки земельных участков с кадастровыми номерами ..., незаконным с его последующей отменой; к председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» о признании распоряжения от ... ... «О проведении внеплановой документарной и выездной проверки соблюдения обязательных требований на земельных участках с кадастровыми номерами ...» незаконным с его последующей отменой.

Определением Судогодского районного суда от ... в качестве административных соответчиков по делу были привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район», администрация муниципального образования «Судогодский район».

В обосновании заявленных требований Молчанова Т.Ю. указала, что ей на праве собственности принадлежат указанные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения. В отсутствии правовых оснований Счетная палата Владимирской области произвела контрольный осмотр и проверку её земельных участков, расположенных в Головинском сельском поселении Судогодского района Владимирской области; что в последующей явилось основанием для вынесения председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» распоряжения от ... ... «О проведении внеплановой документарной и выездной проверки соблюдения обязательных требований на земельных участках с кадастровыми номерами ...».

Указывает, что оспариваемыми нормативными актами нарушены её права как собственника указанных земельный участков, в связи с чем просила признать их незаконными и отменить.

В судебном заседании Молчанова Т.Ю. поддержала административные требования и настаивала на их удовлетворении, дополнительно указав, что внеплановые муниципальные проверки земельных участков федеральным законодательством не предусмотрены, а постановление администрации Владимирской области от ... ... «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Владимирской области» предусматривает данные виды проверок лишь в определенных случаях. Полагает, что федеральное законодательство имеет большую юридическую силу, в связи с чем является недопустимым применение указанного постановления администрации Владимирской области.

Акт контрольного осмотра земельных участков Счетной палатой Владимирской области не содержит обоснований для проведения внеплановой проверки, отсутствуютпризнаки нарушения земельного законодательства, а также указания о нарушении прав государства, его субъектов, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

План работы Счетной палаты Владимирской области на 2017 год не содержит сведений о проверке земельных участков, принадлежащих на праве собственности физическим лицам, что противоречит принципам деятельности административного ответчика, не наделенного полномочиями проверки целевого использования земель. Проверка земельных участков, не находящихся в муниципальной собственности, не могут являться объектом аудита.

Выявленные факты строительства жилых объектов на землях сельскохозяйственного назначения не подтверждены заключениями строительно-технических экспертиз, назначение указанных строений не определено, что не подтверждает доводы руководства Счетной палаты Владимирской области о нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения.

Молчанова Т.Ю. утверждает, что на принадлежащих ей земельных участках отсутствуют объекты капитального строительства, в связи с чем включение их в предмет проверки как Счетной палатой Владимирской области, так и контрольным муниципальным органом нарушают её права землепользователя.

Представитель административного ответчика Счетной палаты Владимирской области Герасимова А.А. просила в удовлетворении административных требований Молчановой Т.Ю. отказать, указав, что Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно, при этом обязательному включению в планы работы подлежат предложения Счетной палаты Российской Федерации, которой было принято решение о проведении контрольного мероприятия «Проверка администрирования налоговыми органами имущественных налогов (земельного и транспортного налогов и налога на имущество физических), уплачиваемых физическими лицами за 2014 и 2015 годы, с целью администрирования доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В рамках указанной проверки, проведенной в период с ... по ..., было проанализировано взаимодействие органов исполнительной власти Владимирской области с органами местного самоуправления по вопросам развития налоговой базы, в том числе по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, включая обследование земельных участков и объектов капитального строительства.

Предметом указанной проверки являлась деятельность органов местного самоуправления Владимирской области, направленная на повышение эффективности администрирования налоговыми органами имущественных налогов и увеличение доходной базы консолидированного бюджета Владимирской области, а также результаты реализации на территории области «дорожных карт», направленных на повышение налогового потенциала Владимирской области в части имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Герасимова А.А. утверждает, что земельный контроль Счетной палатой Владимирской области не осуществлялся, в том числе земельных участков, принадлежащих Молчановой Т.Ю.

Счетной палатой при проведении проверки были использованы данные публичной кадастровой карты и проанализированы сведения, представленные Управлением Росреестра по Владимирской области, УФНС России по Владимирской области и органами местного самоуправления.

По результатам контрольного осмотра был составлен акт от ..., относящийся к документам служебного пользования Счетной палаты и ограниченного распространения; в связи с чем его составление не противоречит действующему законодательству.

Контрольным осмотром установлено, что в границах муниципального образования Головинское сельское поселение ... используются не по целевому назначению около ... земельных участков, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами ..., собственником которых является Молчанова Т.Ю.

На территории указанного муниципального образования были установлены факты строительства объектов недвижимости (жилых зданий) на земельных участках, имеющих категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, и разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства.

Выявленные нарушения, по мнению Счетной палаты Владимирской области, свидетельствуют о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления Судогодского района возложенных нa них функций в части осуществления муниципального земельного контроля, что способствует формированию потерь доходов консолидированного бюджета (около ... ... рублей за 2015-2016 годы).

Указанные результаты проверки нашли свое отражение в информационном письме от ... ..., в котором администрации Судогодского района предложено организовать работу по осуществлению земельного контроля на территории муниципального образования за целевым использованием земельных участков, в том числе предназначенных для сельскохозяйственного производства, которое явилось основанием для организации внеплановой проверки органами местного самоуправления Судогодского района земельных участков Молчановой Т.Ю.

Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования «Судогодский район» и Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» Кузнецова М.Ю. просила в удовлетворении административных исковых требований Молчановой Т.Ю. отказать, указав, что муниципальный земельный контроль на территории Владимирской области осуществляется органами местного самоуправления муниципального района в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений.

Пунктом 9 постановления администрации Владимирской области от ... ... «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Владимирской области» предусмотрена внеплановая проверка, которая проводится в случае получения обращений и заявлений, а также информации от органов государственной власти о наличии признаков нарушений обязательных требований.

На основании полученного акта контрольного осмотра земельных участков администрации было предложено организовать работу по осуществлению земельного контроля на территории муниципального образования за целевым использованием земельных участков; в том числе земельных участков, принадлежащих административному истцу Молчановой Т.Ю.

При наличии законных оснований для проведения внеплановой выездной документарной проверки Молчанова Т.Ю. была надлежащим образом извещена о её проведении: ... ей направлено уведомление, которое она получила .... Проверка запланирована на срок ... рабочих дней с ... по ....

Кузнецова М.Ю. полагает, что оспариваемый акт контрольного осмотра Счетной палаты Владимирской области, распоряжение председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от ... ... вынесены в пределах их полномочий, не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов Молчановой Т.Ю.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу частей 1-3 ст.72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

С учетом указанных норм материального права суд отвергает доводы Молчановой Т.Ю. о наличии противоречий между Федеральным законодательством и постановлением администрации Владимирской области от ... ... «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Владимирской области», поскольку нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации являются составляющей частью земельного контроля.

Порядок осуществления земельного контроля во Владимирской области определен постановлением администрации Владимирской области от ... ... «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Владимирской области».

В силу пунктов 2-3 указанного Порядка муниципальный земельный контроль на территории Владимирской области осуществляется, в том числе, органами местного самоуправления муниципального района в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах, входящих в состав этого района сельских поселений.

Структурное подразделение, ответственное за осуществление земельного контроля, а также перечень должностных лиц, уполномоченных на его осуществление, утверждаются правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с Уставом.

Земельный контроль осуществляется на основании регламентов, утверждаемых органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Владимирской области и муниципальными правовыми актами.

Пунктами 1 и 2 раздела III Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Владимирской области определено, что земельный контроль за соблюдением гражданами обязательных требований осуществляется в форме выездных плановых и внеплановых проверок, проводимых на основании распоряжений (приказов) руководителей органов земельного контроля.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней.

Одновременно п.9 указанного Порядка предусмотрены внеплановые проверки, которые проводятся в случае получения обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, свидетельствующих о наличии признаков нарушения обязательных требований; о возникновении угрозы причинения либо причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства; об угрозе либо возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

О проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется органами земельного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Советом народных депутатов МО «Судогодский район» ... ... утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории сельских поселений, входящих в состав Судогодского района Владимирской области.

Разделом 7 данного Положения предусмотрена возможность организации и проведение муниципального земельного контроля за соблюдением обязательных требований. Одним из видов проверок, проводимых в рамках осуществления муниципального земельного контроля является внеплановая поверка.

Судом установлено, что ... в администрацию муниципального образования «Судогодский район» поступили результаты контрольного мероприятия по проверке деятельности органов местного самоуправления Владимирской области, направленного на повышение эффективности администрирования налоговыми органами имущественных налогов и увеличение доходной базы консолидированного бюджета Владимирской области с актом контрольного осмотра от ....

Из указанного акта следует, что земельные участки с кадастровыми номерами ..., принадлежащие административному истцу Молчановой Т.Ю., с разрешенным видом использования для ведения сельскохозяйственного производства, используются ей не по целевому назначению.

Указанное обращение в соответствии с п.9 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Владимирской области явилось основанием для вынесения председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» распоряжения ... от ... о проведении внеплановой, документарной и выездной проверки соблюдения гражданкой Молчановой Т.Ю. обязательных требований земельного законодательства, поскольку в обращении Счетной палаты Владимирской области было прямо указано о наличии признаков нарушения обязательных требований: использование земельного участка сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению.

Одновременно был определен срок проверки с ... по ..., о чем Молчанова Т.Ю. была извещена надлежащим образом путем направления ей уведомления ... от ..., которое она получила ..., что объективно подтверждено текстом уведомления и почтовым уведомлением о его вручении; не оспаривалось Молчановой Т.Ю. в судебном заседании.

В силу ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), что следует из ч.1 ст.78 ЗК РФ.

Строительство жилых домов и хозяйственных построек в целях удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для ведения сельскохозяйственного производства» действующим законодательством не предусмотрено.

Частью 2 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 № с101-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Принимая во внимание то, что действующим земельным законодательством установлен порядок использования земель сельскохозяйственного назначения и определены последствия их нарушения, представленные Счетной палатой Владимирской области сведения о нецелевом использовании Молчановой Т.Ю. земельных участков с кадастровыми номерами ... являлись достаточным основанием для организации проведения внеплановой проверки использования указанных земельных участков.

Порядок вынесения оспариваемого распоряжения от ... ... председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» соответствует требованиям ст.72 ЗК РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Постановлению администрации Владимирской области от 25.02.2015 № 118 «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Владимирской области», «Положению о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории сельских поселений, входящих в состав Судогодского района Владимирской области», утвержденному Советом народных депутатов муниципального образования «Судогодский район» ... ....

Оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным как по основаниям его вынесения, так и по процедуре извещения Молчановой Т.Ю., суд не усматривает.

Не может суд признать обоснованными и положить в основу настоящего решения доводы Молчановой Т.Ю. о незаконности составления Счетной палатой Владимирской области акта от ... контрольного осмотра земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами ... расположенных в Головинском сельском поселении ...; поскольку предметом проверки Счетной палаты Владимирской области являлась деятельность органов местного самоуправления Владимирской области, направленная на повышение эффективности администрирования налоговыми органами имущественных налогов и увеличение доходной базы консолидированного бюджета Владимирской области и не является актом земельного контроля.

Выявленные Счетной палатой Владимирской области объекты капитального строительства в виде жилых домов в пределах кадастрового квартала, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, объективно свидетельствовали о потерях доходов консолидированного бюджета Владимирской области.

Часть 8 ст.31 Регламента Счетной палаты Владимирской области предусматривает проведение контрольного осмотра (обмера) в ходе проведения контрольного мероприятия.

Учитывая то, что контрольная проверка Счетной палаты Владимирской области была направлена на развитие налоговой базы Владимирской области, а её предметом являлась деятельность органов местного самоуправления; что соответствует целям данного органа внешнего государственного финансового контроля; составление по её результатам документа служебного использования от ... не нарушает прав Молчановой Т.Ю. как собственника земельных участков.

Указание председателя Счетной палаты Владимирской области Туляковой И.В. от ... по результатам проведенной проверки Главе администрации муниципального образования «Судогодский район» на необходимость организации работы по осуществлению земельного контроля на территории муниципального образования за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения соответствует требованиямст.72 ЗК РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Постановлению администрации Владимирской области от 25.02.2015 № 118 «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Владимирской области», которые подлежат исполнению на территории Российской Федерации и Владимирской области в безусловном порядке независимо от указания на них представителя органа внешнего государственного финансового контроля.

Вопрос включения в план работы Счетной палаты Владимирской области проверки органов местного самоуправления, направленной на повышение эффективности администрирования налоговыми органами имущественных налогов и увеличение доходной базы консолидированного бюджета Владимирской области, относится к компетенции Счетной палаты Владимирской области, Счетной палаты Российской Федерации, Коллегии Счетной палаты Российской Федерации; не затрагивает прав и законных интересов Молчановой Т.Ю., в связи с чем не может являться предметом спора по настоящему делу.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания незаконным акта контрольного осмотра земельных участков от ..., выполненного Счетной палатой Владимирской области, в том числе в части проверки земельных участков с кадастровыми номерами ...

При подготовке к судебному разбирательству, а также во время судебного заседания административному истцу Молчановой Т.Ю. разъяснялось, что в соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ на неё возложена обязанность по доказыванию нарушения её прав, свобод и законных интересов оспариваемыми нормативными актами, о признании незаконными которых она настаивает.

Доказательств того, каким образом акт контрольной проверки Счетной палаты Владимирской области от ... и распоряжение председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» ... от ... о проведении внеплановой, документарной и выездной проверки нарушают права Молчановой Т.Ю. как собственника земельных участков с кадастровыми номерами ... по владению, пользованию и распоряжению ими; административным истцом не представлено.

Суд не может признать существенным нарушением прав Молчановой Т.Ю. как собственника земельных участков её утверждение о том, что оспариваемым распоряжением председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» распоряжения ... от ... она была вынуждена присутствовать в зимнее и холодное время года ... на территории принадлежащих ей земельных участков во время их осмотра, поскольку намерение контролирующего органа осмотреть земельные участки сельскохозяйственного назначение само по себе не влечет каких-либо юридических, в том числе неблагоприятных для административного истца, последствий.

Внеплановая проверка исполнения Молчановой Т.Ю. земельного законодательства в области соблюдения требований использования земель сельскохозяйственного назначения до настоящего времени не завершена, каких-либо выводов по её результатам не сделано, нормативных актов не вынесено.

С учетом изложенного, суд признает, что оспариваемыми Молчановой Т.Ю. нормативными актами Счетной палаты Владимирской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» права и законные интересы административного истца как собственника земельных участков сельскохозяйственного назначения не нарушены, в связи с чем её административные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Молчановой Т.Ю. к Счетной палате Владимирской области о признании акта контрольного осмотра земельных участков, расположенных в Головинском сельском поселении ..., от ... в части, касающейся проверки земельных участков с кадастровыми номерами ..., незаконным с его последующей отменой; к председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район», Комитету по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район», администрации муниципального образования «Судогодский район» о признании распоряжения от ... ... «О проведении внеплановой документарной и выездной проверки соблюдения обязательных требований на земельных участках с кадастровыми номерами ... незаконным с его последующей отменой - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                   А.В.Куприянов

Решение в окончательной форме изготовлено ... в 14 часов 55 минут.

2а-803/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Молчанова Т.Ю.
Ответчики
Администрация МО "Судогодский район" Владимирской области
Счетная палата Владимирская область
КУМИ администрации МО Судогодский район
Суд
Судогодский районный суд Владимирской области
Дело на странице суда
sudogodsky.wld.sudrf.ru
28.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
28.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2017[Адм.] Судебное заседание
26.12.2017[Адм.] Судебное заседание
29.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее