<.......>
г. Волгоград 3а-168/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Кердан Л.Н.
рассмотрев 02 февраля 2016 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Строй - Элит» к Губернатору Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ООО «Строй - Элит» (далее - административный истец) 22 декабря 2015 года обратилось с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Председателем Комиссии в адрес ООО «Строй - Элит» направлены письменные разъяснения о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены только в судебном порядке.
ООО «Строй - Элит» 29 декабря 2015 года обратилось в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 6244 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская <адрес> равной его рыночной стоимости в размере.
В обоснование требований указано, что административный истец является арендатором указанного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на административного истца обязанность по уплате арендной платы в необоснованно завышенном размере.
В судебное заседание представитель административного истца Зеленцов В.В., действующий на основании доверенности, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в своё отсутствие, на заявленных требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В ходатайстве также указано, что при вынесении решения ответчик полагается на усмотрение суда.
От административного ответчика Губернатора Волгоградской области и заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области поступили заявления с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Заинтересованное лицо администрация Волгограда явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что ООО «Строй - Элит» пользуется земельным участком с кадастровым номером № <...>, площадью 6244 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на правах, установленных договором аренды от 13.07.2010г. № <...>, и дополнительным соглашением № <...> от 08.02.2013г., заключённым между заявителем и Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (после переименования - Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области), из которых следует, что срок аренды установлен до 13.07.2020г. (л.д. 10-38).
Данный земельный участок относится к категории земель «Земли населённых пунктов, с разрешенным видом использования: <.......>
Из вышеназванных договора аренды и дополнительного соглашений следует, что размер арендной платы в отношении спорного земельного участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Следовательно, определение в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на обязанность арендатора ООО «Строй - Элит» по уплате арендной платы, в связи с чем, у административного истца имеется правовая заинтересованность в установлении кадастровой стоимости в размере равной рыночной стоимости.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области, датой утверждения кадастровой стоимости земель населённых пунктов Волгоградской области является - 01 января 2010 года.
Земельный участок с кадастровым номером № <...> вошел в перечень объектов государственной кадастровой оценки, утверждённый вышеуказанным постановлением Губернатора Волгоградской области.
В силу указанного правового акта, а также данных кадастровой справки (л.д. 39), сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является - 01 января 2010 года. Кадастровая стоимость определена в размере <.......> рублей.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В подтверждение заявленных требований административным истцом суду был представлен отчет <.......> № № <...>, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 1 января 2010 года определена равной <.......> рублей (л.д. 44-137).
Указанный отчет получил положительное экспертное заключение <.......> № <...>, из которого следует, что отчет соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными (л.д. 138-151).
Давая оценку отчету и экспертному заключению, суд исходит из того, что они содержат все предусмотренные законодательством сведения. В них указана необходимая общая информация, идентифицирован объект оценки, приведен анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Административные ответчики по делу и заинтересованные лица возражений о несогласии с заявленными требованиями по мотиву необоснованного снижения кадастровой стоимости объекта оценки суду не представили, как не представили и доказательств того, что величина рыночной стоимости спорного объекта оценки установлена неверно.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учётом правовой позиции, изложенной в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения следует указывать дату подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Как следует из материалов дела, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - 22 декабря 2015 г. (л.д. 43).
При рассмотрении дела судом было также установлено, что Приказом комитета по управлению государственным имуществом по Волгоградской области от 27.10.2015 года № 46-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждены результаты проведения очередной кадастровой оценки.
Из поступившего в Волгоградский областной суд сообщения от 02.12.2015 № АИ-685/2015 за подписью Директора филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области следует, что сведения об очередной кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Волгоградской области внесены в государственный кадастр недвижимости 27 ноября 2015 года.
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «Строй - Элит» к Губернатору Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить в полном объёме.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 6244 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2010 года - <.......> рублей на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - 22 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: /подпись/ И.Г. Кубасов
Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2016 года
<.......>
<.......>