Гражданское дело № 2-425/2024
67RS0007-01-2024-000446-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сафоново 13 мая 2024 года
Сафоновский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи): Басуровой Е.Е.,
при секретаре : З.Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.О.В. к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшения жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
З.О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшения жилищных условий. В обоснование иска указано, что согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения № ххх от дд.мм.гггг № ххх на учет по улучшению жилищных условий были поставлены: истец – З.О.В., Д.В.И. – бывший супруг истца, Д.Д,В. – сын истца и Д.Е.В. – дочь истца, в связи с тем, что ранее они не были обеспечены жилой площадью согласно законодательству, действовавшему в дд.мм.гггг. Решением жилищно-бытовой комиссии учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области № ххх от дд.мм.гггг, на основании протокола совещания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх, истец была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку имеет обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более максимально установленного значения для постановки на соответствующий учет. Считая данное решение незаконным, З.О.В. просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области № ххх от дд.мм.гггг; обязать жилищно-бытовую комиссию учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области восстановить её в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФСИН России по Смоленской области.
Истец З.О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Б.Т.Д,, заявленные требования своего доверителя поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области по доверенности В.А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований З.О.В. как не основанных на законе.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, З.О.В. (ранее Д.О.В.) с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг проходила службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области.
дд.мм.гггг З.О.В. обратилась с заявлением на имя начальника исправительного учреждения о постановке ее на учет по улучшению жилищных условий (л.д.72).
Протокол заседания жилищно-бытовой комиссии исправительного учреждения по данному вопросу отсутствует.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения № ххх от дд.мм.гггг № ххх на учет по улучшению жилищных условий был поставлен Д.В.И. – бывший супруг З.О.В. (л.д.23).
Из книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий учреждения № ххх усматривается запись под номером № ххх о принятии на учет сотрудника Д.О.В. на состав семьи 4 человека (муж Д.В.И., сын Д.Д,В., дочь Д.Е.В.) (л.д.70). Указанная запись не действительной не признавалась.
Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх видно, что в списке сотрудников уголовно-исполнительной системы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, числится З.О.В. (л.д.66).
Таким образом, суд делает вывод, что на учет по улучшению жилищных условий была поставлена З.О.В. на состав семьи 4 человека и на нее заведено учетное дело.
Протоколом заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии ИК-2 от дд.мм.гггг № ххх сотруднику учреждения З.О.В. выделена служебная двухкомнатная <адрес> по адресу: <адрес> (л.д.127).
дд.мм.гггг между ФГУ «ИК-2» УФСИН России по Смоленской области и З.О.В. заключен договор найма служебного жилого помещения № ххх, предоставлена <адрес>, общей площадью 51,7 кв.м. по адресу: <адрес> на состав семьи 3 человека: наниматель З.О.В., Д.Е.В. – дочь нанимателя, Д.Д,В. - сын нанимателя (л.д.122).
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> от дд.мм.гггг № ххх принято решение об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий З.О.В. и пересмотре списка сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.74).
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения дд.мм.гггг заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области послужило решение совещания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Смоленской области, оформленное протоколом от дд.мм.гггг № ххх (л.д.75).
Согласно п.2 Положения о жилищно-бытовой комиссии УФСИН по Смоленской области, утвержденного приказом УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх, комиссия создается в целях рассмотрения вопросов жилищного обеспечения сотрудников и граждан, уволенных из уголовно-исполнительной системы РФ.
Комиссия рассматривает вопросы, в частности о признании сотрудников УИС, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия их на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях и снятия с этого учета. Ведение учета сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до дд.мм.гггг (л.д109,110).
Жилищно-бытовой комиссией УФСИН России по Смоленской области дд.мм.гггг было принято решение о возложении обязанности на жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области исключить из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий З.О.В. и привести в соответствие сводный список нуждающихся. Решение было принято ввиду утраты истцом оснований, дающих право на признание нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность заявителя и членов ее семьи жилой площадью на одного члена семьи, после приобретения в собственность квартиры, стала составлять более учетной нормы.
Во исполнение решения жилищно-бытовой комиссией УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг, жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области дд.мм.гггг принято решение об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий З.О.В. и пересмотре списка сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение оформлено протоколом № ххх от дд.мм.гггг.
Приказом ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх «О создании жилищно-бытовой комиссии и о признании утратившим силу приказа ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх» утвержден состав жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области и Положение о жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области (л.д.45).
Согласно п.2 Положения - комиссия создается для решения вопросов по учету сотрудников, работников и пенсионеров учреждения, нуждающихся в жилье или улучшении жилищных условий, по предоставлению им необходимого жилья, по оформлению и получению ими субсидий на приобретение жилья или улучшение жилищных условий, по оформлению и получению ими жилищных сертификатов.
Комиссия является общественным формированием учреждения, является совещательным органом. Ее решения оформляются протоколами, которые вступают в силу после утверждения их начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области.
Заседание жилищно-бытовой комиссии учреждения проводятся по мере необходимости. На заседании должно присутствовать не менее половины ее членов. Решение принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих членов комиссии (п.п. 14,15 Положения).
Состав жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области включает 7 сотрудников учреждения (л.д.47).
Из вышеуказанного протокола заседания жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг следует, что заседание проводилось в составе 7 членов комиссии, что не противоречит п.14 Положения о жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области и свидетельствует о соблюдении прав истца.
Представитель истца утверждает, что у ответчика отсутствовали основания для снятия З.О.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку последняя была принята на учет до дд.мм.гггг, то есть до введения в действия Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до дд.мм.гггг, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, З.О.В. поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до дд.мм.гггг, могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до дд.мм.гггг, давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ч. 1 статьи 29 ЖК РСФСР (действовавшего на момент постановки истца на учет) нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
На дату включения З.О.В. и членов ее семьи в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Смоленской области учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и порядок предоставления жилых помещений осуществлялись в соответствии с Законом Смоленской области от 19.12.1996 N 36-з "О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области" (далее Закон от 19.12.1996 N 36-з).
В соответствии с п.п. «а» п.1 ст.7 Закона от 19.12.1996 N 36-з, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 6,5 кв. метров.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений снятие З.О.В. с жилищного учета было возможно только в случае такого улучшения жилищных условий, при котором на каждого члена ее семьи приходилось бы более 6,5 кв. м жилой площади.
З.О.В. на основании договора купли-продажи от дд.мм.гггг приобрела ? долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от дд.мм.гггг (л.д.26).
Впоследствии истец распорядилась приобретенной в собственность квартирой ? долей), подарила несовершеннолетним детям – З.Н.С. и Д.Е.В., то есть жилое помещение выбыло из ее собственности по ее воле (л.д.120,121).
Собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, являются дети истца – З.Н.С. (3/8 доли), Д.Е.В. (3/8 доли), Д.Д,В. (1/4 доли), о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от дд.мм.гггг (л.д.27).
Общая площадь вышеуказанного жилого помещения составляет 65,4 кв.м.
Также судом установлено, в собственности З.С.Г. (супруг истца) находится жилое помещение (1/2 доля), расположенное по адресу: <адрес> Общая площадь вышеуказанного жилого помещения составляет 52 кв.м. (л.д.36).
Учитывая, что З.Н.С., Д.Е.В., Д.Д,В. и З.С.Г. являются членами семьи З.О.В. (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ), то с учетом принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, а также жилого помещения, находящегося в пользовании, они обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы.
Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР) является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Таким образом, поскольку З.О.В. и члены ее семьи имеют обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не ниже уровня, установленного Законом Смоленской области от 19.12.1996 N 36-з (Закон Смоленской области от 13.03.2006 N 6-з.), то суд приходит к выводу о том, что она утратила основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, и была обоснованно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких данных решение жилищно-бытовой комиссии учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области № ххх от дд.мм.гггг об исключении З.О.В. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, основано на законе. Требования истца в этой части удовлетворению не подлежат.
То обстоятельство, что З.О.В. распорядилась своим имуществом в пользу несовершеннолетних детей, суд расценивает как намеренное ухудшение своих жилищных условий, а обстоятельство приобретения квартиры за счет средств материнского (семейного) капитала, правового значения для решения вопроса о нуждаемости не имеет.
Поскольку суд не нашел оснований для удовлетворения иска в части признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг, исковые требования о возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшения жилищных условий удовлетворению также не подлежат, как производные от основного требования, в удовлетворении которого отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований З.О.В. к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшения жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Е.Е. Басурова
Копия верна
Судья Сафоновского районного суда
Смоленской области: Е.Е. Басурова
Мотивированное решение суда изготовлено 20.05.2024