Дело № 2-249/2022
УИД 44RS0015-01-2021-000335-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2022 года п. Вохма
Вохомский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Белеховой Г.А.,
с участием прокурора Емельянова Е. А.,
при секретаре Тимониной С. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СПЕЦТРАНС» о возложении обязанности обеспечить своевременное оказание коммунальных услуг по обращению с ТКО,
установил:
Заместитель прокурора Октябрьского района Костромской области обратился в суд с указанным иском, просил возложить обязанность на регионального оператора - ООО «СПЕЦТРАНС» по исполнению обязанностей по своевременному оказанию коммунальных услуг по обращению твердыми коммунальными отходами на территории населенных пунктов Октябрьского района Костромской области: с. Луптюг, дер. Забегаево, с. Введенье,, дер. Кузьмины, с. Ильинское, дер. Кокоры, дер. Лебеди, с. Соловецкое, дер. Филино, дер. Нефедовка, дер. Сивцево, с. Ратчина, дер. Останино, дер. Андреево, п. Отрадный, дер. Катушенки, дер. Клюкино, дер. Ушаково, дер. Ирдом, дер. Даровая, дер. Малиновка, дер. Шумково, Аэропорт, с. Боговарово (при среднесуточной температуре +5° и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°) не реже одного раза в сутки.
В обоснование исковых требований истец указал на то, что прокуратурой Октябрьского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории района, установлено, что в нарушение законодательства ООО «СПЕЦТРАНС» не надлежаще исполняет обязанности по предоставлению населению района коммунальной услуги по обращению с ТКО, а именно собирает и вывозит твердые коммунальные отходы один раз в неделю вместо сроков, установленных п. 17 приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом региональным оператором ООО «СПЕЦТРАНС» вывоз ТКО осуществляется только с территории с. Боговарово, Октябрьского района Костромской области бестарным способом 1 раз в неделю. В населенных пунктах с. Луптюг, дер. Забегаево, с. Введенье, дер. Кузьмины, с. Ильинское, дер. Кокоры, дер. Лебеди, с. Соловецкое, дер. Филино, дер. Нефедовка, дер. Сивцево, с. Ратчина, дер. Останино, дер. Андреево, п. Отрадный, дер. Катушенки, дер. Клюкино, дер. Ушаково, дер. Ирдом, дер. Даровая, дер. Малиновка, дер. Шумково, Аэропорт, услуга по вывозу ТКО не предоставляется. Пунктом 17 приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что региональный оператор обязан обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Периодичность вывоза ТКО направлена на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Истец указывает также на то, что сам факт более редкого вывоза ТКО является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, относящихся к числу неотъемлемых конституционных прав граждан (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ). Региональным оператором не приняты меры к выполнению обязанностей по надлежащему сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации, и размещению твердых коммунальных отходов.
С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой Октябрьского района 30.05.2022г. в адрес регионального оператора внесено представление, по результатам рассмотрения которого допущенные нарушения не устранены. Кроме того, в отношении ответчика прокуратурой района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 КоАП РФ. Ответчик признан виновным в совершении данного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании прокурор Емельянов Е. А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «СПЕЦТРАНС» Любимова В.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование своих возражений указала на то, что на территории Октябрьского района сбор отходов производится бестарным и тарным способами. В с. Боговарово и части населенных пунктов д. Клюкино, д. Ушаково, д. Катушенки, д. Ирдом, п. Отрадный, д. Андреево действует бестарный способ сбора отходов по графику, который согласован с администрацией сельского поселения, здесь сбор и вывоз мусора осуществляется один раз в неделю. В других населенных пунктах района сбор отходов осуществляется тарным способом, то есть на специально оборудованных площадках. Таких площадок не имеется, поэтому ответчик не имеет возможности приступить к оказанию услуг на территориях указанных истцом населенных пунктов. Кроме того, некоторые населенные пункты расположены на значительном расстоянии, дороги туда непроезжие, что затрудняет оказание услуги. Со своей стороны региональный оператор не обращался с какими-либо заявлениями об оборудовании контейнерных площадок или ремонту дороги.
Представитель третьего лица Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежаще и своевременно.
Представитель третьего лица администрации Октябрьского района Костромской области не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит по угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Установлено, что 29.05.2018 между Департаментом строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области и ООО «СПЕЦТРАНС» по результатам проведенных конкурсных отборов региональных операторов по обращению с ТКО заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Октябрьского муниципального района по зоне деятельности № 3 в соответствии с положениями Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, утверждена приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 22.12.2016г. № 576.
В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами (таблица 17) в зону деятельности № 3 регионального оператора входит территория Октябрьского муниципального района, со следующими сельскими поселениями: Луптюгское сельское поселение, Новинское сельское поселение, Покровско�������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно п. 4 Правил, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Пунктом 10 Правил установлено, что в соответствии с условиями договора складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами :
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком ООО «СПЕЦТРАНС» вывоз ТКО осуществляется только из с. Боговарово, дер. Катушенки, дер. Антоновщина, дер. Клюкино, дер. Ушаково, п. Отрадный, дер. Андреево бестарным способом один раз в неделю, что следует из справки администрации Октябрьского муниципального района от 26.05.2022г.
В населенных пунктах с. Луптюг, дер. Забегаево, с. Введенье, дер. Кузьмины, с. Ильинское, дер. Кокоры, дер. Лебеди, с. Соловецкое, дер. Филино, дер. Нефедовка, дер. Сивцево, с. Ратчина, дер. Останино, дер. Ирдом, дер. Даровая, дер. Малиновка, дер. Шумково, Аэропорт, услуга по вывозу ТКО ответчиком не предоставляется, что противоречит условиям соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в зоне деятельности № 3 от 29.05.2018г., заключенного между региональным оператором и Департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Статьей 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно пп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 17 приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что региональный оператор обязан обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз ).
Пунктом 4.1 Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Костромской области по зоне деятельности № 3 от 29.05.2018г. предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечивать оказание услуги по обращению с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт не вывоза ответчиком ТКО является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Ответчиком - региональным оператором - не приняты меры к выполнению обязанностей по надлежащему сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов с территории вышеуказанных населенных пунктов.
В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отхода отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п 11 СанПиН2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры: наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.
Таким образом, постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 определен порядок действий регионального оператора в случае складирования мусора вне мест (площадок) накопления ТКО. Соответственно, если место накопления отходов расположено в зоне деятельности регионального оператора, то независимо от того, каким образом собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарным способом ), региональный оператор обязан соблюдать требования п. 11 СанПиН2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в том числе, в части периодичности вывоза отходов.
Ответчиком не исполняются обязательства по осуществлению деятельности по обращению с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического законодательства.
При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района Костромской области удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «СПЕЦТРАНС» обязанность по осуществлению вывоза твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов Октябрьского района Костромской области: с. Луптюг, дер. Забегаево, с. Введенье,, дер. Кузьмины, с. Ильинское, дер. Кокоры, дер. Лебеди, с. Соловецкое, дер. Филино, дер. Нефедовка, дер. Сивцево, с. Ратчина, дер. Останино, дер. Андреево, п. Отрадный, дер. Катушенки, дер. Клюкино, дер. Ушаково, дер. Ирдом, дер. Даровая, дер. Малиновка, дер. Шумково, Аэропорт, с. Боговарово (при среднесуточной температуре +5° и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°) не реже одного раза в сутки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Вохомский районный суд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья: Г. А. Белехова
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2022г.