Решение по делу № 2-214/2023 от 23.01.2023

Гражданское дело

УИД: 05RS0-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 12 апреля 2023г.

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Ахмедханова М.М.,

при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,

с участием представителя истца ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО14, поданное представителем по доверенности ФИО9, к Администрации ГО «<адрес>» об обязании предоставить жилое помещение вне очереди сироте, оставшейся без попечения родителей,

установил:

ФИО9 в интересах Керимхановой С.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 2005г. является лицом, которое относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет. Отца у истицы нет, а мать лишена родительских прав, решением Будённовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы Администрации Буденновского МР <адрес>, над ФИО1 была установлена опека ФИО4, проживающей в <адрес>, РД, которая перевезла девочку к себе по месту жительства. На основании вышеуказанного постановления за ФИО10 было закреплено право на получение жилой площади вне очереди, по окончанию срока попечительства. Переехав в <адрес> РД по месту жительства опекуна, в 2015г. она была поставлена на учёт и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Постановлением Администрации ГО «<адрес>» «О жилищном вопросе» от ДД.ММ.ГГГГ за .

ДД.ММ.ГГГГ Керимханова С.В. вышла замуж за ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и проживает в настоящее время в <адрес>. На иждивении имеется 3 несовершеннолетних детей. Керимханова С.В., как ребенок-сирота, оставшаяся без попечения родителей, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки.

По окончанию опеки, последней как ребенку-сироте, так и не было выделено жильё.

Керимханова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте для получения жилья в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Администрации ГО «<адрес>» под . На ДД.ММ.ГГГГ с учётом передвижения, согласно общего списка детей-сирот, она значится за . Если очередь будет продвигаться, так же как и сейчас, истица получит жильё только в 2030г. Хотя в очереди на получение жилья она должна была быть поставлена с 2005г., то есть с того момента, когда она осталась сиротой в <адрес>.

С целью разрешения сложившейся ситуации, Керимханова С.В. обратилась с письмом в Администрацию ГО «<адрес>» с просьбой предоставления жилья вне очереди, откуда ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ Администрацией ГО «<адрес>» за , о том, что жилые помещения выдаются в порядке очереди, по форме утвержденного списка.

На основании вышеизложенного, просит суд обязать Администрацию ГО «<адрес>» предоставить Керимхановой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке.

Истице Керимхановой С.В. было направлено извещение по адресу указанному в исковом заявлении, однако постовая корреспонденция вернулась обратно без причины возврата.

Представитель истца ФИО9 на судебном заседании исковых требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным обстоятельствам. Пояснил суду, что ФИО6 осталась без попечения родителей в Детском доме <адрес>. После установления над ней опеки она была перевезена в <адрес> и проживает в <адрес> с 2005г., но поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она имеет на иждивении троих малолетних детей и ей, как ребенку-сироте, так и не было выделено жильё.     

Представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>», будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, с заявлением либо ходатайством в адрес суда не обращался.

Представитель третьего лица Отдела Опеки и Попечительства, будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направив в адрес суда заключение и заявление, в котором просит о рассмотрении дела без его участия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство образования РД и Министерство Финансов РД.

Третье лицо - Министерство образования РД, будучи надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об уважительных причинах неявки представителя суду не сообщило, об отложении рассмотрения дела или рассмотрении в отсутствие своего представителя не просило.

Третье лицо – Министерство финансов РД, Министерство образования и науки РД, будучи надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, направив в суд письменное возражение, в котором в удовлетворении исковых требований истца просит отказать и освободить их от участия в судебном заседании.

    В виду изложенного, суд в соответствии с ч. ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Конституцией РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Ввиду изложенного, суд находит обращение Керимхановой С.В. в суд с настоящим исковым заявлением обоснованным.

Из копии свидетельства о заключении брака серии II-БД от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вступила в брак с ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с присвоением ей фамилии Керимханова.

Частью 1 ст. 8 указанного ФЗ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, было определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно положениям ст. 8 указанного ФЗ в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Судом установлено, что за Керимхановой С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. закреплено право на получение жилой площади вне очереди по окончанию срока попечительства, что подтверждается Постановлением главы Администрации Буденновского МР <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии паспорта серии 82 19 от ДД.ММ.ГГГГ., усматривается, что Керимханова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в РД, <адрес>.

Помимо всего вышесказанного, из материалов дела усматривается, что семья Керимхановой С.В., является многодетной и малоимущей, среднедушевой доход семьи составляет 2 646,20 рублей.

Согласно постановлению Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, Керимханова С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

        Согласно материалам дела, на ДД.ММ.ГГГГ с учетом передвижения, согласно общего списка детей-сирот, Керимханова С.В. значится за .

        Каким-либо недвижимым имуществом истец Керимханова С.В. не обладала, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ.

        Кроме этого, суд принимает во внимание, что дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

        Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

        Согласно заключению Отдела Опеки и попечительства Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за , следует отказать в удовлетворении исковых требований Керимхановой С.В., на основании того, что предоставление внеочередного жилого помещения не предоставляется возможным, поскольку и у остальных лиц из числа детей-сирот, состоящих в Списке, также имеются соответствующие основания.

    Представленное в адрес суда заключение не является основанием для критической оценки исковых требований истца, ввиду следующего.

        На момент достижения истцом совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет закон содержал самостоятельную норму, регламентирующую внеочередное предоставление жилого помещения лицам из числа детей- сирот, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (Постановление Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 401 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 366), при этом законом в качестве обязательного условия для постановки на учет не предполагалась подача заявления заинтересованным лицом, относящимся к данной категории граждан.

        То есть, государство всегда возлагало обязанность защищать права детей- сирот на органы исполнительной власти. В данном случае эта обязанность по отношению к Керимхановой С.В. не была исполнена должным образом, поскольку, с учетом анализа норм действовавшего на тот момент законодательства, при отсутствии в законе заявительного характера постановки таких лиц на учет, орган опеки и попечительства должен был принять меры по постановке истца на учет.

        Так же суд принимает во внимание, что Керимханова С.В. является наименее защищенным участником спорных правоотношений, поэтому несвоевременный учет органами исполнительной власти истца в качестве нуждающегося в жилом помещении не может являться основанием лишения его конституционного права на жилище.

        В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

        В соответствии со ст. 1 Закон РД от 04.12.2008г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РФ наделены на неограниченный срок государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет (ст. 1).

        Статьей 3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.

        Кроме того, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -КГ14-2, Определении ВС РФ от 18.07.2017г. -КГ17-4, Определении ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -КГ18-8, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

        Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении прав истца ФИО7 на обеспечение его жилым помещением по истечении более семи лет с постановки на учет для получения жилья по указанной категории, истец не обеспечен жильем по договору найма специализированного жилого помещения по настоящее время.

        Каких-либо возражений по заявленным требованиям, ответчиком в суд не представлено.

        Таким образом, суд считает, что установленные в судебном заседании обстоятельства дела, не оспариваемые сторонами, подтверждаются исследованными доказательствами, в связи с чем, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований ФИО12 к Администрации ГО «<адрес>»,

        На основании вышеизложенных норм, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования ФИО11, поданные представителем по доверенности ФИО9, к Администрации ГО «<адрес>» об обязании предоставить жилое помещение вне очереди сироте, оставшейся без попечения родителей, удовлетворить.

Обязать Администрацию ГО «<адрес>» предоставить ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.

Судья М.М. Ахмедханов

2-214/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Керимханова Снежана Васильевна
Ответчики
Администрация ГО "город Избербаш"
Другие
Министерство финансов РД
Наврузбеков Магомедрасул Алжанбекович
Министерство образования РД
Отдел опеки и попечительства Администрации ГО "Город Избербаш"
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Судья
Ахмедханов Мурад Магомедович
Дело на странице суда
izberbashskiy.dag.sudrf.ru
23.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2023Передача материалов судье
26.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
12.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее