Дело №12-6/2020
УИД:21RS0003-01-2020-000075-02
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
16 июня 2020 года село Яльчики
Судья Яльчикского районного суда Чувашской Республики Филиппов А.В., с участием лица, привлеченного к административной ответственности ИП Никитина Г.Н., помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Турхина М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики жалобу индивидуального предпринимателя Никитина Геннадия Николаевича на постановление начальника Территориального отделения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в Батыревском районе от ДД.ММ.ГГ о привлечении индивидуального предпринимателя Никитина Геннадия Николаевича к административной ответственности по ч.1 ст.6.35 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, судья,
установил:
Постановлением начальника Территориального отделения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в Батыревском районе от ДД.ММ.ГГ ИП Никитин Г.Н. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.6.35 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением ИП Никитин Г.Н. обжаловал его и просит отменить, указывая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.35 ч. 1 КоАП РФ.
При проведении проверки прокуратурой Яльчикского района Чувашской Республики деятельности промышленной площадки выявлены нарушения обязательных требований, выразившейся в следующем:
в нарушение ст. 11, п.1 ст. 2 Федерального закона, п. 3.7 Санитарно- эпидемиологические правил и нормативов СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», территория своевременно не очищается от накопленных производственных отходов, отсутствует контейнер для сбора ТКО, использованные пластиковые бутылки хранятся в отдельном помещении, территория захламлена металлоломом;
в нарушение п. 1.4, 1.5 СанПин, договора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными и производственными отходами не представлены.
Работа по изготовлению железно-бетонных изделий является сезонной работой, то есть на момент проведения проверки работниками прокуратуры Яльчикского района ЧР, производство по изготовлению ж/б изделий было приостановлено, территория находилась чистой и ухоженной. Никаких угроз охраняемым общественным отношениям им не было допущено и не допускалось.
Непосредственная работа по изготовлению железно-бетонных изделий связанна с металлическими изделиями, все данные металлические изделия являются сырьем производства, которые в последующем будут использованы в работе, а также разобранные металлоконструкции.
В части нарушения п. 1.4, 1.5 СанПин, что не имеется договора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными и производственными отходами, при изготовлении ж/б изделий, каких-либо отходов на территории не имеется (безотходное производство). Также на территории имеется металлический контейнер, который с момента открытия производства не заполнился отходами. Пластиковые емкости хранятся в отдельном помещении, которые в будущем будут использованы.
Соответственно отсутствует его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35. КоАП РФ.
Просит отменить постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в Батыревском районе от ДД.ММ.ГГ о привлечении ИП Никитина Г.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
В судебном заседании ИП Никитин Г.Н. жалобу поддержал в полном объеме и просил ее удовлетворить. Пояснил, что в 2019 году им не заключался договор на вывоз твердых коммунальных отходов. Бумажные отходы сжигались в специальной ёмкости. Пластмассовые изделия складировались в специальном помещении и использовались с дальнейшем.
Представитель Роспотребнадзора, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время в судебное заседание не явился.
Выслушав доводы жалобы Никитина Г.Н., мнение помощника прокурора района Турхина М.С., полагавшего оставить жалобу ИП Никитина Г.Н. без удовлетворения, а постановление без изменения, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.1 ст.6.35 КоАП РФ несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", а также Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другими нормативно-правовыми актами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 22 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 5.7 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30.05.2001, на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО. Как следует из постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГ №, прокуратурой Яльчикского района Чувашской Республики на основании приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 1 апреля 2014 г. N 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании», 25.12.2019 года совместно с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Батыревском районе проведена проверка деятельности промышленной площадки ИП Никитина Г.Н., расположенного по адресу: ..., на предмет соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
По результатам проверки деятельности ИП Никитина Г.Н. установлены следующие нарушения:
в нарушение ст. 11, п.1 ст.2 Федерального закона, п.2.8 Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.) (далее-СанПиН) территория своевременно не очищается от накопленных производственных отходов, отсутствует контейнер для сбора ТКО, использованные пластиковые бутылки хранятся в отдельном помещении, территория захламлена металлоломом;
в нарушение п.1.4, 1.5 СанПиН договора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными и производственными отходами не представлены.
Из анализа Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению обезвреживанию отходов производства и потребления» норма п.2.8 отсутствует.
Указание в постановлении по делу о назначении наказания на нарушение ИП Никитиным Г.Н. п.п.1.4, 1.5 названного СанПиН, согласно которому настоящие требования не распространяются: на полигоны захоронения радиоактивных отходов; полигоны твердых бытовых и смешанных отходов; могильники для органических веществ и трупов животных; склады просроченных и непригодных к использованию лекарственных препаратов и пестицидов; обезвреживание и захоронение трупов павших животных, конфискатов и отходов ветлечебниц и мясокомбинатов производится в соответствии с действующими правилами ветеринарно-санитарной службы, а в случаях эпидемиологической опасности - в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением, суд считает не верным в связи с неправильным применением данных норм к возникшим правоотношениям. Тем самым суд апелляционной инстанции исключает из постановления по делу об административном наказании вмененные ИП Никитину Г.Н. нарушения п.п.1.4,1.5,2.8 СанПиН 2.1.7.1322-03.
Также суд исключает на нарушение ИП Никитиным Г.Н., выразившееся в захламлении территории площадки металлоломом. Как видно из материалов дела и объяснением ИП Никитина Г.Н., его деятельность связана с изготовлением железо-бетонных изделий. Данные металлические изделия и конструкции предназначались для изготовления Ж\Б конструкций. В постановлении не раскрыта, в чем заключается захламленность территории металлоломом. Наличие на территории площадки металлических изделий, конструкций сами по себе не могут быть признаны металлоломом. При таких обстоятельствах указанное подлежит исключению из постановления по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем факт нарушения ИП Никитиным Г.Н. требований законодательства об окружающей природной среды и природопользования, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно в том, что территория своевременно не очищается от накопленных производственных отходов, отсутствует контейнер для сбора ТКО, использованные пластиковые бутылки хранятся в отдельном помещении, отсутствуют договора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными и производственными отходами за 2019 год, нашло свое подтверждение следующими доказательствами: актом проверки от ДД.ММ.ГГ, справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГ, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, объяснением ИП Никитина Г.Н. от ДД.ММ.ГГ, постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГ №.
Выявленное является нарушением ст. 11, ст.22 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. и создает действительную непосредственную угрозу и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Таким образом, ИП Никитиным Г.Н. совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований законодательства об окружающей природной среды и природопользования, в частности санитарно-эпидемиологического законодательства, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.6.35 КоАП РФ.
Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности ИП Никитина Г.Н. в совершении указанного административного правонарушения, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие правонарушения и подтверждают вину, а потому обоснованно признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Действия ИП Никитина Г.Н. правильно квалифицированы по ч.1 ст. статьи 6.35 КоАП РФ.
Должностным лицом административного органа с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ наказание назначено в размере менее минимального размера административного штрафа. В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В данном случае к административной ответственности привлекается не юридическое лицо и данная норма применена ошибочно вместо п.2.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии в действиях ИП Никитина Г.Н. состава вмененного правонарушения, противоречат установленным обстоятельствам и не подтверждаются исследованными доказательствами, не доверять которым у суда нет оснований, доказательства полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину ИП Никитина Г.Н. При этом, нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения к малозначительным правонарушениям отнесено быть не может.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд РЕШИЛ:
Постановление начальника Территориального отделения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в Батыревском районе от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.6.35 Кодекса Российской Федерации, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Никитина Геннадия Николаевича, изменить, исключив из вмененного нарушения п.п.1.4,1.5 Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.),
В остальной части постановление начальника Территориального отделения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в Батыревском районе от 14.01.2020 года оставить без изменения, а жалобу ИП Никитина Г.Н. - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через Яльчикский районный суд Чувашской Республики
Судья А.В.Филиппов